Барьер тепловой – Тепловой барьер

Тепловой барьер

Тепловой барьер

    Исследования, проведенные на рубеже 1940-1950-х годов, позволили разработать ряд аэродинамических и технологических решений, обеспечивающих безопасное преодоление звукового барьера даже серийными самолетами. Тогда казалось, что покорение звукового барьера создает неограниченные возможности дальнейшего увеличения скорости полета. Буквально за несколько лет было облетано около 30 типов сверхзвуковых самолетов, из которых значительное число было запущено в серийное производство.
    Многообразие использованных решений привело к тому, что многие проблемы, связанные с полетами на больших сверхзвуковых скоростях, были всесторонне изучены и решены. Однако встретились новые проблемы, значительно более сложные, нежели звуковой барьер. Они вызваны нагревом конструкции летательного аппарата при полете с большой скоростью в плотных слоях атмосферы. Это новое препятствие в свое время назвали тепловым барьером. В отличие от звукового новый барьер нельзя охарактеризовать постоянной, подобной скорости звука, поскольку он зависит как от параметров полета (скорости и высоты) и конструкции планера (конструктивных решений и использованных материалов), так и от оборудования самолета (системы кондиционирования, охлаждения и т.п.). Таким образом, в понятие “тепловой барьер” входит не только проблема опасного нагрева конструкции, но также такие вопросы, как теплообмен, прочностные свойства материалов, принципы конструирования, кондиционирование воздуха и т.п.

    Нагрев самолета в полете происходит главным образом по двум причинам: от аэродинамического торможения воздушного потока и от тепловыделения двигательной установки. Оба эти явления составляют процесс взаимодействия между средой (воздухом, выхлопными газами) и обтекаемым твердым телом (самолетом, двигателем). Второе явление типично для всех самолетов, и связано оно с повышением температуры элементов конструкции двигателя, воспринимающих тепло от воздуха, сжатого в компрессоре, а также от продуктов сгорания в камере и выхлопной трубе. При полете с большими скоростями внутренний нагрев самолета происходит также и от воздуха, тормозящегося в воздушном канале перед компрессором. При полете на малых скоростях воздух, проходящий через двигатель, имеет относительно низкую температуру, вследствие чего опасный нагрев элементов конструкции планера не происходит. При больших скоростях полета ограничение нагрева конструкции планера от горячих элементов двигателя обеспечивается посредством дополнительного охлаждения воздухом низкой температуры. Обычно используется воздух, отводимый от воздухозаборника с помощью направляющей, отделяющей пограничный слой, а также воздух, захватываемый из атмосферы с помощью дополнительных заборников, размещенных на поверхности гондолы двигателя. В двухконтурных двигателях для охлаждения используется также воздух внешнего (холодного) контура.
    Таким образом, уровень теплового барьера для сверхзвуковых самолетов определяется внешним аэродинамическим нагревом. Интенсивность нагрева поверхности, обтекаемой потоком воздуха, зависит от скорости полета. При малых скоростях этот нагрев так незначителен, что повышение температуры может не приниматься во внимание. При большой скорости воздушный поток обладает высокой кинетической энергией, в связи с чем повышение температуры может быть значительным. Касается это равным образом и температуры внутри самолета, поскольку высокоскоростной поток, заторможенный в воздухозаборнике и сжатый в компрессоре двигателя, приобретает настолько высокую температуру, что оказывается не в состоянии отводить тепло от горячих частей двигателя.
    Рост температуры обшивки самолета в результате аэродинамического нагрева вызывается вязкостью воздуха, обтекающего самолет, а также его сжатием на лобовых поверхностях. Вследствие потери скорости частицами воздуха в пограничном слое в результате вязкостного трения происходит повышение температуры всей обтекаемой поверхности самолета. В результате сжатия воздуха температура растет, правда, лишь локально (этому подвержены главным образом носовая часть фюзеляжа, лобовое стекло кабины экипажа, а особенно передние кромки крыла и оперения), но зато чаще достигает значений, небезопасных для конструкции. В этом случае в некоторых местах происходит почти прямое соударение потока воздуха с поверхностью и полное динамическое торможение. В соответствии с принципом сохранения энергии вся кинетическая энергия потока при этом преобразуется в тепловую и в энергию давления. Соответствующее повышение температуры прямо пропорционально квадрату скорости потока до торможения (или, без учета ветра – квадрату скорости самолета) и обратно пропорционально высоте полета.
    Теоретически, если обтекание имеет установившийся характер, погода безветренна и безоблачна и не происходит переноса тепла посредством излучения, то тепло не проникает внутрь конструкции, а температура обшивки близка к так называемой температуре адиабатического торможения. 

Зависимость температуры обшивки от числа Маха
Число Маха 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 5,0 10,0
Высота полета 0 м
Скорость полета, м/с 340,3 510 681 851 1021 1701 3403
Скорость полета, км/ч 1225 1837 2450  3062 3675 6125 12250 
Температура торможения, К 346 418 519 648 807 1729 6051
Повышение температуры, К 58 130 231 360 519 1441 5763
Высота полета 11-25 км
Скорость полета, м/с 295,0 442 590
737
885  1475 2950
Скорость полета, км/ч 1062 1593 2124 2655 3186 5310 10620
Температура торможения, К 250 314 390 487 606 1300 4550
Повышение температуры, К 43 97 173 270 389 1083 4333

    В действительных условиях повышение температуры обшивки самолета от аэродинамического нагрева, т.е. разница между температурой торможения и температурой окружения, получается несколько меньшей ввиду теплообмена со средой (посредством излучения), соседними элементами конструкции и т. п. Кроме того, полное торможение потока происходит лишь в так называемых критических точках, расположенных на выступающих частях самолета, а приток тепла к обшивке зависит также от характера пограничного слоя воздуха (он более интенсивен для турбулентного пограничного слоя). Значительное снижение температуры происходит также при полетах сквозь облака, особенно когда они содержат переохлажденные капли воды и кристаллики льда. Для таких условий полета принимается, что снижение температуры обшивки в критической точке по сравнению с теоретической температурой торможения может достичь даже 20-40%.

    Тем не менее общий нагрев самолета в полете со сверхзвуковыми скоростями (особенно на малой высоте) иногда так высок, что повышение температуры отдельных элементов планера и оборудования приводит либо к их разрушению, либо, как минимум, к необходимости изменения режима полета. Например, при исследованиях самолета ХВ-70А в полетах на высотах более 21000 м со скоростью М=3 температура входных кромок воздухозаборника и передних кромок крыла составляла 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. Последствия повышения температуры элементов конструкции самолета до таких больших значений можно оценить в полной мере, если учесть тот факт, что уже при температурах около 370 К размягчается органическое стекло, повсеместно употребляемое для остекления кабин, кипит топливо, а обычный клей теряет прочность. При 400 К значительно снижается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений, при 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы, при температуре выше 900 К плавятся алюминий и магний, а сталь размягчается. Повышение температуры приводит также к разрушению покрытий, из которых анодирование и хромирование могут использоваться до 570 К, никелирование – до 650 К, а серебрение – до 720 К.
    После появления этого нового препятствия в увеличении скорости полета начались исследования с целью исключить либо смягчить его последствия. Способы защиты самолета от эффектов аэродинамического нагрева определяются факторами, препятствующими росту температуры. Кроме высоты полета и атмосферных условий, существенное влияние на степень нагрева самолета оказывают:

  • коэффициент теплопроводности материала обшивки;
  • величина поверхности (особенно лобовой) самолета;
  • время полета.

    Отсюда следует, что простейшими способами уменьшения нагрева конструкции являются увеличение высоты полета и ограничение до минимума его продолжительности. Эти способы использовались в первых сверхзвуковых самолетах (особенно в экспериментальных). Благодаря довольно высокой теплопроводности и теплоемкости материалов, употребляемых для изготовления теплонапряженных элементов конструкции самолета, от момента достижения самолетом высокой скорости до момента разогрева отдельных элементов конструкции до расчетной температуры критической точки проходит обычно достаточно большое время. В полетах, продолжающихся несколько минут (даже на небольших высотах), разрушающие температуры не достигаются. Полет на больших высотах происходит в условиях низкой температуры (около 250 К) и малой плотности воздуха. Вследствие этого количество тепла, отдаваемого потоком поверхностям самолета, невелико, а теплообмен протекает дольше, что значительно смягчает остроту проблемы. Аналогичный результат дает ограничение скорости самолета на малых высотах. Например, во время полета над землей со скоростью 1600 км/ч прочность дюралюминия снижается только на 2%, а увеличение скорости до 2400 км/ч приводит к снижению его прочности на величину до 75% в сравнении с первоначальным значением.

    Однако необходимость обеспечения безопасных условий эксплуатации во всем диапазоне используемых скоростей и высот полета вынуждает конструкторов искать соответствующие технические средства. Поскольку нагрев элементов конструкции самолета вызывает снижение механических свойств материалов, возникновение термических напряжений конструкции, а также ухудшение условий работы экипажа и оборудования, такие технические средства, используемые в существующей практике, можно разделить на три группы. Они соответственно включают применение 1) теплостойких материалов, 2) конструктивных решений, обеспечивающих необходимую теплоизоляцию и допустимую деформацию деталей, а также 3) систем охлаждения кабины экипажа и отсеков оборудования.
    В самолетах с максимальной скоростью М = 2,0-2,2 широко применяются сплавы алюминия (дюрали), которые характеризуются относительно высокой прочностью, малой плотностью и сохранением прочностных свойств при небольшом повышении температуры. Дюрали обычно дополняются стальными либо титановыми сплавами, из которых выполняются части планера, подвергающиеся наибольшим механическим или тепловым нагрузкам. Сплавы титана нашли применение уже в первой половине 50-х годов сначала в очень небольших масштабах (сейчас детали из них могут составлять до 30% массы планера). В экспериментальных самолетах с М > 3 становится необходимым применение жаропрочных стальных сплавов как основного конструкционного материала. Такие стали сохраняют хорошие механические свойства при высоких температурах, характерных для полетов с гиперзвуковыми скоростями, но их недостатками являются высокая стоимость и большая плотность. Эти недостатки в определенном смысле ограничивают развитие высокоскоростных самолетов, поэтому ведутся исследования и других материалов.
    В 70-х годах осуществлены первые опыты применения в конструкции самолетов бериллия, а также композиционных материалов на базе волокон бора или углерода. Эти материалы пока имеют высокую стоимость, но вместе с тем для них характерны малая плотность, высокие прочность и жесткость, а также значительная термостойкость. Примеры конкретных применений этих материалов при постройке планера приведены в описаниях отдельных самолетов.
    Другим фактором, существенно влияющим на работоспособность нагреваемой конструкции самолета, является эффект так называемых термических напряжений. Возникают они в результате температурных перепадов между внешними и внутренними поверхностями элементов, а особенно между обшивкой и внутренними элементами конструкции самолета. Поверхностный нагрев планера приводит к деформации его элементов. Например, может произойти такое коробление обшивки крыла, которое приведет к изменению аэродинамических характеристик. Поэтому во многих самолетах используется паяная (иногда клееная) многослойная обшивка, которая отличается высокой жесткостью и хорошими изоляционными свойствами, либо применяются элементы внутренней конструкции с соответствующими компенсаторами (например, в самолете F-105 стенки лонжерона изготовляются из гофрированного листа). Известны также опыты охлаждения крыла с помощью топлива (например, у самолета Х-15), протекающего под обшивкой на пути от бака до форсунок камеры сгорания. Однако при высоких температурах топливо обычно подвергается коксованию, поэтому такие опыты можно считать неудачными.
    Сейчас исследуются различные методы, среди которых нанесение изоляционного слоя из тугоплавких материалов путем плазменного напыления. Другие считавшиеся перспективными методы не нашли применения. Среди прочего предлагалось использовать “защитный слой”, создаваемый путем вдува газа на обшивку, охлаждение “выпотеванием” посредством подачи на поверхность сквозь пористую обшивку жидкости с высокой температурой испарения, а также охлаждение, создаваемое плавлением и уносом части обшивки (абляционные материалы).
    Довольно специфичной и вместе с тем очень важной задачей является поддержание соответствующей температуры в кабине экипажа и в отсеках оборудования (особенно электронного), а также температуры топливных и гидравлических систем. В настоящее время эта проблема решается путем использования высокопроизводительных систем кондиционирования, охлаждения и рефрижерации, эффективной теплоизоляции, применения рабочих жидкостей гидросистем с высокой температурой испарения и т.д.
    Проблемы, связанные с тепловым барьером, должны решаться комплексно. Любой прогресс в этой области отодвигает барьер для данного типа самолетов в сторону большей скорости полета, не исключая его как такового. Однако стремление к еще большим скоростям приводит к созданию еще более сложных конструкций и оборудования, требующих применения более качественных материалов. Это заметным образом отражается на массе, закупочной стоимости и на затратах по эксплуатации и обслуживанию самолета.
    Поэтому в большинстве случаев рациональной считается максимальная скорость 2200-2600 км/ч. Лишь в некоторых случаях считают, что скорость самолета должна превосходить М = 2,6. К самолетам, способным развивать такие скорости, относятся экспериментальные машины Х-2, ХВ-70А, Т.188, Т-4(“100”), разведывательные A-12 и SR-71, а также перехватчики XF-103, XF-108, YF-12A и МиГ-25 (Е-266).

Э.Цихош. “Сверхзвуковые самолеты”

  • *) Рефрижерацией называется принудительный перенос тепла от холодного источника к среде с высокой температурой при искусственном противодействии естественному направлению движения тепла (от теплого тела к холодному, когда имеет место процесс охлаждения). Простейшим рефрижератором является бытовой холодильник.

testpilot.ru

Cамолет и тепловой барьер – Класс!ная физика

Cамолет и тепловой барьер

Еще в старину было замечено, что артиллерийские ядра, упав на мокрую землю, окутывались паром. Ядро нагревалось в полете. Воздух тормозил летящее ядро, и при этом часть кинетической энергии переходит в тепло.

Можно было ожидать, что более быстрые артиллерийские снаряды будут нагреваться еще сильнее. Однако толстая стальная оболочка снаряда обладает большой теп­лоемкостью, а время его полета невелико. Он не успевает прогреться до опасных пределов. Сверхдальнобойным снарядам, которые находятся в полете не­сколько минут, нагрев также не страшен: большая часть их пути пролегает в стратосфере — там, где воздуха мало.

В наши дни до этого «теплового барьера» добрались и самолеты.
Надо заметить, название «тепловой барьер» менее удачно, чем «звуковой барьер». Когда самолет развивает сверхзвуковую скорость, он в самом деле как бы преодолевает некий барьер и попадает в более устойчивую область полета, чем в зонах близких к скорости звука.

«Тепловой барьер» не имеет резко выраженной границы. Точнее было бы назвать его «тепловым возвышением», которое становится все круче и круче, или «тепловой чащей», сгущающейся по мере роста скорости.
Через «тепловой барьер» нельзя «пробиться», как сквозь «звуковой», но зато через него можно «перепрыгнуть» — летать высоко, в разреженном воздухе.

Нагрев в полете, который был не страшен артиллеристам, принес много хлопот конструкторам самолетов. Ведь время полета самолета измеряется часами, а сам самолет состоит из тонких металлических оболочек, быстро принимающих температуру несущегося мимо него воздуха.
Те части самолета, которые встречают поток «в лоб», — нос фюзеляжа, передние кромки крыльев и оперения, — нагреваются сильнее всего, до так называемой «температуры торможения». Температура остальных поверхностей ниже и равна приблизительно 85% от температуры торможения.
Чем выше скорость, тем больше температура.

Как нагревается самолет в полете?
Какие могут возникнуть проблемы?

Вещества при нагреве меняют свои свойства.
Так алюминиевые сплавы теряют свою прочность при температуре выше 140—200°. До такой температуры нагревается поверхность самолета при скорости 2 200— 2 400 км/час.

Титановые сплавы более стойкие. Они могут выдержать скорость до 3 500 км/час, при этом поверхность самолета нагреется до 450°С, а в точках торможения – до 540°С.

Еще хуже переносят нагрев неметаллические материалы. Так, оргстекло оказалось непригодным для остекления кабины пилота уже на околозвуковых скоростях. Теперь для остекления используется специальное термостойкое авиационное стекло.

Немало пришлось поработать химикам, пока они изобрели высокопрочную пластмассу для обтекателей радиолокационных антенн на носу фюзеляжа.

Нагрев самолета может привести к тому, что закипит горючее в баках, потеряет изоляционные свойства резина, исказятся показания приборов, нарушится работа радиоаппаратуры.


Неравномерный нагрев самолета, изготовленного из разных металлов, которые расширяются при повышении температуры каждый по-своему, неизбежно вызовет в нем опасные напряжения. Поэтому сверхскоростной самолет надо проектировать так, чтобы нагревающимся частям при расширении «было куда податься».

И как уберечь от жары экипаж и пассажиров самолета. Ведь уже при скорости полета 1 200 км/час температура в неизолированной кабине поднимается до +50 С, и кабина самолета превращается в «баню».

Чтобы летать со сверхзвуковыми скоростями, нужно бороться с нагревом.
Но как?
Есть два способа: или «сделать холод», или надеть специальную «шубу».

Может быть, поставить на самолет холодильник?
Но он займет всю площадь самолета, а самое главное, что холодильник не будет работать, ему некуда будет отводить тепло. Попробуйте рукой заднюю стенку холодильника – она горячая. Холодильный агрегат отдает воздуху комнаты тепло, «вынутое» из холодильной камеры.
А самолет, летящий со сверхзвуковой скоростью, окружен горячим воздухом, который «не примет» тепла, откачиваемого из самолета.

Есть другой способ «делать холод».
У кочевников-арабов есть «волшебные» глиняные кувшины, в которых вода в самую сильную жару остается холодной. Вода проникает в поры глиняной стенки, и кувшин все время «потеет». Влага, испаряясь со стенок кувшина, уносит с собой тепло.

Некоторые ученые предлагали охлаждать самолет подобным способом, продавливая охлаждающую жидкость через множество микроскопических пор в обшивке самолета; Но сложное устройство обшивки и отсутствие годных пористых материалов не позволили использовать этот метод.

Гораздо проще циркуляционное охлаждение. Однако и эта система не совершенна. Кончилась охлаждающая жидкость, и система перестает работать.

А что, если увеличить запас холода, заливать систему перед взлетом водо-спиртовой смесью при температуре —20°С, или поместить в бак лед, замороженный до —70°С. Летчик включил систему охлаждения. Вода потекла под обшивкой, нагрелась, попала в бак со льдом, отдала ему часть тепла и вновь побежала под обшивку. И так продолжается, пока не растает весь лед. После этого система размыкается и работает, выбрасывая воду наружу.

Но оказалось, что все эти системы решают проблему «теплового барьера» только частично, время их работы — считанные минуты, а весит же система охлаждения, например, для сверхзвукового истребителя, 1—2 т!

Другое дело тепловая изоляция. «Шуба» самолета должна иметь два слоя. Снаружи прочная и жаростойкая обшивка, а за ней теплоизоляция — стеклянное, асбестовое волокно или пенопласт.

Наружная обшивка отдается на «растерзание» высоким температурам. Однако «растерзать» ее не так-то просто. Хотя нагрев тела, летящего, например, со скоростью 5 400 км/час, достигает 950°С, особые сорта стали могут выдержать температуру до 1 000 – 1 200°С, металлокерамика – до 1 400—1 600°С, а карбиды бора и титана — даже до 2 000°С.

Защитить внутренние части самолета от раскаленной обшивки может стеклянное, асбестовое или кремниевое волокно. При скорости 1 600 км/час самолет прогреется до + 80°C всего за 3 мин., а с теплоизоляцией только за час.
Нос сверхскоростного самолета, очевидно, будет представлять собой длинный, тонкий шпиль. Далеко выброшенный вперед, он будет принимать на себя основной термический удар.

Однако самый верный способ избежать нагрева — летать на больших высотах, в разреженном воздухе. При полете со скоростью 5 000 км/час на высоте 6 000 м самолет нагревается до 700 С за 1,5 мин., а летя с такой же скоростью на высоте 37 000 м, лишь до 300 С и только за 30 мин.
Но даже, если сверхскоростные самолеты в основном будут летать в верхних слоях стратосферы, без тепловой защиты им не обойтись, ведь в начале и конце полета все равно придется пронизывать плотные слои воздуха.

Далеко вперед шагнули современные технологии, как в разработке новых конструкций самолетов, так и в создании новейших материалов для самолетостроения. Современные сверхскоростные боевые истребители достигают скоростей 2500 км/ч и имеют потолок подъема до 20 000м, а дальше конструкторы обещают скорость и 4000 км/ч.
Хорошо известен созданный в 1970-х годах сверхзвуковой пассажирский самолет “Concorde” англо-французского производства, один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации. Максимальная скорость его была 2330 км/ч, а потолок 18 300м.

Прикиньте по рисунку, какие проблемы могут возникать у самолетов из-за аэродинамического разогрева на таких скоростях. В точках:
1 – размягчается плексиглас
2 – человек нуждается в защите от нагрева
3 – закипает бензин
4 – нарушается нормальная работа электро- и гидромеханизмов
5 – капрон и нейлон теряют прочность
6 – предел прочности резины
7 – алюминий теряет 20% своей прочности
8 – раз0лагаются авиационные смазки
9 – закипает керосин
10 – плавится пайка
11 – титан теряет 40% прочности
12 – размягчается стекло
13 – предел стойкости обычной стали

В качестве основного конструкционного материала для «Конкорда» был выбран алюминий, но его крейсерская скорость была ограничена так, чтобы аэродинамический нагрев наиболее теплонагруженных элементов конструкции (носовой части) не превышал 127 °C. Примерно такие же ограничения стояли и перед советским Ту-144. Американцы, при проектировании аналогичного Boeing 2707, были вынуждены использовать жаростойкие конструкционные материалы – сталь и титан. Дополнительная проблема у них состояла в том, чтобы «совместить» тепловое расширение различных металлов, что потребовало усложнения конструкции самолёта.
Стекла иллюминаторов «Конкорда» в процессе полёта нагревались так, что могли обжечь, в то время как стекла иллюминаторов обычного авиалайнера часто остывают до отрицательных температур.
В крейсерском полёте «Конкорда» максимальная температура носового обтекателя (127 С) являлась одним из наиболее важных контролируемых факторов, автопилот даже ограничивал скорость, исходя из этой величины.

Борьба с тепловым барьером ясна, но впереди встает уже новое препятствие. Возможность плавного повышения сверхзвуковой скорости не безгранична, утверждают ученые. При скоростях выше 6 000 км/час из-за резких скачков давления начнется местное сжижение (!) воздуха. Видные ученые расходятся в оценке нового барьера, однако упорные исследования позволят разгадать и его тайны.



class-fizika.ru

Тепловой барьер. «Сверхзвуковые самолеты» | Цихош Эдмунд

 

Исследования, проведенные на рубеже 1940-1950-х годов, позволили разработать ряд аэродинамических и технологических решений, обеспечивающих безопасное преодоление звукового барьера даже серийными самолетами. Тогда казалось, что покорение звукового барьера создает неограниченные возможности дальнейшего увеличения скорости полета. Буквально за несколько лет было облетано около 30 типов сверхзвуковых самолетов, из которых значительное число было запущено в серийное производство.

Многообразие использованных решений привело к тому, что многие проблемы, связанные с полетами на больших сверхзвуковых скоростях, были всесторонне изучены и решены. Однако встретились новые проблемы, значительно более сложные, нежели звуковой барьер. Они вызваны нагревом конструкции летательного аппарата при полете с большой скоростью в плотных слоях атмосферы. Это новое препятствие в свое время назвали тепловым барьером. В отличие от звукового новый барьер нельзя охарактеризовать постоянной, подобной скорости звука, поскольку он зависит как от параметров полета (скорости и высоты) и конструкции планера (конструктивных решений и использованных материалов), так и от оборудования самолета (системы кондиционирования, охлаждения и т.п.). Таким образом, в понятие «тепловой барьер» входит не только проблема опасного нагрева конструкции, но также такие вопросы, как теплообмен, прочностные свойства материалов, принципы конструирования, кондиционирование воздуха и т.п.

Нагрев самолета в полете происходит главным образом по двум причинам: от аэродинамического торможения воздушного потока и от тепловыделения двигательной установки. Оба эти явления составляют процесс взаимодействия между средой (воздухом, выхлопными газами) и обтекаемым твердым телом (самолетом, двигателем). Второе явление типично для всех самолетов, и связано оно с повышением температуры элементов конструкции двигателя, воспринимающих тепло от воздуха, сжатого в компрессоре, а также от продуктов сгорания в камере и выхлопной трубе. При полете с большими скоростями внутренний нагрев самолета происходит также и от воздуха, тормозящегося в воздушном канале перед компрессором. При полете на малых скоростях воздух, проходящий через двигатель, имеет относительно низкую температуру, вследствие чего опасный нагрев элементов конструкции планера не происходит. При больших скоростях полета ограничение нагрева конструкции планера от горячих элементов двигателя обеспечивается посредством дополнительного охлаждения воздухом низкой температуры. Обычно используется воздух, отводимый от воздухозаборника с помощью направляющей, отделяющей пограничный слой, а также воздух, захватываемый из атмосферы с помощью дополнительных заборников, размещенных на поверхности гондолы двигателя. В двух- контурных двигателях для охлаждения используется также воздух внешнего (холодного) контура.

Таким образом, уровень теплового барьера для сверхзвуковых самолетов определяется внешним аэродинамическим нагревом. Интенсивность нагрева поверхности, обтекаемой потоком воздуха, зависит от скорости полета. При малых скоростях этот нагрев так незначителен, что повышение температуры может не приниматься во внимание. При большой скорости воздушный поток обладает высокой кинетической энергией, в связи с чем повышение температуры может быть значительным. Касается это равным образом и температуры внутри самолета, поскольку высокоскоростной поток, заторможенный в воздухозаборнике и сжатый в компрессоре двигателя, приобретает настолько высокую температуру, что оказывается не в состоянии отводить тепло от горячих частей двигателя.

Рост температуры обшивки самолета в результате аэродинамического нагрева вызывается вязкостью воздуха, обтекающего самолет, а также его сжатием на лобовых поверхностях. Вследствие потери скорости частицами воздуха в пограничном слое в результате вязкостного трения происходит повышение температуры всей обтекаемой поверхности самолета. В результате сжатия воздуха температура растет, правда, лишь локально (этому подвержены главным образом носовая часть фюзеляжа, лобовое стекло кабины экипажа, а особенно передние кромки крыла и оперения), но зато чаще достигает значений, небезопасных для конструкции. В этом случае в некоторых местах происходит почти прямое соударение потока воздуха с поверхностью и полное динамическое торможение. В соответствии с принципом сохранения энергии вся кинетическая энергия потока при этом преобразуется в тепловую и в энергию давления. Соответствующее повышение температуры прямо пропорционально квадрату скорости потока до торможения (или, без учета ветра – квадрату скорости самолета) и обратно пропорционально высоте полета.

Теоретически, если обтекание имеет установившийся характер, погода безветренна и безоблачна и не происходит переноса тепла посредством излучения, то тепло не проникает внутрь конструкции, а температура обшивки близка к так называемой температуре адиабатического торможения. Зависимость ее от числа Маха (скорости и высоты полета) приведена в табл. 4.

В действительных условиях повышение температуры обшивки самолета от аэродинамического нагрева, т. е. разница между температурой торможения и температурой окружения, получается несколько меньшей ввиду теплообмена со средой (посредством излучения), соседними элементами конструкции и т. п. Кроме того, полное торможение потока происходит лишь в так называемых критических точках, расположенных на выступающих частях самолета, а приток тепла к обшивке зависит также от характера пограничного слоя воздуха (он более интенсивен для турбулентного пограничного слоя). Значительное снижение температуры происходит также при полетах сквозь облака, особенно когда они содержат переохлажденные капли воды и кристаллики льда. Для таких условий полета принимается, что снижение температуры обшивки в критической точке по сравнению с теоретической температурой торможения может достичь даже 20-40%.

Таблица 4. Зависимость температуры обшивки от числа Маха

litresp.ru

Книга Тепловой барьер – читать онлайн. Автор: Наменский Артем. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Артём Наменский

Тепловой барьер

(Чёрный ангел – 1)

Мы шли по каменной дороге

Светила Чёрная Луна.

Темно, и в кровь разбиты ноги

И строит козни Сатана.

Но не дано другой дороги

И на обочину нельзя,

И вижу новые пороги

И плачет милая моя.

Все имена и герои в книге являются вымышленными. Предложения и замечания просьба направлять на почтовый ящик [email protected]

Глава 1

На этот раз они действительно нарвались на опят. По опыту Тихомир знал, что эти грибы выползают на свет раза два-три за всё лето, причём на очень непродолжительное время, а попасть в нужное время в не менее нужное место не так то и просто.

– Коляныч, дай ключи от машины. – Тихомир решил отнести ведро, которое уже было наполнено грибами.

Коля кинул ключи и продолжил заниматься увлекательным процессом отделения плодовых тел от древесных стволов, а Тихомир молча побрёл к транспортному средству, время от времени уделяя к особо интересным экземплярам растительного мира (или животного, наука с этим вопросом ещё толком не определилась) особое внимание.

Кстати, подумал Тихомир, надо бы заглянуть в капличку, что находится в местных лесах.

Тихомира всегда интересовало древнеславянство. Уж очень его как-то цепляло то, от чего его далёкие предки с такой легкостью отказались (в принципе неизвестно с лёгкостью ли). Где-то он вычитал, что каплицы, да и вообще всяческие одинокие храмы любили строить на местах бывших капищ древних славян, так сказать, что бы народ в своё время полегче приобщался к новой религии. А вот капища славяне явно устраивали не просто так, не на пустом месте. Что могли понять христиане, в нашей социологии, в нашей геофизике, в нашей культуре, в нас. Да, ничего. Вот и подгибали свою религию под веру славян. Интересно, что Византия, которая изначально была врагом Древней Руси, стала её прямым наставником. Но к чему эти рассуждения? Люди, не найдя смысл своей жизни перегрызут горло любому, кто пойдёт против их убеждений, а религия порой оставалась единственным в жизни светлым огоньком, ради которого стоит жить. Действительно. Само слово – рассуждение. Выходит, что рассуждать люди научились только тогда, когда кого-то судили. Ладно, хоть мысли о древнеславянстве настигли Тихомира в тот момент, когда он начал разбираться в происхождении своего имени, которое ему в принципе подарили его родители, и он понимал, что это лишь дань своему самолюбию, но…

За каплицей никто не следил, и поэтому она почти разрушилась. Хоть стены и были выложены когда-то каменной кладкой (штукатурка с неё исчезла полностью), крыша, бывшая некогда деревянной, сохранила только балки и, не везде уцелевшие, стропила. Однако, добавились и изменения, которые Тихомир выявил исходя из прошлого посещения этого, можно сказать, храма. Дождь, который буйствовал почти всю прошлую неделю, сделал глубокую вымоину в холме, на которой была построена каплица. Там был валун. Обыкновенный валун, может быть принесённый ледником последнего ледникового периода, может (а хотя откуда ещё взяться в Беларуси валунам) взявшимся откуда-нибудь ещё. Тихомир спустился осмотреть камень.

Раздался звонок.

– Алло – ответил Тихомир, и подумал, что вот уже в который раз повторяю кличку собаки Македонского, так ни разу её и не гладивши.

Оп па, а каплички уже нет. Камень стоит вертикально. На камне меч.

Хорошо, что не в камне, а то совсем Робин Гудом буду, подумал Тихомир и инстинктивно потянулся к мечу.

Меч Тихомир запомнил в последний момент. Чёрный. Причём абсолютно. Вспоминая школьный курс физики, Тихомир, отметил, что чёрный цвет поглощает весь спектр видимого излучения, но что б так… казалось, что он поглощает всё. Всё, что только могут увидеть человеческие глаза. И не только человеческие. Одна чёрная зияющая пустота, которая приняла определённую форму. Вначале сработала реакция – чёрное – зло. Потом мысли. Чёрное – зло только в христианстве, когда-то его знакомая ему объясняла, что в славянстве чёрный цвет не считался злом. Он потом сам в этом убедился, когда случайно натолкнулся на изделия людей, которые использовали технологию древних славян. Ложки и горшочки, расписанные под древнеславянский стиль, имели чёрно-красный орнамент. Интересно, почему славяне любили чёрный цвет, возможно цвет плодородной земли, которая кормила семью, но Беларусь, где он жил была когда-то на 97% покрыта лесами, да и племена… древляне, дрыгвяне. Ну да, одно отношение к охоте. Уже в византийской Руси это изящный ритуал дворян с гончими и рюмкой водки, а Беларуси пан, заколовший кабана, собирает холопов у камина, чтоб этого самого кабана сожрать. Да, всё-таки различия есть белорусы – охотники, русы – земледельцы. Земля у них хорошая.

В принципе мысли были уже не важны, сработали реакции, а точнее то, от чего эти реакции возникли. Меч оказался в руках и его темнота начала потихоньку расползаться. В начале затуманилось сознание, потом, вероятно, подсознание. Появились образы – бравый витязь хмуро изучал его.

– Да – наконец слишком уж пасмурно извлёк он – не очень уж ты похож на того, кого я ждал, но выбирать не приходиться.

– А кого ты интересно ждал? – Тихомир сам удивился своей наглости.

– Не тебя – грубо отрезал витязь, и замолчал, тяжело уставившись на Тихомира.

Потянулись минуты молчания. Витязь упорно смотрел на Тихомира, а тот, в который раз удивляясь своей наглости сверлил взглядом его.

– Ну что ж, – медленно, будто желая прогнать Тихомира, наконец, подал голос витязь, – приветствую тебя, чёрный ангел.

– Ты меня ещё белым дьяволом назови! – у Тихомира проснулось нездоровое чувство юмора. Заработало сознание, или, опять таки, подсознание. Да, он увлекался медитациями, ну ложишься, расслабляешься и ловишь образы. Потом нашёл более действенные методы – сайт про гадание. Сосредоточение на хрустальном шаре – таж самая фигня, те же образы. Видно гадалки как-то и трактовали всю эту хрень, а Тихомиру просто были интересны возникающие образы. Где-то на западе хрустальный шар заменили хрустальной чашей с водой, но лучше всего сделали на Украине. Там чашу разделили на две хрустальные рюмки, наливали в них воду (а может и не воду), клали посередине соломинку, и смотрели левым глазом на левую рюмку, а правым на правую. Естественно, что при происходящей разфокусировке зрения увидеть на соломинке можно было кого угодно. Обычно Тихомир кого-то звал, так, пообщаться, и самое интересное, что некоторые образы не были игрой подсознания. Они не ассоциировались ни с чем виденным до этого в жизни. А большинство образов вообще были откровенно наглы. Ну что говорить, к примеру, про образ лошади, которая как-то возникла перед ним во время очередной медитации. Она заявила ему, что он хочет её изнасиловать. Он тогда повозмущался на неё, но от своих обвинений упрямое животное отказываться не захотело. Во время этих размышлений Тихомир понял – этого витязя он уже видел во время одной из своих медитаций.

– Что ж, и я приветствую тебя, Боромир, – неуверенно произнёс Тихомир и вложил меч в ножны, неизвестно каким образом взявшиеся у него на спине.

На этот раз пришло время удивляться «бравому витязю». Тот обошёл два раза вокруг Тихомира, сосредоточенно изучая того, сдвинул брови и хмуро произнёс:

– Понимаешь ли ты, какую ответственность на себя взял?

Ни хрена я не понимаю, подумал Тихомир, но ответил почему-то по-другому.

– Лучше чем ты думаешь.

– Ну что ж, – изрёк образ, – смелость только приветствуется. Моя душа ждала многие годы, и теперь, похоже, может удалиться. Заверши дело, начатое мной. Как видишь, я не смог уйти далеко, я вообще прошёл ничего. Дойди до Москвы. Я не знаю, где она находиться, может в тысяче вёрст отсюда, а может в сотне, но я не прошёл и десяти. Быть может, я вообще шёл не в ту сторону. Я, второй, тебе быть третьему.

izdaiknigu.ru

Читать Тепловой барьер – Наменский Артем – Страница 1

Артём Наменский

Тепловой барьер

(Чёрный ангел – 1)

Мы шли по каменной дороге

Светила Чёрная Луна.

Темно, и в кровь разбиты ноги

И строит козни Сатана.

Но не дано другой дороги

И на обочину нельзя,

И вижу новые пороги

И плачет милая моя.

Все имена и герои в книге являются вымышленными. Предложения и замечания просьба направлять на почтовый ящик [email protected]

Глава 1

На этот раз они действительно нарвались на опят. По опыту Тихомир знал, что эти грибы выползают на свет раза два-три за всё лето, причём на очень непродолжительное время, а попасть в нужное время в не менее нужное место не так то и просто.

– Коляныч, дай ключи от машины. – Тихомир решил отнести ведро, которое уже было наполнено грибами.

Коля кинул ключи и продолжил заниматься увлекательным процессом отделения плодовых тел от древесных стволов, а Тихомир молча побрёл к транспортному средству, время от времени уделяя к особо интересным экземплярам растительного мира (или животного, наука с этим вопросом ещё толком не определилась) особое внимание.

Кстати, подумал Тихомир, надо бы заглянуть в капличку, что находится в местных лесах.

Тихомира всегда интересовало древнеславянство. Уж очень его как-то цепляло то, от чего его далёкие предки с такой легкостью отказались (в принципе неизвестно с лёгкостью ли). Где-то он вычитал, что каплицы, да и вообще всяческие одинокие храмы любили строить на местах бывших капищ древних славян, так сказать, что бы народ в своё время полегче приобщался к новой религии. А вот капища славяне явно устраивали не просто так, не на пустом месте. Что могли понять христиане, в нашей социологии, в нашей геофизике, в нашей культуре, в нас. Да, ничего. Вот и подгибали свою религию под веру славян. Интересно, что Византия, которая изначально была врагом Древней Руси, стала её прямым наставником. Но к чему эти рассуждения? Люди, не найдя смысл своей жизни перегрызут горло любому, кто пойдёт против их убеждений, а религия порой оставалась единственным в жизни светлым огоньком, ради которого стоит жить. Действительно. Само слово – рассуждение. Выходит, что рассуждать люди научились только тогда, когда кого-то судили. Ладно, хоть мысли о древнеславянстве настигли Тихомира в тот момент, когда он начал разбираться в происхождении своего имени, которое ему в принципе подарили его родители, и он понимал, что это лишь дань своему самолюбию, но…

За каплицей никто не следил, и поэтому она почти разрушилась. Хоть стены и были выложены когда-то каменной кладкой (штукатурка с неё исчезла полностью), крыша, бывшая некогда деревянной, сохранила только балки и, не везде уцелевшие, стропила. Однако, добавились и изменения, которые Тихомир выявил исходя из прошлого посещения этого, можно сказать, храма. Дождь, который буйствовал почти всю прошлую неделю, сделал глубокую вымоину в холме, на которой была построена каплица. Там был валун. Обыкновенный валун, может быть принесённый ледником последнего ледникового периода, может (а хотя откуда ещё взяться в Беларуси валунам) взявшимся откуда-нибудь ещё. Тихомир спустился осмотреть камень.

Раздался звонок.

– Алло – ответил Тихомир, и подумал, что вот уже в который раз повторяю кличку собаки Македонского, так ни разу её и не гладивши.

Оп па, а каплички уже нет. Камень стоит вертикально. На камне меч.

Хорошо, что не в камне, а то совсем Робин Гудом буду, подумал Тихомир и инстинктивно потянулся к мечу.

Меч Тихомир запомнил в последний момент. Чёрный. Причём абсолютно. Вспоминая школьный курс физики, Тихомир, отметил, что чёрный цвет поглощает весь спектр видимого излучения, но что б так… казалось, что он поглощает всё. Всё, что только могут увидеть человеческие глаза. И не только человеческие. Одна чёрная зияющая пустота, которая приняла определённую форму. Вначале сработала реакция – чёрное – зло. Потом мысли. Чёрное – зло только в христианстве, когда-то его знакомая ему объясняла, что в славянстве чёрный цвет не считался злом. Он потом сам в этом убедился, когда случайно натолкнулся на изделия людей, которые использовали технологию древних славян. Ложки и горшочки, расписанные под древнеславянский стиль, имели чёрно-красный орнамент. Интересно, почему славяне любили чёрный цвет, возможно цвет плодородной земли, которая кормила семью, но Беларусь, где он жил была когда-то на 97% покрыта лесами, да и племена… древляне, дрыгвяне. Ну да, одно отношение к охоте. Уже в византийской Руси это изящный ритуал дворян с гончими и рюмкой водки, а Беларуси пан, заколовший кабана, собирает холопов у камина, чтоб этого самого кабана сожрать. Да, всё-таки различия есть белорусы – охотники, русы – земледельцы. Земля у них хорошая.

В принципе мысли были уже не важны, сработали реакции, а точнее то, от чего эти реакции возникли. Меч оказался в руках и его темнота начала потихоньку расползаться. В начале затуманилось сознание, потом, вероятно, подсознание. Появились образы – бравый витязь хмуро изучал его.

– Да – наконец слишком уж пасмурно извлёк он – не очень уж ты похож на того, кого я ждал, но выбирать не приходиться.

– А кого ты интересно ждал? – Тихомир сам удивился своей наглости.

– Не тебя – грубо отрезал витязь, и замолчал, тяжело уставившись на Тихомира.

Потянулись минуты молчания. Витязь упорно смотрел на Тихомира, а тот, в который раз удивляясь своей наглости сверлил взглядом его.

– Ну что ж, – медленно, будто желая прогнать Тихомира, наконец, подал голос витязь, – приветствую тебя, чёрный ангел.

– Ты меня ещё белым дьяволом назови! – у Тихомира проснулось нездоровое чувство юмора. Заработало сознание, или, опять таки, подсознание. Да, он увлекался медитациями, ну ложишься, расслабляешься и ловишь образы. Потом нашёл более действенные методы – сайт про гадание. Сосредоточение на хрустальном шаре – таж самая фигня, те же образы. Видно гадалки как-то и трактовали всю эту хрень, а Тихомиру просто были интересны возникающие образы. Где-то на западе хрустальный шар заменили хрустальной чашей с водой, но лучше всего сделали на Украине. Там чашу разделили на две хрустальные рюмки, наливали в них воду (а может и не воду), клали посередине соломинку, и смотрели левым глазом на левую рюмку, а правым на правую. Естественно, что при происходящей разфокусировке зрения увидеть на соломинке можно было кого угодно. Обычно Тихомир кого-то звал, так, пообщаться, и самое интересное, что некоторые образы не были игрой подсознания. Они не ассоциировались ни с чем виденным до этого в жизни. А большинство образов вообще были откровенно наглы. Ну что говорить, к примеру, про образ лошади, которая как-то возникла перед ним во время очередной медитации. Она заявила ему, что он хочет её изнасиловать. Он тогда повозмущался на неё, но от своих обвинений упрямое животное отказываться не захотело. Во время этих размышлений Тихомир понял – этого витязя он уже видел во время одной из своих медитаций.

– Что ж, и я приветствую тебя, Боромир, – неуверенно произнёс Тихомир и вложил меч в ножны, неизвестно каким образом взявшиеся у него на спине.

На этот раз пришло время удивляться «бравому витязю». Тот обошёл два раза вокруг Тихомира, сосредоточенно изучая того, сдвинул брови и хмуро произнёс:

– Понимаешь ли ты, какую ответственность на себя взял?

Ни хрена я не понимаю, подумал Тихомир, но ответил почему-то по-другому.

– Лучше чем ты думаешь.

– Ну что ж, – изрёк образ, – смелость только приветствуется. Моя душа ждала многие годы, и теперь, похоже, может удалиться. Заверши дело, начатое мной. Как видишь, я не смог уйти далеко, я вообще прошёл ничего. Дойди до Москвы. Я не знаю, где она находиться, может в тысяче вёрст отсюда, а может в сотне, но я не прошёл и десяти. Быть может, я вообще шёл не в ту сторону. Я, второй, тебе быть третьему.

online-knigi.com

Тепловой барьер – Справочник химика 21

    Таким образом, существовал тепловой барьер, который должен был быть преодолен. Как уже говорилось, ниже 230 °С любая реакция в реакторе будет настолько медленной, что ее можно определить лишь с помощью высокочувствительных калориметров. Так как процесс был закончен, когда температура реакционной смеси составляла около 160 °С, для того чтобы пошла [c.416]

    Соотношение (3.28) справедливо только в том случае, если жидкий металл смачивает поверхность, так что пе существует поверхностной пленки, действующей как тепловой барьер. С щелочными металлами обычно не возникает никаких затруднений, так как они очень хорошо смачивают поверхность конструкционных металлов и сплавов но свинец, висмут и ртуть очень плохо смачивают поверхности низколегированных сплавов и нержавеющей стали. При плохой смачиваемости поверхности коэффициент теплоотдачи может уменьшиться в 10 раз. Чтобы устранить этот недостаток, в ртуть, например, добавляют небольшое количество магния. Добавление магния в слишком большом количестве может вызвать коррозию и ухудшить массообмен. [c.64]


    Мощность нагревателя для создания теплового барьера, кат 7 [c.16]

    В верхней части криостата, а также вокруг полости наиболее низких температур для создания теплового барьера и уменьшения испарения жидкого водорода помещены экранирующие азотные рубашки 4, 6. В вакуумной полости криостата на стенке азотной рубашки укреплен геттер из активированного угля. Перед работой вакуумная полость криостата откачивается форвакуумным насосом необходимый для нормальной работы высокий вакуум обеспечивается лишь после заливки азота в экранирующую рубашку 6 за счет адсорбционной способности активированного угля при его охлаждении. [c.13]

    Насосы выполняют по схеме одноступенчатого консольного насоса вертикального типа с радиальным или диагональным рабочим колесом (рис. 138). Сферический кованый корпус патрубками приваривают к трубопроводам. В корпусе выполняют кольцевой отвод. За рабочим колесом устанавливают направляющий аппарат для уравновешивания радиальных усилий. Сверху корпус закрывают напорной крышкой, которая служит базой для размещения теплового барьера, гидростатического или гидроди-динамического подшипника, разгрузочного устройства, механического уплотнения, камер подвода охлаждающей воды. [c.253]

    Столетие тому назад алюминий, несмотря на широкую распространенность в природе, превосходил по цене золото, но потребность практики в легких сплавах побудила к поискам дешевых способов получения алюминия и перевела этот металл в разряд обычных металлов. Такой же процесс вовлечения в производство новых металлов происходит в настоящее время. Он вызван возникновением потребности в новых металлических материалах со стороны бурно развивающейся радиотехники, обслуживания заводов и электростанций автоматами вместо рабочих малых квалификаций, атомной промышленности и реактивной авиации, встретившейся в связи с переходом к сверхзвуковым скоростям с тепловым барьером обычные легкие сплавы не выдерживают сильного разогревания обшивки самолета от трения о воздух. [c.670]

    В металлургии цирконий используется в качестве присадочного металла в сталелитейном деле и для упрочнения магниевых сплавов в реактивном самолетостроении в борьбе за преодоление теплового барьера . [c.672]

    В 1957 г. сообщалось о разработке в США нового сплава на основе алюминия с литием, отличающегося большой прочностью до 240°. Сплав предназначается для самолетостроения. Разработан также литиево-алюми-ниевый сплав, сохраняющий высокую прочность до 205°. Его тепловой барьер на 38° выше и модуль упругости на 8% выше, чем у стандартных алюминиевых сплавов, используемых в авиации. Кроме того, ой на 3% легче. Предназначается для самолетостроения (производство реактивных самолетов) [c.30]

    При формовании листового или пленочного полиэтилена материал нагревают только с одной стороны. Длительность нагрева несколько превышает суммарное время формования, охлаждения и извлечения изделия из формы. Для нагрева листов из полиэтилена высокой плотности применяют инфракрасные излучатели с зеркалами, которые создают тепловой барьер и отражают часть инфракрасных лучей на зажимную раму, вследствие чего уменьшаются потери тепла на краях листа и длительность нагрева. [c.91]

    На шпинделе и корпусе вентиля устанавливают тепловые барьеры — прокладки из текстолита или из другого материала с малой теплопроводностью. На штурвале вентиля находится счетчик числа оборотов, показывающий степень открытия вентиля. [c.193]

    На некоторых кислородных установках применяются дроссельные вентили более совершенной, но и более сложной конструкции. На шпинделе 2 (рис. 214) вентиля находится тщательно обработанный уплотнительный конус 1, заканчивающийся иглой для более точной регулировки давления воздуха за вентилем. Для уменьшения холодопотерь шпиндель снабжен вставкой 3 из текстолита, который обладает хорошими теплоизоляционными свойствами и образует тепловой барьер по шпинделю. Этой же цели служат текстолитовая прокладка 4 между холодной и теплой частями вентиля. Маховичок 6 снабжен счетчиком оборотов 7, на циферблате которого стрелки указывают число оборотов шпинделя вентиля. Резьба 5 шпинделя расположена в теплой части наружного корпуса. [c.509]

    Температуру верхнего и нижнего блоков контролируют термопарами или термометрами сопротивления. В верхней части вакуумной камеры часто ставят еще вспомогательный свинцовый блок 6, который образует тепловой барьер, уменьшающий влияние внешней среды на температуру оболочки. Подводящие провода калориметра проходят через верхний и вспомогательный блоки и находятся с ними в хорошем тепловом контакте. [c.304]

    При работе в области температур жидкого гелия можно пользоваться видоизмененным устройством для крепления острия, показанным на рис. 19. Если желательно контролировать температуру, то необходимо применять показанные на этом же рисунке подводящие нихромовые провода. Теплоемкость и электрическое сопротивление вольфрама при температурах жидкого гелия чрезвычайно малы, а теплопроводность очень велика поэтому при изготовлении петли из вольфрама повышению температуры от 4° К до примерно 1000° К соответствует изменение тока нагрева всего на несколько миллиампер. Отрезки нихромовой проволоки служат тепловыми барьерами, поскольку сплавы не теряют свои тепловые свойства, характерные для высоких температур при 4° К, и потому позволяют осуществлять надежный контроль темпера- [c.148]

    Отработанный в сушильной камере воздух, имеющий невысокую влажность, температуру 100—110° и содержащий какую-то часть сухого продукта, не отделившегося в циклоне, вновь поступает в испарительную камеру по линии 3. Из испарител

www.chem21.info

Тепловой барьер читать онлайн, Наменский Артем

Annotation

Компьютерная программа, разработанная для борьбы с последствиями катастрофы, охватившей тысячелетия назад мир, подобный Земле, случайно высчитывает телепортационный код для одного из жителей нашего мира, Тихомира. Программа кидает его с одной планеты на другую, чем ставит Тихомира, порой, в совершенно нелепые ситуации. Ему предстоит разгадать тайну возникновения кристаллического и плазмоидного мира, принять участие в схватке двух существ из другого измерения, в результате противостояния которых, в своё время, образовалась Солнечная система.

Артём Наменский

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Глава 15

Артём Наменский

Тепловой барьер

(Чёрный ангел – 1)

Мы шли по каменной дороге

Светила Чёрная Луна.

Темно, и в кровь разбиты ноги

И строит козни Сатана.

Но не дано другой дороги

И на обочину нельзя,

И вижу новые пороги

И плачет милая моя.

Все имена и герои в книге являются вымышленными. Предложения и замечания просьба направлять на почтовый ящик [email protected]

Глава 1

На этот раз они действительно нарвались на опят. По опыту Тихомир знал, что эти грибы выползают на свет раза два-три за всё лето, причём на очень непродолжительное время, а попасть в нужное время в не менее нужное место не так то и просто.

– Коляныч, дай ключи от машины. – Тихомир решил отнести ведро, которое уже было наполнено грибами.

Коля кинул ключи и продолжил заниматься увлекательным процессом отделения плодовых тел от древесных стволов, а Тихомир молча побрёл к транспортному средству, время от времени уделяя к особо интересным экземплярам растительного мира (или животного, наука с этим вопросом ещё толком не определилась) особое внимание.

Кстати, подумал Тихомир, надо бы заглянуть в капличку, что находится в местных лесах.

Тихомира всегда интересовало древнеславянство. Уж очень его как-то цепляло то, от чего его далёкие предки с такой легкостью отказались (в принципе неизвестно с лёгкостью ли). Где-то он вычитал, что каплицы, да и вообще всяческие одинокие храмы любили строить на местах бывших капищ древних славян, так сказать, что бы народ в своё время полегче приобщался к новой религии. А вот капища славяне явно устраивали не просто так, не на пустом месте. Что могли понять христиане, в нашей социологии, в нашей геофизике, в нашей культуре, в нас. Да, ничего. Вот и подгибали свою религию под веру славян. Интересно, что Византия, которая изначально была врагом Древней Руси, стала её прямым наставником. Но к чему эти рассуждения? Люди, не найдя смысл своей жизни перегрызут горло любому, кто пойдёт против их убеждений, а религия порой оставалась единственным в жизни светлым огоньком, ради которого стоит жить. Действительно. Само слово – рассуждение. Выходит, что рассуждать люди научились только тогда, когда кого-то судили. Ладно, хоть мысли о древнеславянстве настигли Тихомира в тот момент, когда он начал разбираться в происхождении своего имени, которое ему в принципе подарили его родители, и он понимал, что это лишь дань своему самолюбию, но…

За каплицей никто не следил, и поэтому она почти разрушилась. Хоть стены и были выложены когда-то каменной кладкой (штукатурка с неё исчезла полностью), крыша, бывшая некогда деревянной, сохранила только балки и, не везде уцелевшие, стропила. Однако, добавились и изменения, которые Тихомир выявил исходя из прошлого посещения этого, можно сказать, храма. Дождь, который буйствовал почти всю прошлую неделю, сделал глубокую вымоину в холме, на которой была построена каплица. Там был валун. Обыкновенный валун, может быть принесённый ледником последнего ледникового периода, может (а хотя откуда ещё взяться в Беларуси валунам) взявшимся откуда-нибудь ещё. Тихомир спустился осмотреть камень.

Раздался звонок.

– Алло – ответил Тихомир, и подумал, что вот уже в который раз повторяю кличку собаки Македонского, так ни разу её и не гладивши.

Оп па, а каплички уже нет. Камень стоит вертикально. На камне меч.

Хорошо, что не в камне, а то совсем Робин Гудом буду, подумал Тихомир и инстинктивно потянулся к мечу.

Меч Тихомир запомнил в последний момент. Чёрный. Причём абсолютно. Вспоминая школьный курс физики, Тихомир, отметил, что чёрный цвет поглощает весь спектр видимого излучения, но что б так… казалось, что он поглощает всё. Всё, что только могут увидеть человеческие глаза. И не только человеческие. Одна чёрная зияющая пустота, которая приняла определённую форму. Вначале сработала реакция – чёрное – зло. Потом мысли. Чёрное – зло только в христианстве, когда-то его знакомая ему объясняла, что в славянстве чёрный цвет не считался злом. Он потом сам в этом убедился, когда случайно натолкнулся на изделия людей, которые использовали технологию древних славян. Ложки и горшочки, расписанные под древнеславянский стиль, имели чёрно-красный орнамент. Интересно, почему славяне любили чёрный цвет, возможно цвет плодородной земли, которая кормила семью, но Беларусь, где он жил была когда-то на 97% покрыта лесами, да и племена… древляне, дрыгвяне. Ну да, одно отношение к охоте. Уже в византийской Руси это изящный ритуал дворян с гончими и рюмкой водки, а Беларуси пан, заколовший кабана, собирает холопов у камина, чтоб этого самого кабана сожрать. Да, всё-таки различия есть белорусы – охотники, русы – земледельцы. Земля у них хорошая.

В принципе мысли были уже не важны, сработали реакции, а точнее то, от чего эти реакции возникли. Меч оказался в руках и его темнота начала потихоньку расползаться. В начале затуманилось сознание, потом, вероятно, подсознание. Появились образы – бравый витязь хмуро изучал его.

– Да – наконец слишком уж пасмурно извлёк он – не очень уж ты похож на того, кого я ждал, но выбирать не приходиться.

– А кого ты интересно ждал? – Тихомир сам удивился своей наглости.

– Не тебя – грубо отрезал витязь, и замолчал, тяжело уставившись на Тихомира.

Потянулись минуты молчания. Витязь упорно смотрел на Тихомира, а тот, в который раз удивляясь своей наглости сверлил взглядом его.

– Ну что ж, – медленно, будто желая прогнать Тихомира, наконец, подал голос витязь, – приветствую тебя, чёрный ангел.

– Ты меня ещё белым дьяволом назови! – у Тихомира проснулось нездоровое чувство юмора. Заработало сознание, или, опять таки, подсознание. Да, он увлекался медитациями, ну ложишься, расслабляешься и ловишь образы. Потом нашёл более действенные методы – сайт про гадание. Сосредоточение на хрустальном шаре – таж самая фигня, те же образы. Видно гадалки как-то и трактовали всю эту хрень, а Тихомиру просто были интересны возникающие образы. Где-то на западе хрустальный шар заменили хрустальной чашей с водой, но лучше всего сделали на Украине. Там чашу разделили на две хрустальные рюмки, наливали в них воду (а может и не воду), клали посередине соломинку, и смотрели левым глазом на левую рюмку, а правым на правую. Естественно, что при происходящей разфокусировке зрения увидеть на соломинке можно было кого угодно. Обычно Тихомир кого-то звал, так, пообщаться, и самое интересное, что некоторые образы не были игрой подсознания. Они не ассоциировались ни с чем виденным до этого в жизни. А большинство образов вообще были откровенно наглы. Ну что говорить, к примеру, про образ лошади, которая как-то возникла перед ним во время очередной медитации. Она заявила ему, что он хочет её изнасиловать. Он тогда повозмущался на неё, но от своих обвинений упрямое животное отказываться не захотело. Во время этих размышлений Тихомир понял – этого витязя он уже видел во время одной из своих медитаций.

– Что ж, и я приветствую тебя, Боромир, – неуверенно произнёс Тихомир и вложил меч в ножны, неизвестно каким образом взявшиеся у него на спине.

На этот раз пришло время удивляться «бравому витязю». Тот обошёл два раза вокруг Тихомира, сосредоточенно изучая того, сдвинул брови и хмуро произнёс:

– Понимаешь ли ты, какую ответственность на себя взял?

Ни хрена я не понимаю, подумал Тихомир, но ответил почему-то по-другому.

– Лучше чем ты думаешь.

– Ну что ж, – изрёк образ, – смелость только приветствуется. Моя душа ждала многие годы, и теперь, похоже, может удалиться. Заверши дело, начатое мной. Как видишь, я не смог уйти далеко, я вообще прошёл ничего. Дойди до Москвы. Я не знаю, где она находиться, может в тысяче вёрст отсюда, а может в сотне, но я не прошёл и десяти. Быть может, я вообще шёл не в ту сторону. Я, второй, тебе быть третьему.

– Я знаю, где Москва, но что мне там искать? – перебил его Тихомир удивляясь, что его голос включается независимо от его сознания.

Но Боромир, похоже, удивился ещё больше. Минуту он рассматривал Тихомира с совершенно круглыми глазами.

– Ты знаешь, где Москва? Значит, не просто так ты появился в нашем мире, моё время уходит, дойди до Москвы, там должны быть гусли.

Исчез.

Но я не медитирую, подумал Тихомир, с ужасом оглядываясь по сторонам. Ладно, допустим, у меня поехала крыша. Да хрен с ним – поехала, будем последовательны и логичны. Интересно, настоящие психи могут быть последовательными и логичными? В любом случае, осмотримся. Да, я псих, но хочу изучить окружающую меня обстановку.

Прямо под ногами лежал скелет. Обыкновенный такой. Раньше Тихомир скелетов не видел, даже необыкновенных. Ну скелет, ну и хрен с н …

knigogid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *