Запись голоса в домашних условиях. Полный гид.
Запись голоса – процесс сам по себе не очень сложный, а базовое оборудование не требует больших вложений. И все же, качество звука напрямую зависит от звукозаписывающего оборудования и методов его использования.
Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.
Оборудование первой необходимости:
- Микрофон: именно он нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
- Наушники: необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
- Микрофонная стойка: на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
- Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
- Поп-фильтр: зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа “Б” и “П”, которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
- Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.
Какой микрофон нужен для записи?
Существует несколько типов микрофонов:
- USB микрофон. Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
- Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
- Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и верхние частоты.
Достоинства и недостатки USB микрофонов
Плюсы:
- USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
- Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
- Сравнительно невысокая стоимость
Минусы:
- Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
- В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.
Достоинства и недостатки динамического микрофона для бродкастинга
Плюсы:
- В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
- Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).
Минусы:
- Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
- Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
- При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
Достоинства и недостатки конденсаторного микрофона с большой мембраной
Плюсы:
- Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
- С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.
Минусы
- Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
- Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
- Требуется фантомное питание для работы.
Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?
Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.
Как подключить к компьютеру микрофон без USB интерфейса?
Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.
Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?
Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.
Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?
Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.
Что такое де-эссер и зачем он нужен?
Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.
Поп-фильтр – что это?
Микрофоны для записи очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.
Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.
Какая стойка необходима для записи?
Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки. Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.
Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.
Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?
Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.
Как организовать помещение?
Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.
Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.
Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей. Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.
Зачем мне использовать наушники?
При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.
Какой тип наушников мне нужен?
Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.
Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?
Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.
Как мониторить звук без наушников?
Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.
Какой использовать софт?
Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.
Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.
Как плагины влияют на звучание?
При микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.
Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.
Зачем нужно использовать эффекты?
Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.
Есть ли какой-либо другой способ записи?
Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер. Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.
Ключевые моменты:
- Микрофон – это не единственное устройство, которое вам понадобится;
- Наушники необходимы для мониторинга звука;
- Работать с микрофонной стойкой удобнее;
- Звуковая изоляция помещения очень важна, используйте звукопоглощающий материал;
- Поп-фильтр поможет отсечь резкие звуки;
- Не нужно игнорировать плагины и звуковые эффекты;
- По типу подключения есть 2 вида микрофонов: USB микрофоны и аналоговые;
- USB микрофон подключается к компьютеру напрямую;
- Конденсаторные микрофоны обладают насыщенными и яркими частотами;
- Лучший способ подключить аналоговый микрофон к компьютеру – использовать аудио интерфейс;
- Аудио интерфейсы – это внешние инструменты, которые подключаются к компьютеру по USB, Thunderbolt и другим портам;
- Работать лучше с теми программами, которые вы хорошо знаете ;
- Лучшая микрофонная стойка, если вы работаете за столом, – пантограф;
- Антивибрационное крепление («паук») – система, которая предотвращает тряску и вибрацию микрофона;
- Изоляционный фильтр – это неплохой способ отфильтровывать ненужные звуки;
- Закрытые наушники лучше подходят для записи вокала;
- Усилитель для наушников позволит передать сигнал на несколько разных устройств;
- Студийные мониторы дадут вам точную картинку звучания вашего трека;
- Для управления инструментами можно использовать дополнительное внешнее оборудование;
- Микрофонные преампы – это усилители, которые усиливают сигнал с микрофона;
- Компрессоры делают тихие части трека громче, а громкие – тише;
- Для записи также можно использовать портативные рекордеры.
За основу статьи взят материал bhphotovideo.co
www.dj-store.ru
Выбираем оборудование для домашней студии (часть 1)
Раньше запись даже демо-песни была процессом весьма дорогостоящим и трудозатратным. Чтобы создать трек более-менее приличного качества, нужно было купить кучу студийного времени.
Но сегодня ситуация сильно изменилась. Хорошее звукозаписывающее оборудование стало гораздо доступнее. Компьютеры стали мощнее. Да что уж говорить- сегодня даже телефон или планшет может быть использован как портативная студия. Правильно подобрав ваше звукозаписывающее оборудование, вы сможете оценить все прелести создания песни в домашних условиях. Ну и конечно, получить бесценный опыт.
Ниже мы привели небольшое руководство по выбору наиболее важных частей вашей домашней студии. Не обязательно покупать все сразу. Вы можете начать с малого, и потом докупать нужные «девайсы», расширяя свои возможности.
