FAQ: студия звукозаписи малыми средствами
Если есть возможность и желание строить, то надо все взвесить, может быть даже отдолжить и если уж строить…Итак, немного теории:
Какие нужны размеры? Между двумя стенами вписывается четверть волны, длина которой и определяет первую гармонику резонанса. Каждая пара стен (или пол и потолок) дают свою частоту. Хуже всего когда 2 или тем более все 3 частоты совпадают! Например 3х3х3 м…
При одном из размеров порядка 3 м основной резонанс находится около частоты в 100 Гц, что весьма неприятно! Кроме того вторая гармоника в 200 Гц может быть также существенной. Конечно можно применять всякие ловушки, но при столь малых размерах их эффективность невелика…
Что делать? Оптимально снизить этот резонанс до величины реально перестающей мешать, а это значит ниже частоты большого барабана, т.е. меньший размер должен быть порядка 6 м. Понятно что этот размер высота помещения… Остальные резонансы еще ниже и нам будут мешать их гармоники, которые не должны совпадать и должны равномерно распределиться. Для этого используются оптимальные соотношения сторон – 1 – 1.4 – 1.9. Это значит что ширина комнаты должна быть 6х1.4= 8.4 м и длина 6х1.9=11.4м, т.е. комната площадью 8.4х11.4= 96 м.кв. при высоте в 6 м. Это минимальные размеры профессиональной студии… Они могут быть конечно и больше, но при их уменьшинии приходится мириться со всякими компромиссами… В принципе в комнате в 40 м.кв. можно вполне прилично работать, ибо в ней можно соблюсти еще одно правило которое помогает в работе – от микрофона до ближайшей стены не менее 3 м! Мне конечно возразят что многие профессионалы работают в меньших помещениях…это правда, но это не значит что это хорошо и правильно!
Что же тогда делать?
1. Соблюдать по возможности выше приведенные пропорции.
2. Стены в микрофонной делать как можно более непараллельными
3. В контрольной комнате стены также должны быть кривыми, но симметричными относительно мониторов.
4. Все стены, особенно заднюю надо хорошо обработать, в углах и не только расположить ловушки.
5. Чем больше каждое помещение, тем лучше, но уж никак не меньше 12-15 м.кв.
6. Кроме основных 2-х помещений обязательно нужен туалет, прихожая, склад, желательно помещение для компьютеров, желательно комната отдыха, желательно дополнительная отдельная вокальная кабина площадью 6-10 м.кв.
rmmedia.ru
Как делать акустическую отделку студии звукозаписи.
Как делать акустическую отделку студии звукозаписи.
Как делать акустическую отделку/мембранное звукопоглощение часть 1.
Акустическая отделка студии включает в себя набор различных материалов, элементов и их комбинаций, применяемый при внутренней обработке студии, необходимый для создания требуемых характеристик звукового поля. В контрольных комнатах акустическая обработка в совокупности с правильным выбором геометрии помещения применяется для создания равномерно распределенного, сбалансированного частотного отклика в как можно более широком спектральном диапазоне. При обработке, как в больших, так и в малых студийных зонах важно не переглушить звук, сделав его «мертвым». Основная задача – соблюсти акустический баланс во всем слышимом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.
Акустическая отделка студии записи
В этих целях, а также из-за сравнительно большой длины звуковой волны на низких частотах, рекомендуется использовать не только пористые поглотители, но и абсорберы, работающие по другим принципам. Пористые поглотители эффективны в том случае, когда молекулы воздуха движутся в волне звукового давления (компонент скорости), и когда длина этой волны не превышает более чем в 4 раза толщину поглотителя. Например, на 400 Гц длина волны составляет 850 мм, поэтому толщина поглотителя должна быть не менее ¼ от этого, то есть не менее 200 мм. Из-за того, что воздух не движется на границе раздела сред, 100 мм поглотитель относят и закрепляют на расстоянии 100 мм. от стены/потолка. Подобное применение пористых абсорберов весьма практично, и получило широкое распространение.
Абсорбция/диффузия при помощи решетчатых конструкций.

