Как сделать студию звукозаписи из комнаты – Гид по созданию студии звукозаписи в домашних условиях

Как исполнить мечту: домашняя музыкальная студия

Что нужно учесть, чтобы оформить дома музыкальную студию. Полезные советы и рекомендации от Квартблога.

Домашняя музыкальная студия

Музыка занимает в вашей жизни далеко не последнее место? Если вы еще и играете на инструменте или собрали группу, то иметь дома собственную маленькую студию для репетиций и записи — чем не мечта? Однако, чтобы сделать ее реальностью, нужно не только накопить достаточно средств, но и учесть и продумать самые главные моменты.

Содержание:

Как найти место?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с вашей целью. Если дома вы хотите создавать электронную музыку или записывать только партии электрогитары, то в мини-студию превращается обычный рабочий стол.

Для записи вокала и не электронных инструментов нужна хорошая звукоизоляция, чтобы проезжающие за окном машины и соседский телевизор не испортили все. Идеальный вариант — купить специальную кабину, которая займет часть комнаты. Как минимум — установить хорошие многослойные пластиковые окна. Кто-то, спасаясь от посторонних звуков, даже оборудует под запись обычный платяной шкаф.

Если вы занимаетесь музыкой серьезно, то лучше поискать возможность выделить для этого комнату или переоборудовать личную спальню. Тогда можно сделать полноценную звукоизоляцию и развернуться с оборудованием. Единственная сложность — барабанные партии в домашних условиях пишутся плохо, как ни старайся. 

Звукоизоляция

Самая большая сложность с любой музыкой дома — недовольство соседей и живущих с вами в одной квартире людей. Получается, что звукоизоляция музыкальной домашней студии решает сразу две проблемы: не пускает лишние звуки внутрь комнаты и выпускает наружу звук минимальной громкости.

Мы уже писали выше о хороших стеклопакетах. То же самое относится к двери — она должна быть плотной и иметь минимум щелей. Все оставшиеся отверстия на момент записи лучше прокладывать тканью или поролоном. О звукоизоляции стен, пола и потолка лучше думать до ремонта, тогда можно проложить специальные материалы под финишную отделку: это уменьшает полезное пространство комнаты и стоит недешево (например, стены придется дублировать гипсокартоном), но очень эффективно. Альтернативный вариант — звукопоглощающие панели. Они выглядят декоративно и оригинально, помимо выполнения основной функции.

Если комнату в студию вы решили переделать без ремонта, то стены можно обшить старыми одеялами или завесить плотными портьерами, пол застелить пушистыми коврами, а потолок закрыть любым звукоизолирующим материалом. 

Даже если вы приняли все меры, вас все равно вероятно будет слышно ближайшим соседям. Простой мерой вежливости будет нанести им визит, узнать их распорядок дня и нет ли у них маленьких детей, которые спят днем. Официально шуметь в Москве можно с 7 до 23 и в будни, и в выходные (в других регионах рамки могут сдвигаться — с 8 до 22), но мало кому понравится проснуться от музыки в воскресенье с утра пораньше.

Электрика

Музыкальная студия — это, в первую очередь, компьютер и специальное оборудование. Все оно требует питания от электричества, поэтому продумать количество розеток заранее крайне желательно. Самое надежное — силовые заземленные розетки для основных приборов. Если  вы пользуетесь удлинителями, они также должны быть с заземлением, с клавишей перекрытия тока и высокого качества. Наш пост «Провода: спрятать или оставить» точно вам пригодится.

В старом доме, где давно не проводился капитальный ремонт, лучше проверить качество существующей проводки во избежание замыканий, которые могут испортить дорогостоящую технику и привести к возгоранию.

Мебель и аксессуары

Если вам удалось выделить под студию отдельную комнату, ее нужно оформить минимальным набором мебели, а еще лучше — украсить и добавить уюта. Для работы за компьютером вам понадобится вместительный стол и комфортный стул. Отдельно можно поставить табуреты и стулья для игры на музыкальных инструментах и кресла или диванчик для отдыха. Обилие мягкой мебели улучшает акустику, а твердые поверхности (например дверцы большого шкафа) будут ухудшать ее.