Компьютеры и мобильные устройства для записи
До недавнего времени на столах большинства домашних студий стояли настольные компьютеры. Сейчас их все чаще заменяют ноутбуки. Есть отдельная категория музыкантов, которые творят на планшетах и мобильных.
Если вы относитесь к последним, то вам подойдут любые современный iOS девайсы- Айпады, айфоны и даже айподы. На рынке есть много оборудования, которое выпускается специально для этих устройств. О том, как собрать студию на основе iOS устройств мы напишем в следующих статьях. Если у вас ещё нет техники Apple, можете попробовать именно вариант с iPod Touch- это самый портативный и доступный по цене вариант из всех.
iPod Touch на 32GB достаточно мощное устройство, чтобы стать сердцем вашей портативной студии. И при этом не очень дорогое. В AppStore вы сможете найти кучу приложений для реализации ваших творческих задумок
Если же вы решили остановится на компьютере, то вполне вероятно подойдет ПК, который уже есть у вас сейчас. Но если ему уже не мало лет, и он вам кажется излишне «задумчивым» стоит задуматься о обновлении.
Компьютеры Mac стоят, как правило, дороже своих PC аналогов. Но многие музыканты и инженеры сведения предпочитают именно их для своей повседневной работы. «Маки» славятся своей надежностью, простотой в использовании и качеством сборки. Плюс под них выпущена куча музыкального программного обеспечения, и некоторые (например Logic Pro) вы не найдете на PC. На вкус и цвет, конечно, товарищей нет— и наверняка, многие не захотят переплачивать за Мак. Тут решать только вам.
Для начала (особенно если бюджет не резиновый) — присмотритесь к Mac Mini- он стоит сравнимо с обычными ПК, и в нем есть все то, за что любят Мак. Правда в этом случае, придется докупать внешний монитор (в комплекте он не идет).
Операционная система OSX, мощный процессор Intel, и достаточное количество оперативной памяти, делаю Mac Mini отличной основой для домашней студии
Программы и приложения для создания музыки
Без специального музыкального программного обеспечения компьютер будет мало чем вам полезен. Самое основное здесь, это DAW- цифровая рабочая станция (Digital Audio Workstation). Именно внутри нее происходит весь процесс написания музыки. Вариантов DAW сегодня достаточно много, на любой вкус.
Большинство музыкантов начинают с FL Studio- и у многих она ассоциируется именно с новичками, однако по возможностям она вполне сопоставима с большинством «серьёзных» DAW. Если у вас Мак, присмотритесь к Logic Pro- его используют многие известные продюсеры, и его возможностей хватит для создания песен абсолютно любого уровня. Хотя на первых порах, его функционал может оказаться чрезмерным. Продюсеры электронной музыки часто предпочитают Ableton Live. Она хороша не только для студийной работы, но и для выступлений. У большинства программ есть демо и триальные версии- просто «пощупайте» их перед покупкой, и выберите то, что вам по душе.
В FL Studio вы найдете очень приличный функционал за вполне доступную стоимость
Звуковая карта
Звуковая карта это именно то, что свяжет ваш компьютер с вашими инструментами (микрофоном, гитарой и т.д.). Именно звуковая карта преобразует ваш аналоговый звук (напрмер, из микрофона) в его цифровую форму для дальнейшей работы с ним на ПК.
При выборе звуковой карты обратите внимание на входящие порты. Посмотрите, достаточно ли их количества для ваших нужд. Так же обратите внимание на тип подключения: можно ли его соединить с вашим компьютером? Особенно это касается звуковых карт с типом подключения FireWire- далеко не на всех компьютерах есть этот порт.
На сегодняшний день наибольшей популярностью среди обладателей домашних студий пользуются звуковые карты фирмы Focusrite. Присмотритесь к карте Scarlett 2i2 этой фирмы. Хороший функционал за свои деньги, плюс в интернете очень много положительных отзывов о ней. Если вам нужно больше портов для подключения посмотрите на Focusrite Saffire Pro 24 или Tascam US-1800. Это тоже устройства, прекрасно себя зарекомендовавшие.