акустическая отделка студии перфорированными панелямиМетодика установки деревянных планок с различными воздушными промежутками между ними известна давно. Зазоры между планками должны повторяться и составлять 5 мм, 8 мм и 10 мм. Монтаж производится на деревянный каркас, внутрь которого проложена акустическая пена или минеральная вата. Данная конструкция поглощает звук по принципу резонатора Гельмгольца, обладает рассеивающим свойствами в области 1 кГц и, что достаточно важно, отражает звуковые волны на высоких частотах, помогая таким образом соблюсти требуемый акустический баланс. Обычно, дифракторы этого типа устанавливаются на тыловой стене либо подвешиваются на потолок в центре контрольной комнаты студии, и, помимо прочего, позволяют формировать волновое поле рассеянного звука. Делая глубину воздушного зазора позади дифракционной решетки различной, можно добиться расширения рабочего диапазона частот, поглощаемых конструкцией.

Чертеж акустической отделки студии

Акустическая обработка студии

Акустическая обработка стены студии
Мембранное звукопоглощение.
Одной из самых важных методик работы со звуком в контрольной комнате студии является поглощение низких частот при помощи мембран. Будучи чувствительной к давлению, мембрана за счет своих вязкоупругих свойств, преобразует часть звуковой энергии в колебательные движения и поглощает ее. Мембранное поглощение абсолютно не зависит от длины волны. Максимумы звукового давления наблюдаются в углах помещения, таким образом, именно там следует размещать абсорберы мембранного типа. Сама мембрана должна обладать значительной массой и жесткостью для того чтобы накапливать энергию давления звуковой волны, и, в то же время, быть достаточно эластичной, для того чтобы совершать колебательные движения, и рассеивать накопленную энергию в виде тепла.
Все указанные характеристики будут соблюдены, если изготовить герметичную камеру прямоугольной формы и поместить ее непосредственно за мембраной. Получится конструкция, похожая на прямоугольный односторонний барабан. Внутрь следует проложить пористый поглотитель типа минеральной ваты или акустической пены, и поместить все устройство на стене или потолке помещения.
Как указывалось ранее, данный поглотитель не зависит длины волны, поэтому при толщине всего 150 … 200 мм он эффективно работает в низкочастотной области спектра. Также важно, что он не вносит избыточное поглощение высоких частот, что неизбежно произошло бы при использовании его пористого аналога.

Акустическая отделка потолка студии


Акустическая обработка студии записи
ASW, AUDIO PRO, B&W, Cambridge Audio, Canton, Cerwin-Vega!, DALI, Dynaudio, Elac, HECO, JAMO, JBL, KEF, KLIPSCH, Luxman ,MAGNAT, Martin Logan, Meridian, MONITOR AUDIO, Mission, MT-Power, NAD, Onkyo, Integra, PARADIGM, PMC, PSB, Q Acoustics, RBH, Sonus Faber, SpeakerCraft, TANNOY, TRIANGLE, Wharfedale, YAMAHA, Anthem, ARCAM, Denon, Harman/kardon, Marantz, NAD, Pioneer, SHERWOOD, Arcus, Cambridge Audio, Cyrus, Denon, Micromega, MORDAUNT-SHORT, Musical Fidelity, PARASOUND, Pioneer, Pro-Ject, Rotel, THORENS, Clearaudio, LOEWE, Audio-Technica
pixel-hd.blogspot.com
Акустическое оформление домашней студии
Качественная запись, сведение и мастеринг без надлежащей акустической отделки студии невозможны. Это, я думаю, известно всем и касается не только профессиональных студий, а студий любого класса, в том числе и домашних, о которых пойдёт речь в данной статье.
Вы, возможно, подумаете, что эта статья – сплошная теория, в частности физика, математика и прочая ерунда. Но, спешу вас обрадовать – этого не будет! Данная статья – лишь собрание общих советов и рекомендаций по акустическому оформлению домашней студии, опробованных мною лично на практике.
Итак, поехали…
Шумоизоляция
Хотя шумоизоляция и акустическое оформление – понятия разные, они всё же сильно связаны: одно без другого не возможно. Поэтому прежде чем приступать к акустической отделке, необходимо решить проблему посторонних шумов.