Для домашней студии лучше всего подойдет тематический декор. Стены можно украсить музыкальными инструментами, старыми пластинками или дисками. Отлично будут смотреться постеры любимых групп или концертные афиши. Не забывайте про освещение: точечный и декоративный свет поможет создать правильную атмосферу.

 

Фотографии: daylightmusic.net, buarh.org, toddmillett.com, gearslutz.com, desktopped.com, politusic.com

музыкальная студия

kvartblog.ru

Домашняя музыкальная студия: рекомендации по оформлению

Большинство музыкантов примут использование одного набора навыков, необходимых для овладения их приборами – систему контроля. Когда дело доходит до проектирования пространства для практической профессиональной записи музыки или голоса, конструкция управления одинаково важна как для акустики, так и для архитектуры.

Специалисты стремятся отрегулировать звук на входе и выходе из студии, а также параметры тепла, влажности и качества звучания внутри.

Если домашний музыкальный зал не оборудован профессиональной аппаратурой, многие его качества, например, звукоизоляция, могут использоваться в помещениях, предназначенных для громкого воспроизведения треков.

В наше время существует возможность создания акустических пространств в любых масштабах. Это могут быть зрительные залы для просмотра фильмов, организации мини-вечеринок и концертов.

В любом случае существует пара звуковых концепций, которые призваны кардинально улучшить акустическую обстановку любого помещения.

Планирование

Понимание грамотного использования пространства является первоочередной задачей. Практика организации обычного гаража будет разительно отличаться от оформления профессиональных залов для записи вокала или прослушивания камерной музыки.

Прежде всего, необходимо подумать о том, как полностью изолировать их от остальной части вашего дома. Требования к звуковой изоляции репетиционной комнаты, расположенной рядом с детской или спальней, будут гораздо жёстче, чем в других случаях.

Необходимо искать современные практические способы создания изоляционного пласта, которые могут предложить архитекторы и дизайнеры.

Изолирование помещения прослушивания и записи от внешних шумов (например, разговоров с улицы, соседей и даже механического оборудования) можно считать одним из приоритетных направлений. Это касается любого записывающего оборудования.

Поэтому более простой интерьер без окон обычно называют идеальным вариантом, в работу над которым изначально должны быть вовлечены профессионалы, чтобы хозяева были уверены в качестве.

Ещё одну серьёзную проблему создают инструменты, занимающие слишком много места. Для них потребуются особо просторные помещения, чтобы живое звучание не слишком проникало в смежные помещения.

В этом случае нужно обратить внимание на стратегию и контроль над поведением его в выбранной площади.

Форма комнаты

Следующей частью планирования является определение фактических масштабов студии. Существует много споров в дизайнерских сообществах по поводу идеальных пропорций, что усложняет работу математиков.

Для обычных аудиофилов общепринято, что греческая золотая середина, которая составляет пропорцию 1:1.6:2.6 (высота на ширину на длину), даст самый правильный эффект.

Так, например, если мы начинаем с типичного потолка высотой 2,5 метра в качестве отправной точки, то ширина и длина должны быть 4 и 6,5 метров соответственно.

Пространство, показанное здесь, использует хитроумное устройство, которое может изменять форму помещения. Распашные панели, видные на задней стене сцены, используются для тонкой настройки и контроля геометрии пути звукового потока, который в итоге отражается по всему помещению.

Несколько других рекомендаций

  • большие объёмы всегда лучше, чем меньшие;
  • избегайте идеальные кубические или узкие длинные помещения с параллельными стенами;
  • неправильные формы поверхностей стен, плов, потолка, наличие книжных шкафов, а также выпуклые формы наиболее благоприятны для распространения музыки;
  • откажитесь от вогнутых поверхностей, которые имеют тенденции фокусирования;
  • не используйте размеры комнат, которые являются кратными друг другу, потому что они будут усиливать резонирующие частоты, создавая мутные и шумные ноты;

– избегайте параллельных стенок и плоских потолочных покрытий. Они считаются плохим вариантом для акустического дизайна, так как превращают зал в своеобразный теннисный корт, отражающий волны туда и обратно и вызывающий нежелательное эхо. Кстати, именно поэтому настоящие концертные залы имеют вогнутые верхние, боковые и нижние поверхности.