Scarlett 2i2 имеет 2 комбинированных входа, то есть вы можете свободно подключить к ней гитару и микрофон одновременно
Микрофон
Хороший микрофон— это один из самый важных элементов в вашей домашней студии. Именно от него будет зависеть, как будет звучать ваш голос или инструмент. На первых порах вам будет достаточно одного универсального микрофона, который в состоянии качественно записать различные источники звука.
Есть два типа микрофонов— динамический и конденсаторный (есть и другие, но они встречаются достаточно редко). Динамические микрофоны чаще используются для выступлений— они менее чувствительные и более прочные. Конденсаторные же микрофоны, с их высокой чувствительностью и более широкой АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой) используются для студийной работы.
Ни смотря не на что, динамические микрофоны тоже часто встречаются в домашних студиях. Более того, если акустика вашего помещения оставляет желать лучшего, то имеет смысл остановится именно на динамическом микрофоне. Присмотритесь к Shure SM58S – это уже своего рода «классика» динамических микрофонов. Он хорошо подойдет для вокала, плюс отлично вам послужит, если вы решите выступать вживую.
Среди конденсаторных микрофонов в начальной ценовой категории посмотрите на Audio-Technika AT2020. Сейчас это один из самых популярных микрофонов из-за оптимального соотношения цена/качество.
Обратите внимание, что многие конденсаторные микрофоны требуют фантомного питания, от внешнего предусилителя или звуковой карты. Так что проверьте его наличие на вашей карте заранее, до покупки микрофона.
Если вы используйте iOS- посмотрите на IK Multimedia IRIG Mic. Он подключается прямо к вашему iOS устройству, и не требует дополнительного питания. При этом в состоянии качественно записать ваш вокал или инструменты.
Продолжение статьи читайте здесь.
(via)
фото flickr
upsound.org
Как устроена студия звукозаписи – Максим Spiker Судоргин — LiveJournal
Сегодня я вам расскажу о том, как устроена студия звукозаписи и как вообще создается музыка. Мне удалось побывать на студии Владимира Осинского – одной из самых именитых в России. На этой студии записывались Киркоров, Басков, Билан, Орбакайте, Шуфутинский, Земфира, Тату… да по сути все звезды! ) Будет очень много текста и фотографий, так что прошу отнестись к труду с пониманием! ))Моменты вроде “как придумывается песня” я пропущу. Это, пожалуй, самый творческий этап и всегда протекает по разному. Начну сразу с момента, когда за работу берется звукорежиссер. Поясню, что это человек, который производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.
Сначала обдумывается форма, делается аранжировка, и прописываются инструменты. Под черновой минус (еще без живых инструментов) уже можно писать вокал. На этом этапе песню записывают проходником, чтобы звукорежиссер вник в суть песни, о чем она, как с ней дальше работать. Когда окончательная форма и концепция будущей песни ясна, можно записывать основной вокал. Делается это по кусочкам. Помимо деления песни на куплеты и припевы, запись может вестись либо по фразам, либо построчно – для каждой песни выбирается индивидуальный подход. Зависит это и от темпа – быстрые можно писать по фразам, медленные, соответственно, должны быть плавнее и одна фраза должна переходить в другую. Иногда дело доходит до записи отдельных букв. И дело тут даже не в профессионализме артиста, а в требованиях к современной музыке. В теории записи звука столько нюансов, что этому посвящены отдельные дисциплины в институтах. Припевы в быстрых песнях часто копируются, но когда в песне должно быть развитие (особенно это чувствуется в медленных композициях), каждый припев записывается отдельно. Кроме того, обязательно должно быть дыхание. Некоторые обрубают его и получается неживой вокал. Иногда это к месту, иногда этим злоупотребляют и получается не очень красиво.
Когда голос записан и собран, запись прослушивают на наличие лишних звуков, щелчков, стреляющих букв (“с”, “щ” и т.п.). В критических случаях голос двигают даже по ритму, хотя вообще такого быть не должно. ) Для борьбы с “грязью” используют специальные программные плагины, которые реагируют на частоту определенных букв, звуков и немножко убавляют их или выравнивают. Программы для студий звукозаписи едва не уступают фотошопу по своим возможностям и несомненно облегчают труд звукорежиссеров, однако, почти у каждого плагина есть приборный аналог. О них я расскажу чуть ниже.
Раз уж заговорил о программном обеспечении. Большинство студий работают в программе Pro Tools – это семейство программно-аппаратных комплексов, является стандартом де-факто в цифровой звукозаписывающей индустрии. Немного отойду от темы. Вы могли заметить, что в музыкальной среде очень популярны компьютеры от Apple. Всё дело как раз в программе Pro Tools, которая раньше выпускалась только для Macintosh. Так что это скорее необходимость, чем дань моде.
После “чистки” голос тюнят – исправляют неточные ноты. Для этого используют программу Antares Autotune (кстати, это наиболее часто продающийся аудио плагин всех времён). Причина тюнинга проста – облегчить работу, обойтись без бесконечных перезаписей.
Теперь можно приглашать бэк-вокал. Бэки записывают на готовую песню и не редактируют. Исключением являются очень дорогие проекты. Обычно бэк-вокалисты не имеют яркого индивидуального тембра, чтобы не заслонять солиста, они просто сопровождают основную вокальную партию. Не редко при записи альбомов роль бэк-вокалиста исполняет сам артист.
На следующем этапе записывают живые инструменты и сводят все дорожки мультитрека. Начинают с ритм-секции (ударные и бас), затем инструменты и в конце голос. Само собой, перед сведением все треки должны быть отшлифованы.
Далее за дело берутся аранжировщики – они делают обработки, дизайн голоса, вносят в треки свои фишки. Самый известный в мире аранжировщик – Timbaland. Я слышал как звучали песни до того, как он приложил к ним свои руки – это огромная разница с тем, что мы слышим на радио.
Наконец, наступает последний, пожалуй, самый важный момент. После того, как работу приняли, запись отдают на мастеринг. Проще говоря, это процедура подготовки и переноса фонограммы на специальный носитель, называемый мастер-копией, с которого будет осуществляться последующее тиражирование. Мастеринг проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащенных эталонными звуковоспроизводящими аудиомониторами. Как правило, этим занимаются звукорежиссёры, обладающие специфическими навыками и опытом, которых принято называть инженерами мастеринга.
Мастеринг бывает аналоговый и цифровой. При аналоговом мастеринге вся редакция осуществляется при помощи специальных приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. Нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый мастеринг иногда используют из-за своего характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм. Для последующего издания на CD аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится запись PMCD (Premastered Compact Disc – подготовленный мастер-компакт-диск).
При цифровом мастеринге (ремастеринг) редакция осуществляется в цифровой среде. Как правило внутри компьютерной системы (с помощью звуковых редакторов) или специального программно-аппаратного комплекса. В некоторых случаях первая стадия цифрового мастеринга производится методом перезаписи аудиоматериала с одного цифрового носителя на другой. Изменение первоначального звучания при таком варианте происходит с применением отдельных цифровых приборов.
Иногда делают несколько вариантов мастеринга – для альбома, для радио, для клипа, для минуса и для “пения под фонограмму”. ) В каждом случае свои нюансы и свои требования к компрессии и частотной обрезке. Если говорить про так называемую “фанеру”, голос почти не подвергают компрессии и он звучит естественно. Правда есть подозрение, что не все звезды нашей эстрады об этом знают и мне доводилось слышать абсолютно одинаковый голос на радио и на концерте.
Когда готова мастер-копия песни или альбома, можно отправляться на радиостанцию и отдавать альбом в тираж. Но радиостанция скорее всего завернет песню и заставит что-нибудь переделать. Но это уже другая история… )
А теперь картинки! ))
6. Основная студия. Здесь записывают вокал, гитары и инструменты.Пульт нужен для записи в параллельной студии, там как правило пишут барабаны.

7. Раритетный ламповый микрофон Neumann/Gefell UM 57. Появился на свет в 57-м году. Обычно студийные микрофоны крепятся в эластичные подвесы, похожие на многоконечную звезду, но не всегда. Перед микрофоном помещается поп-фильтр. Он защищает микрофон и запись от резких воздушных потоков (задувов)
со стороны исполнителя, плевков, взрывных звуков “б”, “п” и т.д.

8. В просторах интернета нашел фото вскрытия этого микрофона. ) Как видите, ламповым он назван не просто так.
9. Немного другой ракурс. Всё помещение звукоизолировано и любую поверхность стараются накрывать покрывалами.
Очень не привычные ощущения, когда разговариваешь в такой комнате.

Это первый, собранный полностью на транзисторах, профессиональный магнитофон.
Магнитофонные деки его собрата J-37 были использованы в далеком 1967 г. для записи знаменитого альбома Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы “Битлз”

Слева небольшая коллекция клавишных синтезаторов из 80-х годов, а на стойке семплеры и синтезаторы без клавиш
(они синтезирует звуки, а подключаемые клавиши служат для подачи сигналов).

18. Не успел спросить, что это такое, а в интернете про подобную технику ничего не найдешь. ) Похож на старенький семплер.
UPD (спасибо around84): Это так называемый локатор, устройство для того, чтобы ставить метки на ленте, а потом по ним искать фрагменты… Внизу – пульт ДУ
30. Большие мониторы специально подбирались, чтобы звук не искажался.
Сначала их хотели подвесить, но звук оказался не приемлимым и было решено их поставить на пол.



Всем спасибо за внимание! Отдельное спасибо студии звукозаписи Владимира Осинского, Валентину и Ежевике – за помощь в написании репортажа.
Содержание журнала в картинках
maks-spiker.livejournal.com
Оборудование для студии звукозаписи (ч2)
В дополнение к предыдущей статье (Какое оборудование нужно…?), хотелось бы добавить, несколько важных пунктов.
Студия звукозаписи, как база, в которой происходит накопление материала, обязана иметь дорогое качественное оборудование, которое должно насчитывать хотя бы по одному ламповому компрессору и эквалайзеру. В зависимости от потребностей клиента, могут также понадобится синтезаторы, клавишные, реверы, перкуссия, гитарные примочки и необходимая коммутация. Открывая профессиональную студию звукозаписи, вы должны предоставлять наиболее комфортные условия для клиента, обеспечивая его всем необходимым для полного цикла накопления. Закон рынка для всех одинаков, клиент всегда прав и придя на студию, он должен получать наивысший уровень обслуживания.
По разным критериям можно выделить такой список оборудования (компьютер, daw программа, звуковая карта, микрофон и ИБП — обязательны во всех случаях). Для записи:
— голоса в домашних условиях: + наушники для контроля звука
— качественного вокала и акустической гитары дома: + преамп, наушники, мониторы, звукоизоляция (комната или решетка).
— нескольких голосов/инструментов: + преамп, микшерный пульт, студийные мониторы, звукоизоляция (комната).
— сведения и мастеринга музыки в домашних условиях: + качественные наушники, звукоизоляция (комната)
— качественного сведения и мастеринга в домашних условиях: + студийные мониторы, контроллер, звукоизоляция (комната)
— создания коммерческой студии при небольшом бюджете: + студийные мониторы, сабвуфер, небольшой микшерный пульт, звукоизоляция (комната)
— создания коммерческой студии при с неограниченным бюджетом: компьютер, музыкальная программа, звуковая карта (аудио-интерфейс), микрофоны (отдельно для вокала и инструментов), преамп, студийные мониторы, сабвуфер, мониторы для шит-контроля, большой микшерный пульт, живые инструменты, контроллер мониторов, звукоизоляция (комната), ИБП
arefyevstudio.com
Советы впервые идущим на запись в студию
Еще до своего визита в студию выучите и отрепетируйте свою партию или текст в домашних условиях. Так вы сможете сэкономить деньги, время, нервы, и свои, и звукорежиссера. А результат записи пребывает в прямой зависимости от состояния нервной системы. В студии следует полностью сконцентрироваться на наилучшем исполнении, а не постоянно бояться забыть текст или часть партии.
Можно, конечно, сыграть или спеть все заново или попробовать незаметно дописать партию, однако как правило, это негативно сказывается на результате. Заблаговременно подготовьте все ваши идеи, ваше видение аранжировки либо ее саму. Занимаясь этим в студии, вы используете время не по целевому назначению.
Если вы не играете, а поете, то советы, изложенные выше, также остаются в силе. Следует позаботиться о предварительной подготовке минусовки или партии из минусовки в случае записи под неё. Минусовки должны быть в формате wav. Кроме того, они должны точно соответствовать другим партиям по задумке аранжировки. Случается, что в принесенных партиях что-то играет не так, как нужно.
Рекомендуется приносить партии без обработки и без перегрузок. Примерный баланс громкостей партий позволит ускорить работу. Минус одним треком в этом случае нежелателен. Однако возможны разные варианты. Минусовка может быть уже неплохо сведенной. Но обязательным условием является отсутствие мастеринга. В «сырых» минусах может содержаться, например, общая компрессия.
Для грамотного исправления этой ошибки придется использовать декомпрессию, что негативно повлияет на качество. Помимо всего прочего, в отмастеренный микс вокал может плохо вписаться. Продолжать этот перечень можно еще долго, поэтому остановимся на этом.
Просто попросите человека, сделавшего вам аранжировку, «выключить все на мастер-секции» и убедиться, что при этом минусовка не начала «клиппировать». Детально продумайте все, что вы будете делать в песне. Вам придется потратить дополнительные деньги, чтобы изменить что-то в готовой песне или добавить в нее.
В студии старайтесь, чтоб вам самим нравилось ваше исполнение, ведь именно вы формируете свой стиль. Если сейчас у вас это не получается, со временем вы добьетесь желаемого.
Исполняя советы других, и стараясь соответствовать их видению, вы можете потерять свою изюминку. Стоит учитывать, что зачастую советы раздаются с желанием выделиться и показаться более крутым.
Если, начав запись, вы сразу же поняли, что вам что-то не нравится или что не обойтись без переписывания, сразу же останавливайте запись и приступайте к ней заново. Учтите, что более быстро полученный удачный дубль звучит свежее и лучше. Поэтому неудивительно, что нужно уметь сосредотачиваться и безукоризненно знать текст или партию.
Важную роль играет и предварительный разогрев голоса или инструмента. Исполнение должно быть ровным по громкости, что позволит уменьшить количество требуемой компрессии и получить более хорошее звучание партии.
При наличии в партии вокала места, в котором требуется усиление громкости, слегка отклонитесь от микрофона, исполняя этот момент. После этого следует вернуться в прежнее положение. При необходимости понизить громкость наоборот приблизьтесь к микрофону. А вообще следует по возможности сохранять ровную позицию перед микрофоном.
Расстояние от микрофона должно определяться совместно со звукорежиссером. На меньшем расстоянии голос получается более «близким», однако при этом в него примешивается и всевозможная «грязь». На большем расстоянии голос звучит чище, но при этом более тонко, и в нем более отчетливо прослушивается окружение (реверберация).
При использовании лампового микрофона расстояние влияет и на характер звука.
Звукорежиссер в курсе специфики микрофона и помещения, поэтому стоит прислушаться к его советам.
Во время записи у вас в наушниках будет слышно музыку и вас самих. Некоторые известные звукорежиссеры не используют такую практику. В наушники подается только музыка. Исполнитель же снимает или немного отодвигает один наушник с одного уха, чтобы слышать себя вживую.
Преимуществом такого метода является возможность контроля над собой и исключение перекрикивания музыки. Наличие в тракте мониторинга задержки можно исправить таким же образом.
При желании эти два способа можно использовать в комбинации. Громкость сопровождения в наушниках следует настроить таким образом, чтобы обеспечить удобство и приемлемую громкость, что исключит возможность попадания звука из наушников в микрофон.
Принесите с собой диск или флешку, на которой будет записано все, что требуется от вас студии, например, те же партии минусовки. В дальнейшем на этот же диск можно будет записать готовый материал.
И в завершение несколько психологических советов. Большое значение имеет взаимоуважение между вами и звукорежиссером. Часто бывает, что музыкант считает свой вклад в песню более существенным, а звукорежиссер — наоборот. На самом деле вклады абсолютно равны.
Взаимоуважение — залог плодотворного сотрудничества.
Не ходите по студии, куда вам хочется, спрашивайте разрешения.
Культурное и серьезное поведение обеспечит вам репутацию серьезного клиента. Тогда и результат получится намного лучше.
________________________
Автор: Ирина Кипаренко
При копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
www.master-skills.ru
Что Нужно Для Студии Звукозаписи
Студийные микрофоны
ОКТАВА
|
Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Добро пожаловать! Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам “Oktava”. |
www.oktava-studio.ru
бизнес-идея, как открыть, вложения, оборудование, что нужно для открытия + реальные кейсы
Открыть студию звукозаписи может только человек, который любит музыку и знает в ней толк. Нужно по-настоящему «болеть» музыкой, разбираться в звуковой аппаратуре, желать совершенствоваться в этой области и обладать некоторым чутьем. Поэтому этот бизнес подойдет не всем. Но если есть возможности и желание, можно создать студию, которая будет приносить не только удовольствие, но и финансы.
Целевая аудитория
Конкуренция в данной сфере на сегодняшний день не так велика, поэтому свое место найти можно всегда. Студии можно разделить на две группы:
- Профессиональные с дорогостоящим оборудованием.
- Недорогие домашние.
Чтобы оборудовать профессиональную студию, может потребоваться от 10-20 до 200 тысяч долларов. Для ее организации понадобится участие специалистов. Технических нюансов очень много. Такие студии часто работают совместно с продюсерским центром и получают деньги за запись альбомов. Другой вариант – стать полноценным лейблом, издавать музыку за свои деньги и получать отчисления с продаж.
Сейчас есть спрос и на домашние студии записи, где качество звука не самое лучшее, но зато выгодные цены на услуги. Такие студии зарабатывают на начинающих исполнителях и группах, на записи музыки и прочей рекламной аудиопродукции.
У крупных студий возможностей больше, они могут записывать чистейший звук высокого качества, чем домашняя студия похвастаться не сможет. Кроме того, они могут предлагать услуги профессиональных музыкантов для записи треков, предоставлять музыкальные инструменты.
Старт
Сосредоточимся на организации небольшой студии. Чтобы начать такой необычный бизнес, понадобится следующее:
- Помещение с хорошей акустикой, если предполагается живая запись.
- Мощный компьютер с качественной звуковой картой для обработки музыкальных произведений.
- Синтезатор или специальная миди-клавиатура к компьютеру.
- Мониторы.
- Микрофоны.
- Закрытые наушники для исполнителей.
- Программное обеспечение.
Программное обеспечение может быть платным и бесплатным. А еще бывают пиратские версии программ, использование которых незаконно и чревато проблемами с правоохранительными органами.
Платные программы имеют больше возможностей. Бесплатные хороши только тем, что бесплатны, но ждать от них качественной записи не стоит. В профессиональных целях использовать их не рекомендуем.
Особенности работы
После того как помещение выбрано и необходимая аппаратура закуплена, можно приступать к делу. Сначала следует привлечь клиентов. Большинство профессиональных исполнителей имеют аккаунты в соцсетях, подготовьте коммерческое предложение. Конечно, рассчитывать привлечь в домашнюю студию Сергея Лазарева не стоит, а вот коллективы регионального значения вполне могут заинтересоваться предложением.
Не помешают и качественный сайт, где посетители смогут ознакомиться со всеми услугами и посмотреть отзывы людей; реклама на радио, средства интернет-маркетинга.
Звукозаписывающая студия может предлагать своим клиентам такие услуги:
- Саунд-продакшн. Сюда входит запись вокала с обработкой, сведение музыки (создание единой композиции после записи отдельных дорожек), аранжировки, мастеринг (создание готового трека).
- Создание музыкальной рекламы. Это создание рекламных роликов, озвучивание их и добавление музыки.
- Услуги по озвучиванию. Это может быть озвучивание фильмов, видеоклипов или презентаций.
- Музыкальный менеджмент. Такую услугу могут предлагать только солидные студии, которые занимаются и промоутом артистов.
- Дополнительные услуги. Музыкальная студия может предлагать и сопутствующие услуги: изготовление дисков, печать сувенирной продукции, оформление обложки музыкальных дисков.
Записывать звук студия может двумя способами: аппаратным и компьютерным. Записанный на музыкальном оборудовании звук по качеству будет лучше, чем тот, который обрабатывался компьютером. Компьютерный способ записи более современный и практичный, его выбирают начинающие студии, у которых бюджет небольшой.
В итоге
В заключение можно сказать, что для создания студии звукозаписи нужно быть меломаном и при этом обладать предпринимательской жилкой. Чтобы осуществлять деятельность легально, стоит оформить ИП. Если удастся привлечь инвесторов на крупный проект, создается ООО.
Успех звукозаписывающей студии предсказать трудно. Практически все зависит от ваших умений и качественного результата. Музыкальная среда довольна тесна, и информация о хороших и плохих студиях распространяется мгновенно. Покажите результат – и будете обеспечены работой на месяцы вперед.
zhazhda.biz