Конечно, полностью избавиться от всех существующих шумов в домашней студии нельзя, так как полная шумоизоляция – процесс длительный, дорогостоящий и хлопотный.
Я выделяю два главных источника посторонних шумов в домашней студии.
1. Компьютер. Увы, но сегодня без него не обходится, пожалуй, не одна домашняя студия, а, следовательно, наличие гудящего системного блока просто неизбежно.
Но что с ним делать, если без него, ни как? Есть только три варианта: заменить в нём систему вентиляции на менее шумную (например, водяную), изолировать его щитами (о них позже) или вынести в его другую комнату.
2. Транспорт. Я хорошо знаком с серьёзностью этой проблемы, так как моя студия находится на расстоянии примерно 150 м от железной дороги федерального значения, по которой поезда ходят раз в несколько минут.
Прежде следует знать, что главными приёмниками постороннего шума с улицы являются окна и двери. Следовательно, чтобы защититься от любых источников шума находящихся за пределами студии, нужно позаботиться о звукоизоляции дверей и окон.
Лучший способ – это установка качественных современных окон и дверей, которые обладают отличными звукоизолирующими характеристиками. Но с другой стороны это достаточно дорого, так как хорошие стеклопакеты и двери стоят не дёшево.
В таком случае выход есть. Это – шторы. Конечно, любые занавески в той или иной степени помогут в борьбе с шумом, однако следует понимать, что эффективность данного метода ниже в разы.
Акустическое оформление
Акустическое оформление домашней студии начинается с мебели. Возможно, кто-то сочтёт это странным, но мебель в домашней студии является её главным акустическим корректировщиком.
От того какая мебель, в каком количестве и как расставлена в помещении сильно зависят его акустические характеристики.
Я всегда был и остаюсь сторонником «мёртвой» акустики применительно к домашней студии, поэтому и вам рекомендую создать именно «глухое» помещение, то есть с отсутствием любых отражений звука.
В этом вам поможет любая мягкая мебель: диваны, кресла, кровати, а так же, например не застеклённые книжные стеллажи вместе с книгами.
В то же время шифоньеры, шкафы-купе, серванты, трельяжи, зеркала и подобная мебель с плоскими гладкими поверхностями наоборот будет отражать звук. От такой мебели желательно избавиться.
Мебель в комнате расставлять можно множеством способов, но главное, её следует ставить не бездумно, а с расчетом на то, где будет размещен рабочий стол, и где будут стоять микрофоны во время записи.
Стоячие волны
Главная проблема (если не считать отражения), с которой вы столкнётесь в процессе акустического оформления вашей студии — это стоячие волны — колебания, возникающие в результате наложения на прямую волну отраженной, идущей в обратном направлении.
Чтобы проще было понять, скажу, что при столкновении прямой волны и волны, отраженной от стены, они усиливают друг друга, и следствием всего этого являются резонансы, возникающие на определённых частотах.
Стоячие волны – серьёзная проблема, с которой следует бороться. Главным образом стоячие волны мешают адекватному мониторингу из-за искажения частотного спектра, и таким образом не позволяют получить на выходе хороший сбалансированный микс.
Чтобы сократить риск возникновения стоячих волн и сократить количество уже имеющихся, следует избегать параллельных поверхностей в помещении. Конечно, полностью избежать их вряд ли удастся, но сократить их количество до минимума будет возможно.
Материалы для акустической отделки
Конечно, мебель и её расположение в комнате играют ощутимую роль, но одной мебелью добиться хороших результатов не удастся.
В любом случае вам придётся отделывать стены, потолок и пол, дабы сократить количество отражений до минимума и не допустить возникновения стоячих волн.
Вопрос, чем отделывать? Я выделяю пять вариантов, которые перечислю, начиная с наихудшего.
1. Яичные лотки. Не самый эффективный материал, зато дешёвый и доступный.
2. Шторы. Более эффективный материал, чем яичные лотки, но менее удобный, так как вам вряд ли удадутся какие-либо эксперименты с их расположением в комнате, как впрочем, в случае и с яичными лотками.
3. Ковролин. Этот материал заметно более эффективный, нежели два предыдущих, к тому же он и не дорогой.
4. Поролон. Обладает отличными звукопоглощающими свойствами. К тому же он не слишком дорог, и бывает самых разных форм, размеров и цветов.
5. Специальные акустические материалы. Покупка спецматериалов – пусть и самый дорогой, зато самый эффективный вариант. Спецматериалы на то и спецматериалы, что предназначены не для красоты, уюта и хранения яиц, а для акустической отделки помещений.
Сейчас существует немалый выбор самых разных материалов, для самых разных целей, но обратная сторона в том, что спецматериалы стоят недёшево, а если ещё и будут расположены в комнате неправильно – то это будет просто неразумная трата денег.
Поэтому подумайте, если вы готовы потратить деньги на покупку качественных спецматериалов, то может быть тогда уже стоит заказать акустический проект в специальной фирме?
Акустические щиты
Акустический щит – это специальная переносная перегородка, предназначенная для изоляции исполнителя с микрофоном от посторонних звуков.
В домашних студиях их почти не встретишь, но, тем не менее, они могут оказаться весьма полезными. Применять или не применять их в своей студии – решать вам.
Хорошие профессиональные щиты стоят дорого, но в то же время, если они нужны, а бюджет ограничен – их можно сделать самому.
Сделать щиты самому не сложно. Стандартный щит в целом представляет собой плиту, каркас которой выполнен из твёрдого материала. С одной стороны лист обивается звукопоглощающим материалом, например ковролином или поролоном, а с противоположной, наоборот звукоотражающим, например линолеумом.
Следовательно, если отгородить такими щитами, например стойку с микрофоном, то есть звукопоглощающими сторонами к микрофону, а звукоотражающими соответственно от него, мы не позволим посторонним шумам проникать в микрофон.
В любом случае, наличие щитов, особенно при достаточно большом помещении – большое преимущество перед их отсутствием, поэтому если возможность сделать или купить щиты у вас есть – не упускайте её.
Заключение
Конечно, одной статьёй описать процесс акустического оформления даже скромной домашней студии нереально. Для этого потребовалась бы как минимум серия статей, а то и целая книга.
Главное, помните, что качественная запись в помещении с плохой акустикой невозможна, поэтому знайте, что создание собственной студии должно начинаться именно с шумоизоляции и акустического оформления.
Если у вас есть выбор между помещениями – выберите наибольшее по размеру, а так же наиболее тихое, смотрите на расположение помещения относительно оживлённых городских улиц и железных дорог.
Вдумчиво подходите к выбору акустических материалов и самому процессу акустической отделки. Помните, что следует избегать параллельных поверхностей, чтобы избежать возникновения стоячих волн.
И последнее – заранее продумывайте место для рабочего стола и микрофонов, чтобы с этим расчётом проводить акустическое оформление.
___________________
Автор: Андрей Скидан
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
www.master-skills.ru
Акустическая отделка студии звукозаписи
При открытии студии звукозаписи, стоит задуматься не только о том, какая музыка будет записана на электронных носителях, но еще и о том, как правильно продумать звукоизоляцию, для того чтобы не мешать окружающим, особенно если она располагается в доме, где есть жильцы, а не в отдельно стоящем здании. Именно поэтому, важно научиться правильно, выбирать материалы для звукоизоляции студии. Как правило, в качестве изоляции можно использовать звукопоглощающие панели для студии или материалы для отделки студий звукозаписи.
Стоит понимать, что материал можно использовать дешевый или более дорогой, но эффект от его использования может быть один и тот же.
Какой материал для звукоизоляции студии выбрать?
- Акустические шторы. Материал наиболее эффективный, но по стоимости дороже. Кроме того, клиенты, которые использовали акустические шторы, говорят о том, что они неудобные в использовании, так как постоянно необходимо контролировать их нахождение;
- Широкое применение получил ковролин, который считается более эффективным материалом, обладает высокими акустическими свойствами. Кроме того, пользователи отмечают его выгодную стоимость. Остановив свой выбор на данном материале, стоит обратить внимание на правила выбора. Это должен быть материал, изготовленный из натуральных составляющих, так как за счет этого он не пропускает звук наружу помещения;
- Акустический поролон обладает высокими техническими характеристиками и возможностью звукоизоляции. Лучше, чтобы поролон был не ровной плитой, а маленькими квадратиками. Благодаря большому выбору, можно подобрать даже необходимый цвет для помещения. Фигурная плита необходима для того чтобы не требовалось устанавливать дополнительные материалы при параллельной звукоизоляции.
- Акустические панели являются лучшим вариантом отделки студии звукозаписи. Они создают отличную акустику в помещении и имеют разнообразный дизайн.
При необходимости проведения качественных работ в студии звукозаписи, стоит пользоваться услугами профессиональных сотрудников. Благодаря их знаниям, будет выбран необходимый материал, проделана большая работа по обустройству внутри помещения, что будет способствовать полному отсутствию звука на улице.
Качественный материал для изоляции, возможно, приобрести в нашей компании, по выгодным ценам. Установив качественную изоляцию в студии звукозаписи, клиент останется доволен.
acoustic-spb.ru
Как делать акустическую отделку студии звукозаписи.
Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .
Акустическая отделка студии включает в себя набор различных материалов, элементов и их комбинаций, применяемый при внутренней обработке студии, необходимый для создания требуемых характеристик звукового поля. В контрольных комнатах акустическая обработка в совокупности с правильным выбором геометрии помещения применяется для создания равномерно распределенного, сбалансированного частотного отклика в как можно более широком спектральном диапазоне. При обработке, как в больших, так и в малых студийных зонах важно не переглушить звук, сделав его «мертвым». Основная задача – соблюсти акустический баланс во всем слышимом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.
В этих целях, а также из-за сравнительно большой длины звуковой волны на низких частотах, рекомендуется использовать не только пористые поглотители, но и абсорберы, работающие по другим принципам. Пористые поглотители эффективны в том случае, когда молекулы воздуха движутся в волне звукового давления (компонент скорости), и когда длина этой волны не превышает более чем в 4 раза толщину поглотителя. Например, на 400 Гц длина волны составляет 850 мм, поэтому толщина поглотителя должна быть не менее ¼ от этого, то есть не менее 200 мм. Из-за того, что воздух не движется на границе раздела сред, 100 мм поглотитель относят и закрепляют на расстоянии 100 мм. от стены/потолка. Подобное применение пористых абсорберов весьма практично, и получило широкое распространение.
Абсорбция/диффузия при помощи решетчатых конструкций.
Методика установки деревянных планок с различными воздушными промежутками между ними известна давно. Зазоры между планками должны повторяться и составлять 5 мм, 8 мм и 10 мм. Монтаж производится на деревянный каркас, внутрь которого проложена акустическая пена или минеральная вата. Данная конструкция поглощает звук по принципу резонатора Гельмгольца, обладает рассеивающим свойствами в области 1 кГц и, что достаточно важно, отражает звуковые волны на высоких частотах, помогая таким образом соблюсти требуемый акустический баланс. Обычно, дифракторы этого типа устанавливаются на тыловой стене либо подвешиваются на потолок в центре контрольной комнаты студии, и, помимо прочего, позволяют формировать волновое поле рассеянного звука. Делая глубину воздушного зазора позади дифракционной решетки различной, можно добиться расширения рабочего диапазона частот, поглощаемых конструкцией.
Мембранное звукопоглощение.
Одной из самых важных методик работы со звуком в контрольной комнате студии является поглощение низких частот при помощи мембран. Будучи чувствительной к давлению, мембрана за счет своих вязкоупругих свойств, преобразует часть звуковой энергии в колебательные движения и поглощает ее. Мембранное поглощение абсолютно не зависит от длины волны. Максимумы звукового давления наблюдаются в углах помещения, таким образом, именно там следует размещать абсорберы мембранного типа. Сама мембрана должна обладать значительной массой и жесткостью для того чтобы накапливать энергию давления звуковой волны, и, в то же время, быть достаточно эластичной, для того чтобы совершать колебательные движения, и рассеивать накопленную энергию в виде тепла.
Все указанные характеристики будут соблюдены, если изготовить герметичную камеру прямоугольной формы и поместить ее непосредственно за мембраной. Получится конструкция, похожая на прямоугольный односторонний барабан. Внутрь следует проложить пористый поглотитель типа минеральной ваты или акустической пены, и поместить все устройство на стене или потолке помещения.
Как указывалось ранее, данный поглотитель не зависит длины волны, поэтому при толщине всего 150 … 200 мм он эффективно работает в низкочастотной области спектра. Также важно, что он не вносит избыточное поглощение высоких частот, что неизбежно произошло бы при использовании его пористого аналога.
Звукопоглощение с помощью перфорированных конструкций.
Традиционные звукопоглощающие элементы и конструкции, используемые в студиях различного назначения, обычно затягиваются звукопрозрачной тканью. Это делает их похожими одна на другую, и не дает особого пространства для дизайнерской мысли. В этом плане перфорированные панели оставляют значительно больший простор для творчества и позволяют не прятать акустическую начинку за тканью, а наоборот показывать ее. Перфорированная панель обеспечивает значительную диффузию средних и высоких частот, кроме того, сами отверстия выступают в роли поглотителя Гельмгольца, и работают в средней и низкочастотной области спектра. Если на заднюю часть панели закрепить акустическую пену и поместить всю конструкцию на некотором удалении от стены, то эффективность диффузора увеличится, а спектральный диапазон расширится. Данные устройства также не вносят избыточного поглощения высоких частот, свойственного стандартным пористым абсорберам.
В студийных помещениях очень важно соблюсти акустический баланс в широкой полосе частот. Стандартные методы акустической обработки с использованием пористых поглотителей на основе минеральной ваты или акустической пены разной толщины и плотности просто не позволяют этого сделать, так как в принципе не способны справиться с задачами низкочастотного поглощения. При снижении частоты длина волны звукового давления неизбежно возрастает, достигая уже на 100 Герцах расстояния в 3,4 метра. В точке, соответствующей ¼ длины волны, где скорость движущихся молекул воздуха начинает позволять пористое поглощение, толщина абсорбера становится слишком велика и непрактична. Также возникает диспропорция, связанная с избыточным поглощением высоких частот наряду с недостаточным поглощением низких. Таким образом, комбинация мембранных, пористых и перфорированных акустических материалов абсолютно необходима для достижения верного акустического баланса в студии.
Пятьдесят на пятьдесят (50/50)
Очень эффективна акустическая обработка стен или потолков методом «шахматной доски». Вначале монтируется отстоящий на 100 мм от стены деревянный каркас из бруса сечением 50 мм х 100 мм и полностью прокладывается акустической пеной толщиной 100 мм. Решетка каркаса имеет ячейку 600 мм х 600 мм. Затем половина ячеек в шахматном порядке закрывается перфорированными листами из ДВП. Диаметр перфорации 3 мм, шаг 38 мм, толщина ДВП 3 … 4 мм (обращаем ваше внимание, что данная плита не является аналогом имеющихся в продаже листов ППГЗ). Таким образом, формируется конструкция, работающая как поглотитель Гельмгольца. В сочетании с равномерно распределенными звукоотражающими площадками ДВП и поглощающими свойствами пористой акустической пены, эта конструкция прекрасно работает в широком диапазоне частот, и в частности, особенно эффективна в вокальных комнатах, а также в помещениях для записи и прослушивания музыкальных инструментов, где требуется сдержанная, «сухая» акустика. Кроме того, устраняется крайне нежелательный эффект «ватного» безэхового помещения на высоких частотах, в то время как на средних и низких комната перенасыщена отражениями.
Трансформируемая акустика.
Для записи разных источников звука в одном и том же, чаще всего небольшом, помещении, иногда возникает потребность в изменяемой, трансформируемой акустике. Одним из самых простых решений данной задачи является применение двусторонних панелей, поглощающих с одной стороны и отражающих/рассеивающих с другой. По необходимости панели вешаются той или иной стороной на специальные крючки или петли, создающие дополнительный воздушный зазор между стеной и панелью. Даже если отражающая часть обращена лицом в комнату, тыловая все равно поглощает рассеянную энергию средних и высоких частот. Панель изготавливается из листа МДФ толщиной 12 мм … 15 мм и акустической пены 100 мм.
По вопросам приобретения книги (на англ. языке) вы можете обратиться в Московский офис компании «Recording Architecture», компанию ASPD Архитектура и Акустика.
www.aspd.ru
Расчет акустической отделки студии для звукозаписи |
Выполнен и реализован дизайн-проект рабочей комнаты для звукозаписи и подкаста. В качестве рабочего помещения заказчик выбрал комнату площадью 14,3 м.кв. с размерами периметра 2,97×3,67×2,65 м.
Исследование основных пропорций комнаты показало, что они удовлетворяют условиям обеспечения должной диффузности звукового поля комнаты, однако в данном помещении будет иметь место «акустический резонанс», то есть усиление отдельных частот. Возбуждаемый аппаратными средствами воздух в комнате будет резонировать на определенных частотах, зависящих от расстояния между ограждающими конструкциями. Эти резонансы, называемые собственными частотами помещения, существенно окрасят басы, создадут большую неравномерность (пики и провалы) в частотной характеристике, в результате чего пострадает качество звука. В такой комнате у басов теряется четкость отдельных тонов, они звучат медленно и глухо, ухудшается динамика.
С учетом особенностей комнаты, описанных выше, выбирались специализированные материалы для отделки.
Полученные методом компьютерного моделирования значения индекса RASTI для речевого диапазона находятся в интервале 0,85÷0,89, что соответствует отличной разборчивости речи.
В таблице представлена частотная характеристика времени реверберации до и после акустической отделки, полученная путем натурных измерений.
Частота, Гц |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
Время реверберации без акустической отделки, с |
3,5 |
1,5 |
0,8 |
0,4 |
0,25 |
0,35 |
Время реверберации с акустической отделкой, с |
0,37 |
0,22 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,15 |
Значения величин времени реверберации для рабочей комнаты звукозаписи соответствуют оптимальным. За счет грамотно подобранной акустической отделки удалось исправить модальную акустику комнаты и гарантировать качественную запись подкастов
Заказывайте акустический расчет +375 44 790 73 74
ecosp.by
Ремонт студии звукозаписи: тонкости шумоизоляции
Объект, который мы сегодня посетили, — студия звукозаписи на Красносельском. Здесь мастер Михаил провел масштабные работы по монтажу шумоизоляции, подробнее о которых вы узнаете из данной статьи плюс в конце как всегда видеоролик с этого объекта.
Какие лучше использовать стройматериалы для установки «шумки» в квартире и доме, а также о том, что использовать в обработке швов, смотрите в предыдущей статье.
На сегодня акустическая отделка помещения практически завершена. О том, какие работы были проведены с чистового бетона и до данного этапа ремонта, вам в деталях расскажет Михаил.
Особенности и сложности ремонта студии звукозаписи
Первое, что мы сделали здесь – установили каркасную шумоизоляцию. Только после ее монтажа начались работы по акустической отделке помещения. Грамотное планирование процесса ремонта помогло создать определенный акустический фон, необходимый звукорежиссеру, для которого и предназначена эта студия.
Почему я отдал предпочтение именно такой каркасной шумоизоляционной системе? Все очень просто. Этот проект был заказан компании «Акустик Групп». Сюда приезжал их замерщик, снимал параметры, необходимые для построения эффективной шумоизоляции. И только после нами уже была смонтирована по готовому акустическому проекту та «шумка», которую вы здесь видите.
Главная сложность, с которой мы столкнулись во время ремонта студии звукозаписи – большое количество коммуникаций, идущих по верхней плите перекрытия. Проблема разрешилась опусканием уровня потолка. Там, где никак нельзя было обогнуть коммуникации, мы смонтировали и зашили короба.
Шумоизоляция пола
На этом объекте во время проведения ремонта пол не остался без внимания. По нему так же была проведена шумоизоляция. Сама система состоит из минеральной плиты и стяжки.
Я не рекомендую укладывать стяжку напрямую на плиту фундамента или перекрытия. Так вы не «развяжете» ее с существующим каркасом здания, что сведет эффективность всей системы шумоизоляции на нет.
Добиться того, чтобы «шумка» работала, просто. Для этого нужно «отвязать» стяжку, как мы сделали во время ремонта студии звукозаписи. В работе использовался не просто вибродемпфирующий стройматериал, а «Шуманет С2» – плитный материал повышенной плотности толщиной в 20 мм, поглощающий звуки и шумы. Помимо эффекта виброразвязки, он дает дополнительный прирост к шумоизоляции всей системы и, в частности, пола.
Сама стяжка толщиной от 50 мм после монтажа на плитный материал начинает работать как шумоизолятор. Этого бы нам не удалось добиться, если бы не «отвязка» тела стяжки от плит перекрытия.
После шумоизоляции пола мы приступили к установке всех конструкций, обозначенных в плане ремонта – стен, фальшстен, перегородок. Плиты, смонтированные под стяжку, выдерживают максимальные нагрузки, потому за их прочность переживать не нужно.
Как создать эффективную и качественную шумоизоляцию? Провести полный спектр работ по полу, стенам и потолку. За счет комплексного подхода на этом объекте удалось создать эффект «комната в комнате». По ощущениям – будто ты находишься в изолированной капсуле.
Ремонт студии звукозаписи: шумоизоляция потолка
На потолке была применена двухуровневая каркасная система. Для ее создания использовались специальные виброподвесы, установленные через определенные промежутки. С шагом 600 – для первого уровня каркаса, с шагом 400 – для второго уровня.
Так же на потолке была смонтирована двухслойная обшивка. В качестве ее первого слоя мы применили трехслойный специализированный материал Саундлайн-dB (акустический триплекс), тот же самый, который установлен на стенах. Вторым слоем идет звукозащитный лист Аку-Лайн Gyproc.
Формирование акустического фона
Для чего это необходимо? Для работы музыкальных инструментов, а также студийной записи определенной направленности. На этом объекте будет располагаться вокальная кабинка.
Чтобы обеспечить в помещении высокое качество звукозаписи и насыщение, хорошую слышимость голоса вокалиста, необходимо частичное поглощение и частичное отражение звуковых волн. Что мы и сделали с помощью формирования правильного акустического фона.
Если весь периметр в помещении был бы обшит звукопоглощающими материалами, то голоса вокалиста, как и его насыщенности, никто бы не услышал. И наоборот. Если бы студия звукозаписи оставалась в своем изначальном виде, то во время работы звукорежиссер бы столкнулся с большим количеством накладок и проблемами во время работы.
Баланс между звукопоглощением и звукоотражением подбирается по определенной схеме. Только соблюдение баланса в конечном результате даст прекрасную слышимость голоса и его оттенков.
Стройматериалы, используемые в ремонте студии звукозаписи
После монтажа каркасной конструкции я использовал плиты Akustiline (Акустилайн) от компании Techno Sonus. Они представляют собой минеральные плиты плотностью 60 кг на 1 куб. метр.
Этот стройматериал кэширован с двух сторон стеклотканью для повышения прочностных характеристик.
В ремонте студии звукозаписи и создании шумоизоляции мы использовали 2 вида профилей.
Один – раскладочный, устанавливаемый по периметру, сверху, снизу и сбоку.
Второй – соединительный профиль, за счет которого вся конструкция собирается воедино.
После монтажа мы в обязательном порядке укрываем плиты, так как они – финишный декорматериал. Пачкать их крайне нежелательно, иначе после завершения всех строительных работ загрязнения будет очень сложно удалить.
Раскладочный профиль на стене складывается в одну полосу. Он соединяет между собой стыки плит (мы использовали плиты 1,2 на 0,24 м).
Из-за особенностей стройматериала у нас оставались стыки по вертикали и горизонтали. По горизонтали все они ушли вниз, ближе к месту, где будет специальный короб под акустические кабели.
Ремонт студии звукозаписи: подведение итогов
Почти все работы по наладке шумоизоляции завершены, потому мы переходим к чистовой отделке. Здесь нас ждет: укладка ламината, монтаж потолочных и настенных светильников, установка чистовой электрики (выключателей, подрозетников), коробов с акустическими кабелями к системным колонкам и напольных плинтусов для декорирования.
Завершится ремонт судии звукозаписи монтажом дверей с доборами и наличниками.
Видео с этого объекта
Евгений 07.12.2017
old.forcemontage.ru