Если вы перепрофилировали существующую площадь с неидеальными пропорциями, некоторые маленькие хитрости смогут помочь исправить этот недостаток.

Саунд-чек

Когда звуковые волны ударяются о поверхности, происходят три вещи:
  • часть из них отражаются обратно;
  • другая часть поглощается материалом;
  • третья проходит через препятствие.

Вот эти три основных параметра мы должны проконтролировать при проектировании музыкального салона.

Отражение

Твёрдые поверхности отражают звуковую энергию, мягкие – поглощают её. Современная архитектура в данном случае рекомендует использовать такие материалы, как бетон, древесина или гипсокартон.

Все эти поверхности характеризуются высокой степенью отражения. Подпрыгивание звука называется реверберацией. Для записи живой композиции такое явление может быть даже полезным, но обязательно контролируемым. Это особенно актуально для небольших студий, так как визуализация звуковых нюансов невозможна.

Контролировать отражение возможно в основном двумя способами: путём диффузии и абсорбации. В идеале музыкальная среда должна иметь панели, которые рассеивают или разбивают потоки, направляя их в нужное русло.

Здесь подойдут шероховатые поверхности кирпичной кладки, дикого камня, деревянных реек фиксированные или поворотные планки. В противном случае воспроизведение не будет идеальным, отличаясь грубостью из-за его омертвления.

Поглощение

Оно используется для уменьшения энергии, получаемой из инструментов. Для этого служат ковры, драпировки, диваны и гобелены, которые способны гасить высокие частоты, которые особенно неприятны для слуха.

Они же помогают управлять реверберацией и снижают уровень окружающего шума. В качестве заменителей вышеперечисленных средств могут применяться монтажная пена и специальная штукатурка.

Вы, наверное, когда-нибудь видели яйцеобразные ящики амортизаторов с акустической пеной. Они выглядят странно и обычно портят домашнюю обстановку.

Но есть творческие способы, чтобы скрыть их от глаз, например, покрыв их выкрашенной тканью или пористой штукатурной отделкой, которая внешне не отличается от гипсокартоновых листов, но отлично поглощают избыточную энергию.

Данное понятие не следует путать со следующей контрольной точкой – изоляцией. Добавление поглотителей не убережёт от грохота ваших соседей, они только улучшат внутреннее звучание.

Трансмиссии и изоляции

Вот что в конечном итоге позволит вам сохранить мир с соседями. Так как передача происходит путём вибрации, имеет смысл свести её к минимуму, минимизировав свои точки соприкосновения.

В стандартной конструкции разделяющих перегородок, как правило, имеются специальные обрамления – шпильки. Их нужно изолировать в первую очередь, тогда ваша студия станет совершенно независимой от остальных площадей.

Многие архитекторы используют в строительстве так называемые развязки, сохраняя волнение и позволяя ему вибрировать.

Существуют различные способы развязки:
  • плавающие стенки, обрамлённые особыми зажимами и подвесами;
  • монтаж материалов с использованием устойчивых каналов;
  • изолирование от сантехнических труб, электрических приборов и механического оборудования;
  • добавление воздуха в пространство между стенами;
  • герметизация всех имеющихся стыков, в том числе розеток, дверей и окон;
  • использование мембран и масс-нагруженного винила;
  • применение изолированного воздуховода и решёток.

В данном случае мы видим сходство с аквариумом, так как даже если налить туда воды, наружу не просочится ни одна капля. Нужно только учесть, что это довольно дорогое удовольствие.

Такие крупные объекты, как двери и окна, нуждаются в особом уходе. Это может быть шлюз, состоящий их двух компенсационных дверей, имеющих самостоятельное исполнительное устройство нижней прокладки. Для окон подойдут изолированные блоки с по меньшей мере одной из панелей из ламинированного стекла.

Резонанс в строительстве

В большинстве домов и квартир стеновые панели изначально представляют собой гигантские динамики, которые имеют частоту, с которой они резонируют.

Акустики называют это явление «номер режима». Поэтому придётся разместить на них стандартные отделочные материалы разной толщины, что, кстати, может способствовать возникновению резонанса частот. Поэтому в этом случае обязательно необходимо обратиться к специалисту.

Дооснащение

Итак, теперь вы знаете много о том, как управлять и сдерживать акустические потоки.

Однако в любом случае, начинаете ли вы строительство с нуля или реорганизуете уже имеющееся помещение, вам не обойтись без помощи профессионалов, которые помогут советом и практическим делом.

Можно соорудить звукозаписывающий уголок внутри любой комнаты, если знать, как правильно произвести такое совмещение.

Самым удачным вариантом в данном случае будет отдельно стоящий гараж, который не потребует такого количества физических и финансовых вложений.

interiorsroom.ru

Как оборудовать домашнюю студию звукозаписи своими руками

Музыканты – люди творческие, и для продуктивной работы им нужна свобода. А для музыканта свобода, зачастую, равняется возможности записывать материал когда и как захочется. Каждый музыкант задумывается о том, как создать личную студию своими руками. Такое решение – это способ преодолеть зависимость от графиков работы профессиональных студий. Кроме того, это дополнительная степень творческой свободы. Разберемся в вопросе и выясним как своими руками создать студию звукозаписи у себя дома.

Как работает студия звукозаписи

Проведем небольшой ликбез на тему того, что из себя представляет полноценная студия. Для записи музыки необходимо:

  • Акустически подготовленное помещение. Это тема для отдельной статьи. Тем не менее, ниже мы коснемся основных принципов оборудования помещения под студию
  • Оборудование для звукозаписи. Список необходимого “железа” обширен, но для начала хватит и “джентльменского набора”: компьютера со звуковым редактором, звуковой карты или USB — интерфейса, внешнего предусилителя (преампа), мониторов и наушников. Со временем, перечень расширяется за счет разнообразных микшерных пульты, микрофонов, MIDI — контроллеров и так далее
  • Пособия по звукозаписи. Не важно, в какой форме получать знания: из книг или видеоуроков на Youtube, знания вам понадобятся. Музыкант, который решил оборудовать студию дома автоматически становится собственным продюсером. Слушабельность и качество записи теперь зависит от него

Поговорим о том, как в целом устроена студия. Представление о студийной работе легко получить из документальных фильмов, коих музыкальные коллективы выпускают множество. Классическая студия состоит из двух отдельных помещений: комнаты записи и контрольной комнаты. В первом происходит, как понятно из названия, процесс записи. Там располагается необходимое оборудование: микрофоны, усилители. Половину контрольной комнаты занимает микшерный пульт (та самая панель с миллионом крутилок и кнопок), другие контроллеры, студийные мониторы.

В случае с “живыми” группами, партии отдельных инструментов записывают по очереди: начинают с ударных и заканчивают басом. Электронным музыкантам в этом смысле проще, потому что им не приходится исполнять ничего “в живую”. Но общие правила записи применяются и к ним.

В условиях домашней студии создать два просторных, изолированных друг от друга помещения получается не так часто. Поэтому важно адаптировать помещение таким образом, чтобы оно могло исполнять обе роли одновременно.

Перейдем к вопросу о том, как сделать домашнюю студию звукозаписи своими руками. Об акустической подготовке помещения пишутся целые статьи и книги, поэтому коснемся только главных аспектов, без которых не обходится оборудование помещения под звукозапись. Начнем с выбора помещения.

Выбираем помещение

Бытует стереотип, что не каждое помещение годится для акустической подготовки. Что студия – это обязательно дом на отшибе, который становится источником повышенной сейсмической активности и головной боли соседей. Это не так: особых требований к помещениям для студий нет. Более того, в России студии, зачастую, оборудуют в офисных и жилых зданиях. Тут главное – хорошая шумоизоляция. Если она выполнена на должном уровне, ни обитатели студий, ни их соседи не догадаются о существовании друг друга. А значит, превратить свое жилище в студию без вреда для окружающих вполне реально.

Чтобы все получилось, при выборе помещения под студию (если выбор вообще есть) придерживайтесь следующих принципов:

  • Чем просторнее комната, тем лучше. Да, маленькие уютные помещения настраивают на творческий лад. Но по мере приобретения нового “железа” такие комнаты превращаются в склады оборудования и инструментов, в которым места для музыканта не остается.
  • Шум – враг номер один. Никому не понравится, если на записи помимо инструментов будет слышно, как за окном работает мусоровоз или поют птицы.
  • Пол – основа основ. Убедитесь, что он ровный и лишен явных дефектов (трещин, выбоин и так далее). Учитывайте, что в помещении придется монтировать “плавающий пол”, о котором речь пойдет ниже.

Когда помещение выбрано, время подумать о шумоизоляции.

Звукоизоляция студии

Сделать отдельную комнату — студию в условиях квартиры сложно, но возможно. Добиться этого можно кучей способов: от “украшения” стен коврами и одеялами до полноценного акустического ремонта. Первый способ дешев и сердит, второй затратен, но эффективен. На нем и остановимся.

Чтобы сделать из комнаты полноценную студию, придется попотеть. В процессе, рука мастера (или самого музыканта) коснется каждой плоскости в помещении от пола до потолка. Итак, правильная звукоизоляция включает в себя:

  • Монтаж звукопоглощающего покрытия на стенах. В условиях квартиры для этого используют многослойное листовое покрытие. В результате получается “сэндвич” из фанеры, гипсокартона и гипсоволокнистого листа, который кладется поверх стены помещения.
  • Монтаж “плавающего пола”. Для домашней студии подойдет пол, состоящий из слоев минеральной ваты, фанеры, каленого песка (да, песка), и акустической резины. Применение классического варианта с бетонной стяжкой для оборудования домашней студии неоправданно дорого и сложно.
  • Монтаж подвесных потолков. Если места в комнате много, то оптимальный вариантом станет укладка потолка на каркас из звукопоглощающих стен стен. Состав потолка при этом повторяет состав звукопоглощающих стен.
  • Установка акустических дверей. Главный принцип – делайте шлюз из двойных дверей, когда это возможно. Нужно, чтобы двери обладали антирезонансными свойствами и гасили звуковые колебания.
  • Дополнительное остекление окон. Чем толще окно, тем лучше оно гасит звуковые волны.

Итоги

Превратить комнату, в студию возможно. Да, это затратно и сложно, но результат проделанной работы выльется в качественные записи и дополнительную творческую свободу. При оборудовании домашней студии недоступны решения, применяемые при строительстве полноценных студий. Но сделать так, чтобы записанные дома демо звучали пристойно вполне реально. Пространство вариантов здесь велико: применяют и упомянутые выше одеяла, и полноценный и недешевый ремонт. Во втором случае музыкант получит адаптированное для записи музыки помещение. В правильно изолированной комнате можно включать усилители на полную громкость, не опасаясь за душевный покой соседей. Да и они перестанут донимать лишним шумом по вечерам. Не стоит забывать и о самом звукозаписывающее оборудование, подбору которого посвящена на одна статья.

comments powered by HyperComments

msk.spbsht.ru

Звукорежиссер: Домашняя студия. Этап 1.

Всем привет!

Уверен, что многие хотят узнать достоверно: возможно ли собрать в домашних условиях небольшую, бюджетную домашнюю студию для работы с аудио и с музыкальным материалом, и насколько качественным, в этом случае, может быть исходящий продукт?

Отвечаю просто. Собрать конечно возможно. Продукт так же может быть достаточно качественным, чтобы быть принятым издателем для последующего мастеринга и, собственно, издания. * Про недобросовестных издателей, а точнее про слишком предприимчивые студии звукозаписи, поговорим чуть позже.

Логично возникают другие вопросы. На чем лучше сэкономить деньги, а на чем экономить “себе дороже”? Как создать приемлемые условия для творчества и комфортной работы? На что следует обратить особое внимание на этапе подготовки оборудования и помещения? Кто из производителей оборудования и аудио софта может быть интересен именно для работы “на дому”? И что это такое вообще – домашняя студия?..

Отвечаю по-порядку. Когда вы готовитесь к организации у себя, скажем, в квартире или небольшом офисе аудио студии, то первое, на что надо обратить внимание, это – помещение и его индивидуальные условия. Всегда найдутся нервные соседи, которые будут портить вам настроение и результат. Поэтому максимально возможно изолируемся от внешнего мира. Я пока буду говорить об достаточно идеальных условиях.

По-бытовому. На окна – толстые шторы, можно в два слоя, желательно на небольшом расстоянии друг от друга. Это не спасет вас от отражений и других звуковых артефактов, но хотя бы отчасти уменьшит их количество. Потому, как стекло и отражает звук неплохо, и резонирует от него. На пол можно постелить что ни будь ворсистое и плотное. Будет копиться пыль, но таким образом мы хоть немного устраним влияние гладкой поверхности пола.

Стены. Углы. Это – отдельный момент… Не надо питать иллюзий, что наклеив пенопласт, а так же пенополиэтилен, поролон, “армстронг”, парафон или обычную перфорированную гипсовую плитку, мы разом решим проблему звукоизоляции и отражений.

В больших студиях все учитывается еще на стадии проектирования здания или конкретного помещения. Особая кладка “елочкой”, качающиеся стены на псевдо-фундаменте из резины, полости между внутренней и внешней стенками, особые отделочные материалы и “звуковые ловушки” – вот только малая часть всех ухищрений, на которые идут серьезные студии. А в нашем случае, в нашей домашней студии звукозаписи – все гораздо скромнее и проще.

Но все же кое что сделать можно. Главным изолирующим элементом был и остается… воздух! Так как звуковые волны передаются в твердых телах и быстрее и дальше, и следовательно сильнее, то решающую роль тут играет последовательная комбинация стенок и полостей. Приведу примитивный пример. На стены крепятся деревянные рейки, которые обеспечивают отступ от несущей стены 5-6 см. …Да. Забыл сказать, что лучше выбирать стены именно несущие: кирпич, бетон. А не переборки из гипсокартона. И само помещение должно быть не совсем маленьким, лучше, по-возможности, побольше.

Так. Продолжу. Деревянные рейки обеспечат нам пространство между стеной и тем, что мы будем крепит на них. А крепить можно “толстый” пенопласт. В сложной схеме: гипсокартон – далее снова рейки и уж потом – пенопласт. На саморезы или на “жидкие гвозди”, это уж вам решать… А вот пространство у самой стены можно попробовать заполнить либо раскрошенным пенопластом, либо керамзитом. Поверх пенопласта можно уже крепить “армстронг” или парафон.

 

Не стоит забывать и про дверь, которую лучше сделать двойной и так же “укрепленной” рифленой пористой плиткой. Потолок по возможности следует так же изолировать панелями из “армстронга”, положив их на направляющие, устроив как бы второй потолок, расположенный значительно ниже. Мягкая мебель и прочие естественные гасители звуковых отражений – приветствуются. Вот этот минимум может иметь место при создании вашей маленькой домашней студии.

В следующий раз я расскажу про электричество, заземление и статику. А так же про организацию рабочего места.

До встречи!

audioproducer.blogspot.com

Студия звукозаписи – как она устроена? THE WALL

Музыка – привлекательное и воодушевляющее хобби, которое в последние несколько лет появилась возможность монетизировать благодаря Яндекс.Музыке и iTunes. Вспомним, что еще 10 лет назад, в пресловутом 2007 году, музыканты лезли из кожи вон, чтобы записать свою пластинку и залить её во ВКонтакте на стену в надежде, что она разнесется по просторам социальной сети.

Трагично то, что музыка действительно была неплохой, но качество записи заставляло выключать трек. В статье мы погружаемся в деятельность настоящей звукозаписывающей студии, в которой можно создать качественный альбом, и благодарим Андрея Штыля, руководителя студии «Тайга», за подробное разъяснение того, как устроена кухня звукозаписи.

Что надо продумать заранее

Когда вы окончательно решились на то, чтобы открыть звукозаписывающую студию, надо продумать наперед все возможные задачи, которые в ней можно будет решить, например:

— записать звук;
— провести репетицию;
— проводить занятия;
— снять видео-клип;
— вместить оркестровую группу;
— сделать озвучку;
— записать саундтрек.

Это те задачи, которые определил для студии «Тайга» ее основатель: «…только на стадии подготовки мы с ребятами изучили тонну литературы в сети и отсмотрели десятки часов видео на Youtube, чтобы примерно прикинуть смету и определить параметры нашего детища».

Группа The Hatters записала свой клип на песню «Зима» на студии «Тайга»

Как искать помещение

Следующий важный этап – поиск помещения. В Петербурге, например, сдаётся в аренду достаточно много коммерческих помещений, которые можно приспособить под звукозаписывающую студию. Как говорит основатель студии «Тайга», «мы искали помещение всего 2-3 недели, причем ориентировались только на Васильевский остров. Нам неважна была шаговая доступность от метро, главное – просторное помещение, в котором можно экспериментировать с пространством.»

Дома вдоль университетской набережной Васильевского острова принадлежат по большей части XIX веку, поэтому имеют исключительно толстые стены между квартирами. Это способствовало тому, что в дальнейшем на звукоизоляцию было потрачено меньше денег. Хотя это звукоизоляция скорее от соседей, чем между помещениями.

Работа с акустикой

И даже сейчас до настоящего рок-н-ролла еще далеко, потому что третий этап – задать необходимые акустические свойства всему пространству. На «Тайге» было принято решение, что на этом экономить нельзя, и надо сразу устанавливать всё самое необходимое: использовать диффузоры (звукоизоляционные панели) двух типов и комбинировать их между собой в разных помещениях:

— в контрольной комнате используется поролон с просветами,
— в основном помещении комбинируются деревянные диффузоры Skyline с поролоновыми,
— вся площадь (стены и потолок) звукозаписывающей будки покрыта поролоновыми диффузорами.

Но такой точный расчет не обязывает отказываться от экспериментов. У звукорежиссера выработана своя схема, из которой зачастую исключаются благоустроенные помещения:

— сухой голос (голос как будто на студийной записи, когда не слышно ничего лишнего) лучше записывать в будке;
— комнатного эффекта с небольшим эффектом эхо можно достичь только в основном помещении;
— для длинных хвостов реверберации (эхо) микрофон выносится за пределы студии – в коридор или соседнее помещение.

Пример комбинированной звукоизоляции

Процесс создания звукоизоляционной панели

Контрольная комната

Мозговым центром каждой студии должна быть контрольная комната. В фильмах про музыкантов вы точно ее видели – это то самое помещение с большим пультом, из которого звукорежиссер смотрит на музыкантов через окно. Ядром современной контрольной комнаты составляют следующие инструменты (не музыкальные!):

— мощный компьютер, на «Тайге» стоит Mac Pro 2014 года,
— программное обеспечение, на «Тайге» — Universal Studio,
— аналогово-цифровой преобразователь (АЦП),
— доустановленные плагины в программное обеспечение,
— миди-клавиатура на 8 октав,
— мониторы, на «Тайге» — Adam A8X.

Основа контрольной комнаты

«При умелом обращении на таком железе и софте, — говорит Андрей Штыль, — вполне можно записать любой альбом, выпущенный до 2005 года или даже позже. Это сильный набор, который позволяет контролировать звуковой поток в реальном времени и избегать помарок в сведении дорожек».

О музыкальных инструментах и оборудовании

Разумеется, на студии должен быть минимальный набор музыкальных инструментов с самого начала: хорошая ударная установка, бас-гитара, гитара и микрофоны.

Студийная ударная установка должна быть мобильной, но не в плане транспортировки. У самих барабанов должна быть возможность подставлять дополнительные том-барабаны. В классической схеме их три (два навесных и один напольный). Томы – это барабаны с низким тембром. Когда барабанщик делает переход по ним, то кажется, что звук идёт сверху вниз. На записи их количество варьируется в зависимости от задачи, которую выполняет ритм-секция: задаем только ритм или же усиливаем звучание низких частот.

Установка ударника группы «Metallica»

Поэтому томов может быть три навесных и два напольных, или один навесной и один напольный. Скажем, у ударника группы Metallica Ларса Ульриха конструкция ударной установки действительно массивная, у ударника Imagine Dragons двухрядная, тогда как Джон Отто из Limp Bizkit ориентируется больше на тарелки, поэтому ему важна компоновка железа, а не барабанов.

Установка ударника группы «Imagine Dragons»

Студийная ударная установка должна быть податливой в плане конструкции и добавления новых барабанов, железа и звукоснимателей.

Запись барабанов на студии «Тайга»

Из струнных инструментов важно иметь несколько гитар, например, Gibson и Fender. Gibson – это гитара, из который выросли все последующие гитары для металла, а Fender даёт более мягкое звучание для джаза, блюза, фанка и инди-рока. Но арсенал гитар требуется обязательно расширить несколькими акустическими инструментами и несколькими разновидностями, например, укулеле или банджо.

Набор струнных инструментов студии «Тайга»

Основа всей записи – микрофоны. Это тот самый инструмент, которого всегда не хватает. Так, чтобы получить максимальную отдачу от ударной установки, требуется установить и звукосниматели на каждый барабан и под каждую тарелку, и поставить два общих конденсаторных для фона.

Минимальный набор:

— Конденсаторные микрофоны на стойках типа «паук» — студийный микрофон исключительно для записи,
— Концертные микрофоны,
— Звукосниматели для струнных инструментов,
— Звукосниматели для ударных.

Микрофон на стойке «паук»

Вопросы управления

«Для управления мы с партнерами применяем самые простые инструменты,- говорит Андрей Штыль, — Google Календарь, например. Зачастую расписание плотное: мы маркируем цветом тип работы и распределяем нагрузку на студию. Например, занятия по гитаре могут вполне идти во время сведения. Я свожу в контрольной комнате в наушниках, мне совсем не мешает акустическая или даже электро-гитара, но с ударкой сложнее».

Основатель студии Андрей Штыль за работой (он очень не любит, когда его фотографируют)

Основой управления на звукозаписывающей студии основатели «Тайги» считают то, что надо поддерживать работоспособность оборудования и своевременно обновлять «стафф». Под обновлением подразумевается постоянная продажа оборудования тем, кому этих мощностей хватает. Дело уже не в износе, а в нехватке выдачи.

Мнение одного из партнеров

Павел Падалко, барабанщик группы «8 по Гринвичу», один из основателей, звукорежиссеров и преподавателей «Тайги», согласился дать развернутый комментарий относительно студии.

«Ты спрашиваешь, что главное на студии… Хочу сказать, что аспектов огромное множество, но я расскажу о самых ощутимых и важных, по крайней мере, для меня.

Помещение. Один и тот же акустический инструмент очень по-разному может звучать и «вести себя» в разных помещениях. Когда мы записываем инструмент, мы записываем не только его нативный звук, но и отражения от комнаты. Вот здесь-то и будет особо чувствоваться разница.

Оборудование. Один их главных технических аспектов, который отличает студийную запись от домашней. Все микрофоны звучат по-разному, любой компрессор, эквалайзер или же ревербератор дают совершенно разные насыщения инструменту. Звукорежиссёр, конечно же, знает, какой из аппаратов лучше всего применить в том или ином случае.

Психология. Я считаю этот фактор одним из самых весомых в работе на студии. Психологическая задача звукорежиссера при записи – помочь вам по полной раскрыть вашу задумку. Звукорежиссёр не имеет «замыленности» в восприятии материала и поэтому никогда не допустит халтуры с вашей стороны, когда дома через несколько дублей вы можете уже принимать не самую удачную запись за самую лучшую.»

Автор: Пётр Ермаков

 

thewallmagazine.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *