Как выглядит войлок – Войлок – что это такое: описание материала и из чего делают

Отличие ткани ФИЛЬЦ от фетра или войлока – Ярмарка Мастеров

ФИЛЬЦ: НОВЫЙ ОБЛИК ТРАДИЦИОННОГО ВОЙЛОКА
Ткань фильц:
неисчерпаемый источник для творчества
Так случилось что приехав в Санкт-Петербург у меня поломалась молния на меховой курточке
из кролика . Решила поменять не только ее ,но и подборт .То есть произвести ремонт .
Остановилась на фетре
Решила ,что в Санкт-Петербурге ни с чем проблем не будет .
Но не тут то было .Думаю это по незнанию города
На подборт необходима была длина фетра не менее 60 см ,т.е .рулонный в котором ширина 1 метр.
Как на грех фетр продавался в формате А4 и толщиной 1 мм.
И нашла подобный фетру и назывался он ТОПЛЕТ
Постирала ,привела в порядок и очень даже подошел .
Я и понятия не имела ,что это ФИЛЬЦ. Все получилось .
Потом подумала ,что мех на воротнике очень сильно пачкается на шее и сшила еще манишку .
Очень теплый материал.

Приехав домой после Новогодних праздников в Ростов на Дону , я начала искать Топлед .

Как понимаете его в производстве не существует и тут я нахожу фильц ,
да еще столько расцветок , разной толщины , состава .

КЛАНДАЙК ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
К сожалению в магазинах его нет и о нем мало кто знает у нас в городе .
И конечно же я стала сравнивать ткани . Очень полюбила фильц .
Мягкий ,пластичный ,воздушный материал .

Это нетканый материал, который производится из натуральных или синтетических волокон
или шерсти методом валяния. Разновидность войлока,как и фетра .
Название происходит от немецкого filz — «войлок».

Вырабатывается путём валяния — сцепления между собой волокон шерсти (или других) за

счёт неоднородности их поверхности.

Из истории известно ,что валяние — один самых древних способов производства материла для одежды.
Сначала люди научились валять шерсть, и только потом прясть и вязать. По сведениям археологов,
первые валяные изделия появились ещё 8 тысяч лет назад. Валяние использовали древние
кочевники Средней Азии, на Алтае и воины Китая и Древнего Рима.
Изготавливали из него одежду, жилища (юрты), ковры, различные обереги в виде фигурок
животных и другие предметы быта.

На Руси эта технология использовалась для производства тёплой зимней обуви — валенок.
С 16 века их делали из овечьей шерсти вручную, с 19 века уже было налажено производство
на специальных валяльных машинах и прессах.

Сейчас существуют две технологии валяния шерсти: сухое валяние и мокрое.
Первое называется фильцеванием, второе — фелтингом.

Получают фильц благодаря валкоспособности шерсти.

Шерстяные (или другие) волокна перемешивают друг с другом с помощью специальной иглы,
на которой под наклоном нанесены насечки (зазубрины). Проходя раз за разом сквозь слой
волокон, она зацепляет и тащит за собой волоски, которые попали в насечки.
Таким образом все они переплетаются и получается войлок (фильц).То есть сухое валяние.

Свойства

Разноцветная валяная ткань Фильц производят из разного сырья, он бывает различной
плотности и толщины , поэтому каждый его сорт обладает различными свойствами.
В качестве сырья для такого сухого способа валяния используют натуральную (овца,
коза , пух кролика или зайца) , вискозную или акриловую шесть.
Основными характеристиками любого войлочного материала, в том числе и фильца , являются:
экологичность — не содержит токсичных веществ,
а также обладает способностью впитывать и частично нейтрализовать пары формальдегида ;
он антибактериальный — в нём не живут и не размножаются бактерии;

теплоемкий — прекрасно сохраняет тепло;
лёгкий — имеет малый вес;
пористой структуры;
мягкий и пластичный ;
гладкость поверхности — у фильца более гладкая по сравнению с войлоком;
устойчивость к истиранию ;
обладает шумоизолирующиими свойства ;
при определённой обработке обладает огнеупорными и водоотталкивающими свойствами
также возможны антистатическая и антимольная пропитка.
Он очень удобен в обработке : легко режется , края не осыпаются и не образуют
бахрому , легко шьётся . От обычного войлока фильц отличает наличие более однородной
структуры и гладкой, очень ровной поверхности.

Существуют : технический , одёжный , декоративный фильц.

Технический
используют в строительстве, электротехнике и стоматологии.
Благодаря способности впитывать жидкость и затем постепенно её выделять, фильц
широко применяют в смазочных системах.

Их него также производят уплотнители и сальники.
Плотный пористый материал способен задерживать механические частицы, поэтому
используется в системах фильтрации.Мягкость и износостойкость делают его незаменимым
материалом для использования в конвейерах и транспортёрах.
В музыкальных инструментах используют его способность поглощать звук и вибрации.
В стоматологии фильц используют для полировки поверхности.
Из одёжного фильца изготавливают различные виды головных уборов, одежды и обуви:
мужские и женские шляпы, накидки, пальто, жилеты, валенки и домашние тапочки. Также его используют в качестве
уплотняющего материала при пошиве пальто и костюмов (воротниковый фильц).
Он может быть гладкокрашеным или набивным (с рисунком).применение фильца
с его помощью освежить интерьер помещения – получится неповторимым!
Ведь из войлока совсем просто создать интересные фигурки и тем самым придать
окружающей обстановке необычный шарм.

Фильц одежный
используется при шитье пиджаков, тапочек, варежек, головных уборов и
многого другого. Он незаменим при крое воротников стойка. Из декоративного делают сумки,
чехлы для телефонов, декорации для мебели и выставочных стендов, игрушки, различные
предметы интерьера.

Из тонкого материала выходит красивая упаковка для цветов, кроме этого, он часто
служит основой для узора при вышивании.

Декоративный фильц

составляет особую группу материалов с плотностью 250-350 г/кв. метр.
Он может быть полностью синтетическим или же шерстным.

В шерстяной фильц обычно добавляют от 30% до 60% вискозы, что делает его более мягким.
Применяют для пошива сумок, чехлов, различных сувениров и предметов быта.
Им также декорируют мебель и стены, что придаёт помещению атмосферу комфорта, тепла и уюта.

Из такого материала получаются яркие и безопасные игрушки для детей, предметы интерьера
в виде фигур животных, а также оригинальные аксессуары — бусы и слинго-бусы для мам и детей.

Уход

Хотя фильц обладает хорошей устойчивостью к загрязнениям, изделия из него требуют
регулярного ухода. Их следует регулярно очищать сухой щеткой или пылесосом, а при
необходимости отдавать в химчистку. В домашних условиях можно применять средства для
чистки ковров. Однослойное изделие без подкладки можно постирать вручную в холодной воде,
используя моющее средство или шампунь с добавкой ланолина. Постиранную вещь осторожно
распрямляют, слегка растягивая, и сушат вдали от солнечных лучей и источников тепла.
При необходимости их можно прогладить утюгом в режиме «шерсть» или «синтетика».

Сфера применения такого замечательного экологичного материала, как фильц,
очень обширна. Он незаменим как в технических областях, так и в прикладном искусстве.

Это незаменимый материал для создания уюта и тепла в доме,
а также замечательный инструмент для творческого самовыражения.

www.livemaster.ru

Войлок: новое хобби или забытое мастерство?

Войлок — это вид непряденого текстиля, полученного путем взаимодействия натуральной шерсти, горячей воды и мыла при помощи рук человека. Основа процесса проста, как все гениальное или как все созданное природой.Шерсть овец, без сомнения одни из самых совершенных и уникальных природных материалов, подаренных человеку. Люди издавна научились использовать ее в своей жизни, согревая и украшая с помощью изделий из шерсти себя и свои жилища.

Одной из древнейших техник работы с шерстью является валяние, в результате которого производится войлок.
Человек научился валять шерсть задолго до того, как научился вязать. Войлок использовался при изготовлении юрты — жилища у народов Средней Азии. Толщина войлочного покрытия верха и стен юрты обеспечивала тепло внутри жилья и предохраняла от дождя, так как войлок водонепроницаем, и от жары. Вместе с тем войлок — это материал, который при необходимости можно свернуть в рулон, перевезти на другое место и вновь расстелить.

Производством крупных изделий в те далекие времена — например, полотна для жилища — занимались мужчины, так как процесс требует довольно значительных физических усилий.

В наши дни мастерство валяния различных изделий из шерсти переживает свое новое рождение. Получаемая от животного гуманным для него способом во время стрижки шерсть является *живым* материалом, из которого и сейчас художники и мастера творят настоящие чудеса.

Войлок (felt — англ., filz — нем., feutre — франц., vilt — голланд.) сейчас крайне популярен в Европе.

Современные мастерицы делают из войлока различную модную одежду: пиджаки, топики, шали, шарфы, шапки. Очень популярны сумки, заколки, украшения (с этого обычно начинается знакомство с войлоком), тапочки и башмачки. Также распространено изготовление декоративных предметов для дома — цветов, украшений для ваз и прочее. 

Отдельным направлением представлено изготовление войлока по ткани, прежде всего по натуральному шелку. Эта техника работы с двумя натуральными материалами, которые легко соединяются друг с другом, но при этом ведут себя по-разному, позволяет получать совершенно необычные и удивительно красивые вещи.

В России до недавнего времени понятие «войлок-» ассоциировалось, пожалуй, только с нашими традиционными валенками и уводило куда-то в старину. Приятно наблюдать, что сегодня возвращается интерес к войлоку, даже любимые всеми валенки меняют свой внешний вид, становятся яркими, красочными и вновь входят в нашу жизнь как все естественное и натуральное, не подверженное влиянию модных тенденций.

Так что же такое войлок — новое хобби или забытое мастерство?
Конечно, для нас это нечто новое, потому что нам предстоит открыть для себя заново все секреты этого многогранного мастерства.

И это, конечно же увлекательнейшее занятие — хобби, способность вдохновлять и вовлекать в процесс творчества всех от мала до велика. Здесь каждый сможет выразить себя и создать свой уникальный наряд или предмет из шерсти, даже не умея шить или вязать. И конечно же, войлоку суждено жить и развиваться, как и всему, что основано на традициях и опыте поколений.

ОВЕЧЬЯ ШЕРСТЬ: исходный материал для производства войлока.
Шерсть — единственный материалу обладающий валкоспособностью, что позволяет ее волокнам взаимно переплетаться, а затем соединяться и сокращаться при механическом воздействии и при определенной температуре и влажности. 

При валянии возрастает плотность и, соответственно, прочность изделия. Но оно вследствие этого и существенно уменьшается в размерах. В среднем усадка составляет около 30%, а при изготовлении валенок может доходить до 80%. Этот важный момент необходимо всегда учитывать при изготовлении предметов из войлока.

Овечья шерсть далеко не вся одинакова. Необходимо знать, что существует огромное количество пород овец, каждая из которых поставляет шерсть определенных свойств и характеристик. Некоторые овцы имеют короткую и жесткую шерсть, другие — длинную и мягкую. Различные страны, такие как Новая Зеландия, Австралия. Шотландия, Голландия, Португалия, Монголия, разводят овец своих пород и гордятся ими.

Для справки: толщина шерстяной нити измеряется в микронах. От супер-тонкой (16-20 микрон) шерсти австралийских мериносов и голландских овец, до также пригодной для валяния (30-32 микрона) шерсти тексельских овец.

Овец обычно стригут один раз в год, весной, в сухой период. Одна овца в среднем поставляет 3,5-4 кг шерсти, в результате обработки которой (чистки, мытья и т. д.) в дело идет только половина этого количества.

Для производства войлока наиболее подходит мягкая и тонкорунная шерсть, отдельные шерстинки которой легко сцепляются друг с другом. Это можно проверить уже при первом прикосновении — просто положите клочок шерсти в ладонь п потрите его пальцами другой руки круговыми движениями. Чем легче и быстрее шерсть становится единым целым, т. е. сваливается, тем лучше она подходит для производства войлока.
Определить, подходит ли вам та или иная шерсть, можно также следующим образом. Возьмите клок шерсти и потяните за одну шерстинку — если вслед за ней тянется другой клочок, значит, шерсть легко сваливается. А если вслед за потянутой вами шерстинкой вытягивается ниточка, значит, шерсть наиболее подходит для пряжи.

Тончайшую высококачественную шерсть дают австралийские и новозеландские мериносы. Поэтому она особенно ценится среди мастериц-валяльщиц. Эта шерсть позволяет заниматься настоящим искусством в области текстиля, выполнять валяние по натуральному шелку и производить очень тонкий войлок художественной выделки.

Существует также множество других видов шерсти и волос животных, которые можно использовать при валянии в качестве добавки. Например, шерсть ангорской козы, ангорского кролика, верблюда, альпаки, ламы, бизона, собачья шерсть. Это всегда даст очень неожиданный и эффектный результат.

От качества выбранной шерсти зависит результат труда.
Шерсть в рулоне обычно используется для производства более крупных вещей — например, сумки, шапки, шарфа и т. д. Очень удобно для основы изделия использовать кусок шерсти из рулона, а для украшения — кусочки нитки из мотков разного цвета. Это проще, и в результате войлок получается прочнее и ровнее. Однако здесь все зависит от личного вкуса: попробуйте — и выберите то, с чем вам больше понравится работать. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ШЕРСТИ К ВАЛЯНИЮ.
Для тех, кто решил попробовать поработать с шерстью домашних овец, предлагаю рассмотреть процесс подготовки шерсти к валянию, и начнем мы с самого начала — мытья.

Шерсть, полученная в результате стрижки овец, загрязнена и содержит всевозможные примеси, от которых нам нужно избавиться. Для начала мы замачиваем шерсть в холодной воде и оставляем на сутки. Можно использовать для этого старую детскую ванночку, ведро, бак и любую другую большую емкость, но в любом случае она должна быть наполовину заполнена водой и наполовину — шерстью. В воду можно добавить немного нашатырного спирта, это помогает очистке шерсти. По прошествии суток шерсть нужно прополоскать, отжать, вновь залить чистой водой на сутки и затем опять повторить полоскание и отжим. В зависимости от степени загрязненности шерсти такую процедуру проводят 2-3 раза. В результате шерсть очищается и освобождается от крупного мусора. При последнем замачивании в воду можно добавить немного средства для стирки изделий из шерсти, что сделает ее значительно мягче.Шерсть помыта и отжата, и теперь ее нужно разложить для просушки равномерным не толстым слоем в хорошо проветриваемом помещении, избегая при этом близости батарей и ярких солнечных лучей. Теперь наша шерсть будет сохнуть 3 дня, а мы несколько раз в день будем ее переворачивать и раздирать на все более мелкие кусочки.
Высушенную шерсть необходимо расчесать, придав ей как можно более однородную воздушную структуру. В старину этот процесс назывался карзанием — расчесыванием, и для него использовали различные приспособления, например, механическую машину для первичного расчесывания.
Щетки — самое простое и очень удобное устройство, которое ранее присутствовало в каждом доме, где работали с шерстью, до и сейчас нам без них не обойтись. Шерсть должна быть расчесана, и чем дольше и тщательнее мы будем это делать, тем более подготовленной будет наша шерсть и как следствие — легче процесс валяния и качественнее изделие. В процессе карзания исчезают также оставшиеся маленькие частицы мусора.

 Для небольшого изделия можно, конечно, попробовать все это произвести руками, но тем, кто хочет серьезно заняться шерстью, я бы посоветовала поискать такие щетки. Сегодня еще можно найти те, которыми пользовались наши бабушки, но кроме них появились и идентичные модели современного производства.

СПОСОБЫ И ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Существует два основных способа валяния: мокрый и сухой.
Как уже понятно из названия, в одном из них присутствует вода, а в другом — нет, что и делает их принципиально различными.
Рассмотрим оба способа.

Мокрый способ валяния
Кроме основного компонента — шерсти нам понадобится второй компонент — мыло. Мыло должно быть натуральным и без лишних добавок, желательно оливковым, подойдет также детское. Его всегда надо иметь под рукой в виде стружки, натертой на крупной терке для подготовки мыльного раствора, и кусочком.
Третий компонент процесса валяния — горячая вода (40-50°С). Ее нам понадобится довольно много. Побеспокойтесь, чтобы горячая вода была под рукой до конца работа. Начинать можно с теплой, приятной для рук водой, но затем следует использовать более горячую воду.
Вот в общем и все, что нужно для изготовления войлока, но примите еще один совет. Запаситесь пластиковой пленкой с воздушными пузырьками (ее обычно используют для упаковки различной техники, электроники и проч. Это очень поможет в работе, так как обеспечит дополнительный массаж нашему изделию и ускорит весь процесс.Сухой способ валяния
Для валяния сухим способом кроме шерсти нам понадобится специальная игла и губка.Техника очень проста.
Давайте изготовим этим способом украшение — бабочку.
Выкладываем шерсть так, как нам необходимо, на губку или на любой кусок поролона (можно запастись таковым, если имеется, что облепит работу над большими изделиями).
Будем использовать яркую шерсть разных цветов, выкладывая красивую бабочку и по возможности придавая ей нужную форму. Для облегчения работы можно положить перед собой фигурку или рисунок той бабочки, которую хотелось бы в итоге получить.
Каждый уложенный слой шерсти закрепляем, прокалывая ее специальной иглой большое количество раз, скрепляя таким образом частички шерсти воедино. Благодаря таким прокалывания шерсть спрессовывается, из нее уходит воздух и она приобретает вид обычной шерстяной ткани.Как только шерсть с одной стороны свалялась, переворачиваем наше изделие, осторожно отсоединяя его от поверхности губки, и начинаем «пробивать» его с другой стороны. Изделие готово, если оно стало прочным, единым целымМетодом сухого валяния производят в основном различные украшения, такие как наша бабочка, а также цветы, небольшие предметы декора и игрушки. Причем в последних случаях очень  часто используют готовую основу — заготовки из специального тонкого пенопласта, которые продаются в различных магазинах товаров для рукоделия (прежде всего для кукольников).
Основа заготовки позволяет очень легко и просто закрепить шерсть на ее поверхности, а в результате вы очень быстро получаете симпатичную безделушку.

В настоящее время в продаже появились различные средства для оптимизации процесса сухого валяния — механические приспособления для работы сразу большим количеством игл. Это облегчает и ускоряет процесс.

Создана также специальная иглопробивная машина (называться она может по-разному: машина для фелтинга или фильцевания. С помощью таких машин можно изготовить быстро и качественно войлок сухим способом

Машина пробивает шерсть сразу несколькими иглами, чаще всего 5, со скоростью, которую вы задаете, нажимая на педаль электропривода, так же как при работе с швейной машиной. Иглопробивная машина не шьет, при работе с ней нельзя тянуть материал из-под иглы (ломаются они очень легко), она лишь производит точечное воздействие на шерсть.

Но в результате мы создаем авторский, уникальный, красивый и прочный материал собственного изготовления.

Техника сухого валяния может быть активно использована при валянии по ткани — ситцу, марле, шерсти, канве для вышивания и прочего, а также для украшения ранее изготовленного войлока, скрепления его отдельных частей при реставрации войлочных изделий.

Источник: более подробно о валянии и о разных техниках можно прочитать в данной книге автора Семпелс Е. — «Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства — 2008»

Загрузка…

blog.hmstudio.com.ua

тонкий войлок – Ярмарка Мастеров

Если вы следите за развитием войлока в России последние несколько лет, то, наверное, вы заметили, что в современном войлоке есть определенные «модные» тенденции. Буквально 5-6 лет назад диковинкой была валяная одежда. Создавать ее умели очень немногие, и тогда было круто свалять что-то, что можно хотя бы носить. Был период, когда степень мастерства определялась «цельновалянностью» вещи. Слава Богу, он прошел, и сейчас все-таки стараются смотреть на посадку одежды по фигуре, а не на наличие или отсутствие швов. И вот сейчас мы наблюдаем просто какое-то помешательство тонким войлоком. Я не говорю, что это плохо, я предостерегаю вас от выматывания собственных нервов по этому поводу. Это как похудение. Сбросить пару килограммов к лету или даже радикально похудеть с 60 до 50 размера – это хорошо. Но доводить себя до анорексии… сами понимаете. Это было лирическое вступление, призывающее вас не впадать в крайности, а все-таки идти своим путем и не расстраиваться, если что-то сразу не получается. Ну а теперь, будем разбирать «по косточкам» тонкий войлок.

Как вы думаете, с чего начинается войлок? Ну вот, платье, например… С раскладки? С материалов? С эскиза?

Платье начинается с идеи! Об идеях, способах их ловли и превращения в вещи, я могу как-нибудь потом рассказать. Но уверена, что сейчас вы хотите узнать рецепт тонкого войлока, так что будем считать, что идея у вас уже есть. Мало того, есть и шерсть и шелк и разные волокна, и даже шаблон, в общем, платье готово начать рождаться. И вот, вы подходите к столу… Чем он у вас застелен? Это важно. Это очень-очень важно.

На моем столе лежит подложка под ламинат. Все тонкие вещи я раскладываю только на этом покрытии. Почему подложка? Это единственный материал, который не имеет ярко выраженной рельефной поверхности (в отличие от пупырки или различных ковриков). Но при этом, подложка под ламинат имеет мелкозернистую фактуру и слегка пружинит (в отличие от тепличной или армированной пленки). Все эти характеристики сыграют нам на руку, когда мы будем работать. Кстати, шаблон тоже лучше всего из подложки под ламинат работает. Для застилки стола можно брать подложку потолще, а для шаблонов потоньше.

Мы можем сколько угодно говорить о том, что же такое тонкая раскладка, но есть определенные характеристики, с которыми не поспоришь. Вот как вы думаете, толщина пряди в 5 волосков – это много? Ведь можно разложить в 3, например… или в два, или в один волос! Но, согласитесь, толщина волоса венслидейла или мериноса различается в несколько раз. А разница между мериносом 23мкр и 12мкр почти такая же, как между листьями дерева и его ветками.

Тонкую РАСКЛАДКУ можно сделать из любой шерсти, но ТОНКОЕ и ПЛАСТИЧНОЕ ПОЛОТНО – это совсем другая история…

Итак, давайте рассмотрим эти характеристики – тонкость и пластичность, а так же добавим сюда способность ткани струиться, легкость создания драпировок. Что влияет на эти факторы?

Сделать тонкий войлок – самая простая задача. Для этого достаточно лишь тонко разложить шерсть и долго-долго валять в ТУГОМ рулоне. Получится ТОНКОЕ полотно. Но вы же помните, что это может быть тонкая паутинка венслидейла (довольно грубая для кожи, кстати) или тончайший меринос – свойства уже разные.

Если мы подключаем сюда пластичность и небольшую эластичность, то придется включить голову и поработать с ВИДАМИ раскладки. Это может быть диагональ, паркет, елочка, раскладка в одном направлении, хаотичная, или выкладка шерсти под строго определенными углами.

По всем этим раскладкам не один мастер-класс живет в сети, и сейчас о них легко найти массу информации. Основной момент здесь – это создание в войлоке «косого» кроя. Если вы хоть немного разбираетесь в одежде, то прекрасно понимаете, что платье, скроенное «по косой» будет гораздо лучше лежать по фигуре и драпироваться, чем его продольно-поперечный аналог.

И теперь самое сложное – способность струиться, подобно ткани и ложиться мягкими драпировками. Здесь у войлока серьезные проблемы. И все дело не в кривых руках мастера, не в лишних граммах шерсти или неправильном угле раскладки. Дело в самой шерсти – она ЛЕГКАЯ! Вот так вот просто, да. Вы где-нибудь при покупке обычного платья из ткани видели упоминание о том, сколько оно весит? Нет? А зайдите в десяток магазинов мастеров по войлоку и во многих вы найдете информацию о легком весе платья. Честно говоря, я не знаю, зачем об этом писать (особенно о точном весе в граммах), но точно знаю одно – легкий вес войлока не дает ему струиться.

Фелтмейкеры это заметили довольно давно, и для придания войлоку свойств ткани – изобрели НУНОВОЙЛОК. Смешение шерсти и ткани позволило сделать раскладку еще тоньше, а вес (за счет ткани) больше. Сейчас помимо ткани используются всевозможные волокна. Из всех волокон – шелк и вискоза придают наибольший вес, сохраняя при этом тонкость и пластичность полотна. Следовательно, чем больше в составе вашего войлока будет ткани или волокон и чем меньше при этом вы положите шерсти, тем более струящимся выйдет ваше изделие.

Опять же, следуя своей цели, не забывайте про все предыдущие пункты.

Ведь если вы…

Разложите шерсть на пупырке – получите дырки.

Сваляете шмяком-бряком – получите каку.

Это была рубрика «Разбор полетов» в рамках проекта «Современный войлок».

Подробнее о проекте и его рубриках вы сможете узнать позже, когда он окончательно оформится и мы сможем про него рассказать)))

Онлайн-программа «Вопросы войлока» совсем скоро начнет свое вещание. Пожалуйста, потерпите еще чуть-чуть и присылайте ваши вопросы на [email protected]

И, да! Пишите комментарии, они стимулируют меня на новые статьи)))

www.livemaster.ru

ГОСТ, характеристики, виды и отзывы

Данный материал в настоящее время используется в большом количестве самых разных отраслей. Чаще всего его хвалят за то, что вес продукта очень мал и в то же время, он обладает отличной теплоизоляцией. Кроме этого, он может использовать как фильтровальный или же прокладочный материал.

Войлок по ГОСТу

Как и множество других промышленных продуктов, для производства этого материала был установлен стандарт, регламентирующий процесс изготовления, технические требования к товару, его свойства, характеристики, маркировку, упаковку и т. д. Стоит отметить, что существует несколько ГОСТов технического войлока. Это очень важно, так как существует несколько разновидностей войлока, каждый из которых имеет свой ГОСТ и свой процесс производства.

  1. Бывает тонкошерстный войлок – ГОСТ 288-72.
  2. Бывает технический полугрубошерстный войлок – ГОСТ 6308-71.
  3. Также есть технический войлок тонкошерстный, который используется в электрооборудовании – ГОСТ 11025-78.
  4. Грубошерстный войлок – ГОСТ – 6418-81.
  5. Последний вид войлока – юртовый. Его ГОСТ – 16221-79.

Производство войлока

Войлок представляет собой нетканый материал, который может изготавливаться путем валяния из нескольких следующих материалов:

  • производство возможно из 100 % животной шерсти;
  • может быть изготовлен из растительных волокон;
  • также для производства могут быть использованы синтетические волокна;

Если говорить о производстве натурального технического войлока, то он также может быть изготовлен из грубошерстных, тонкошерстных или полугрубошерстных волокон. Структура данного продукта – чешуйчатая. Из-за наличия именной такой структуры, в процессе валяния данного материала, чешуйки сцепляются между собой, вследствие чего образуется очень плотная монолитная ткань. Чаще всего для производства натурального технического войлока используют 100 % овечью шерсть. Однако в некоторых случаях применяют также шерсть кроликов или же коз. Продукт, который получается при замене исходной шерсти, называется ферт и характеризуется тем, что он более мягкий.

Применение войлока в транспорте

Одно из множества применений этого продукта – это утепление транспортного средства или же его полная теплоизоляция. Кроме этой характеристики, он также способен создать звукоизоляцию в автомобиле и снизить любую вибрацию. Так как чаще всего этот материал изготавливается из природной шерсти овец, то при высоких температурах он не будет выделять в атмосферу каких-либо вредных испарений. Максимальная температура, которую может выдерживать технический войлок – около 200 градусов по Цельсию. Плюс ко всем этим параметрам войлок также способен защищать транспортное средство от влаги.

Использование войлока в жилом помещении

Этот теплоизоляционный материал отлично подойдет и для его использования в жилых домах. На это есть несколько причин. Первая причина широкого применения этого продукта в том, что он считается полностью экологичным и безвредным для здоровья человека. Вторая причина – это обеспечение отличной защиты помещения от сквозняков, а также холода. Его можно использовать, как утеплительный материал, прокладывая его в щели между окнами или дверями. Третья причина широкого использования технического войлока, таким образом, то, что этот материал отлично изолирует внутреннее помещение от внешних запахов. Также использование этого материала обеспечит достойную защиту от плесени и сырости в помещении.

Однако и эти сферы применения лишь малая часть от того обширного количества, в которых он также используется. Он довольно много используется в строительной отрасли, в производстве мебели, а также при создании музыкальных инструментов. Такое большое количество областей применения одного и того же материала объясняется тем, что в процессе создания можно придать ему различные характеристики, которые требуются в той или иной сфере промышленности.

Применение войлока по виду

Грубошерстный войлок используется в тех местах, где нагрузка, а также скорости не слишком высокие. Этот тип войлока применяется в местах, где технические требования не слишком высоки. Он также нашел себе место в строительстве фундаментов в качестве пропитанных битумом прокладок.

Есть вид тонкошерстного войлока, использующийся в протезах. В протезах типа ТУ 803-54 данный материал служит как прокладка, а также как части самих протезов. Чаще всего из него производят кисти рук и пальцевые части стопы. Толщина технического войлока 20 мм, 40 или 50. Сам же состав этого материала – это 85 % мериносовой шерсти, а оставшиеся 15 – это гребенные очесы.

Полугрубошерстный материал используется в более нагруженных местах, а также часто применяется в качестве сырья для производства небольших по размерам, но очень прочных деталей.

Тонкошерстный войлок нашел свое применение в приборостроении, в самых ответственных местах. По своим техническим параметрам данный вид материала может использоваться для производства таких деталей, как сальники, прокладки, фильтры, фитили.

Отзывы

Стоит отметить, что в Сети можно найти множество различных отзывов. Во-первых, многие автомобилисты утверждают, что он не так хорош в качестве шумоизоляции, как о нем говорят. Во-вторых, если класть его на пол автомобиля, то, скорее всего, под низом будет образовываться сырость, и кузов будет ржаветь. Также можно найти некоторые отзывы о том, что несмотря на возможность выдерживания высоких температур, он все же загорается, а вот потушить его потом довольно проблематично.

Хотя есть и положительные отзывы, которые свидетельствуют о том, что войлок можно использовать, допустим, чтобы укутать двигатель транспортного средства на ночь зимой, чтобы утром не было проблем с запуском машины. Это очень актуально особенно для дизельных двигателей.

Технические характеристики войлока

Технический грубошерстный войлок марки А, использующийся для изготовления прокладок, имеет маркировку ГПрА. Выпуск материала осуществляется в рулонах, толщина которых составляет 10-11 мм, а длина 1 700 мм. Объемная масса данного вида 0,32г/см3. Поверхностная плотность для этого вида войлока составляет от 2,56 до 6,4 кг/м2. Используется для защиты механических узлов различных машин от пыли или любых других загрязнений.

Полугрубошерстный войлок марки А для прокладок обозначается, как ППрА. Толщина рулона этого вида 10мм, а длина также 1 700 мм. Объемная масса практически такая же, как у предыдущего вида, однако, чуть-чуть больше – 0,34 г/см3. А вот поверхностная плотность имеет более широкий диапазон и находится в районе от 2,04 до 6,8 кг/м2.

Есть еще одна разновидность полугрубошерстного материала, но используется для создания сальников, маркировка ПС. Производство данного технического войлока листовое. Размер одного листа 1400 х 1 000 мм, а толщина одного полотна от 19 до 20 мм. Объемная масса составляет 0,38 г/см3, плотность данной пластины от 4,94 до 7,6 кг/м2.

autogear.ru

История войлока.Войлок в жизни славянских народов – Ярмарка Мастеров

Манящая бесконечность… степь… океан пространства до краев наполненный цветом, запахами, звуками, жизнью. От Атлантического океана до Тихого, протянулся великий степной коридор, который опоясывает всю Северную Евразию. Здесь жили полулегендарные племена воинов и кочевников, они были свободны как ветер, гуляющий по степи, потому что только в движении была их жизнь, и не знали они другого дома кроме войлочного. Спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, войлок был свидетелем свадеб, рождения и смерти, великих военных походов, религиозных таинств, общения с богами. Войлок оберегал от холода и невзгод, от злых духов и вражеских стрел, все в их не легкой жизни было связано с войлоком.

Шерсть – единственный материал, из которого можно валять войлок, лучше всего для этого подходит шерсть овцы. Шерстяные волокна состоят из кератина и волокнистого белка, мягкие упругие волокна удерживают тепло и не пропускают влагу. Овечья шерсть обладает уникальным свойством. Покровный волос имеет чешуйчатый слой – кутикулу, благодаря ему, шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием горячей воды или пара, давления и трения. На этом и основан принцип валяния, с помощью которого изготавливается войлок.

История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстил.

Изобретение войлоков, произошло гораздо позже чем ткачество, которому по меньшей мере 20 тыс. лет. Причина этого в том, что войлоковаляние не могло существовать до момента пока не получило своё развитие овцеводство. Шерсть дикой овцы не валяется, у неё нет чешуек которые позволяли бы волокнам сцепляться друг с другом, поэтому было необходимо вывести домашние породы овец. Помимо этого требовалось еще и очень большое количество шерсти, к примеру, на изготовление покрытия юрты нужно как минимум 100 кг. шерсти, соответственно необходимы большие отары. Хотя овца была одомашнена достаточно рано, организация овец в стада не могла существовать без одомашнивания лошади, что произошло примерно в 5-6 тыс. до н.э. это время и принято считать рождением войлоковаляния, когда производство локального типа приобрело массовое и жизни-определяющие значение.

Войлоковаляние – древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока.


Первые войлоки

Самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, и датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. найдены были на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния дошла и до наших дней, характерна она для народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии. Одними из ярких носителей иранской традиции войлочного производства стали туркмены.

С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много. Наиболее известны способы:

  • вваливание узора
  • аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только шерсть, но и другие материалы – ткань, кожа
  • мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка
  • иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
  • изредка встречается роспись

Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о существовании у северных кочевников большого количества войлочных изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны, живут в войлочных шатрах.

Настоящий переворот в представлении об искусстве войлоковаляния у ранних кочевников, произошел с открытием царских Пазырыкских курганов на Алтае, датируемых 6-4 вв. до н.э. Сложно-декорированные войлочные изделия являются самыми известными войлоками в мире. Сделанные они из тонких 1-2мм толщиной панелей, украшенных аппликацией войлок по войлоку, изредка дополняемых вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром, или вырезанными из золотой фольги деталями. Прекрасная сохранность, непревзойденные технические качества, исключительная красота и особая аура скифской культуры. Тип войлока, который отличается тончайшей аппликацией, стал называться “пазырыкской линией”, но поистине культовым для любителей войлока во всем мире, стал огромный более 30 кв. м. войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством.


История “Сюнской” традиции войлоковаляния

Толстое многослойное войлочное полотнище крытое тканью, сцены борьбы животных и другие мифологические сюжеты, украшения в виде аппликаций с обязательной стежкой и окантовкой толстым витым шнуром, такова манера валяния и декорирования войлочных изделий, найденных в курганах Ноин-Улы (хунну, 2—1 вв. до н. э.) во внутренней Монголии.

Сюны, народ который отличался воинственностью и приверженностью кочевому образу жизни, особенностью их культуры было отсутствие ткачества. Единственным текстилем который они производили, были войлоки, поэтому последние имели для них особое значение. Изображение огромной юрты Чингисхана крытой войлоками, традиционные монгольские войлочные изделия, старинные и современные, подтверждает, что монголы прямые наследники и продолжатели “сюнской” традиции войлоковаляния. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: Тибетцы, Тувинцы, Алтайцы, Казахи. Сюнская манера войлоковаляния распространилась вплоть до Северного Кавказа, каждый народ вносил в украшения войлочных изделий свои национальные элементы, но все степные народы воспринимали и воспринимают войлок, как гарант их образа жизни.

Там где когда-то зародилась сюнская традиция войлоковаляния, она продолжает жить и теперь, в современной Бурятии. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Первичная обработка шерсти у бурят такая же как и у других народов занимающихся войлоковалянием.

Войлочные изделия небольшого формата валялись вручную, считалось, что это сравнительно не сложная работа, делали её женщины, а вот большие полотнища для покрытия юрт изготавливались мужчинами особым способом. Рулон, заготовка будущего войлока, зашивали в сырую коровью кожу, к краям шеста привязывали веревки, свободные концы постромок соединяли со стременами осёдланной лошади и прокатывали по ровному травяному полю пока войлок не сваляется. Считалось, что для получения доброкачественного войлока достаточно расстояние 15-20 дистанций полета стрелы, что равняется приблизительно 1.5-2 км. В кочевом быту требовалось много войлока, но как бы не был важен войлок для юрт, без войлочных кошун небольшого размера, было не обойтись, они использовались для внутреннего убранства бурятского жилища. На войлочных матрасах спали, на войлочных ковриках ели, войлок любовно украшали. Женщины терпеливо стежок за стежком самодельными нитками из сухожилий лошадей и диких животных простегивали древние узоры, оберегая себя, семью, весь род от сил зла, надеясь на лучшее. Так войлок становился не просто посредником между человеком и богами, но и добрым духом и хранителем жилищ. Возведение юрт требовало немало усилий и мастерства. Деревянно-решетчатый каркас собранный и связанный покрывался войлоком, который состоял из отдельных кусков разного размера и назначения. Крыша покрывалась четырьмя полукруглыми кусками войлока образующими два слоя мягкой кровли. Они перекрывали загнутые края стеновых покрытий так, чтобы дождь и снег не попадал внутрь жилища. Стены обтягивались тремя прямоугольными полосами, верхний край которых заходил на потолочные шесты. После закрепления покрытия его обвязывали сверху волосяными веревками. Самый низ обтягивался двумя узкими и длинными кусками войлока, которые имели значения утеплителя и отдушины. Только на строительство одной не большой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты. Когда со временем у Бурят появились деревянные дома, своим видом они напоминали юрту.


Войлок в жизни славянских народов

Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно.

Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства.

Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой.

Сколько тысячелетий войлоку? Где его начало? Сумеем мы сохранить то, что досталось нам от предков?
За последние несколько лет, искусство войлока переживает свое второе рождение. Раз освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и почти не изменялось за прошедшие века, только вот из разряда простого ремесла войлоковаляния давно перешло в ранг высокого искусства.
Как создают современные художники по войлоку? Рисуют? Лепят? Поют? Сочиняют? …всего понемногу… ведь они валяют войлок.

По материала научно-познавательного фильма “История войлока” 2002г.

www.livemaster.ru

Степени уваляности войлока в процессе валяния.

Доброго времени суток дорогие валяльщики и любители войлока!
Хочу представить вашему вниманию МК или статью о качестве войлока и степени его увалки в картинках. Обо всех изменениях и отличительных особенностях во время валяния от уже законченной раскладки до полной увалки.

Сама я не сразу узнала, какой должен быть хорошо увалянный войлок, т.к. тогда, когда я только осваивала это ремесло
мастер-классов и мастеров было не много. А также не знала, чем так важен хорошо увалянный войлок.
Войлока было тоже очень мало и он был очень разный….
Сейчас же МК разнообразны: фото и видео как хорошие, ОЧЕНЬ хорошие, так и не очень.Так вот и войлока стало очень много и также очень разного. Не все мастера внимательно относятся к тому что делают, не обращают внимания на некоторые нюансы, даже приобретая опыт в войлоке! Я прекрасно понимаю это состояние эйфории, когда сам от и до делаешь вещь и она получается. В первый момент даже не думаешь и не видишь недостатков, но всё же надо периодически спускаться с небес на землю и обращать внимание на качество того, что делаешь. Качество мастера работает на мастера, а также на его ремесло. Так вот, изучая мастер-классы и сравнивая их, если быть более внимательным, именно внимательным и пытливым, можно делать качественные вещи даже не посещая платных мастер классов и живя в отдалённом, маленьком населённом пункте.

Примеры буду показывать на вещах которые я сама и делала, и носила, и выставляла в каталоге! )))

Для начала расскажу и покажу, как выглядят недовалянные вещи и их недостатки:

Недовал : это рыхлое, мягкое, воздушное, бугристое полотно, в котором отчётливо видны волокна и их направления.

На этих фото хорошо виден так называемый целлюлит))) рыхлость и бугристость.

Очень хорошо видно как выглядит плохо привалянное волокно вискозы или шёлка. Оно прихватилось только поверхностно, будто лежит сверху как приклеенное, шерсть и декор это не единое цельное полотно. И его довольно просто оторвать.

На этом фото очень хорошо видно волокна шерсти их направление и рыхлость полотна.

Вот как выглядит одежда недоваляная( Каюсь, этот жакетик у меня в магазине. Ну нравится он мне сам по себе, жалко удалять из каталога, но по-честному он катастрофически недовалян). Кстати говоря, я его потом забрала у подруги, подваляла до более приличного состояния, и его стала ностить её дочка)))))

А вот ещё немного самодоноса)))) Как говорится- почувствуйте разницу))))

Вот я, вся такая радостная, сваляла первый жакет и вообще цельноваляную вещь с рукавами))) И вот спустя года 1,5-2(!) я его доваляла с 46 размера до размера 3х летней дочки) подрезала этот “авторскЫй” воротник, и вообще привела в нормальный вид)))) Практически у всех в процессе развития бывают казусы и не надо этого стыдиться, не боги горшки обжигают, главное исправлять ошибки и шагать вперёд!

Далее я покажу этапы валяния и изменения внешнего вида шерстяного полотна, пряжи и волокон. Именно на пряжу и волокно я советую обращать внимание, т.к. видно как изменяется их рисунок (волнистый) от прямого до сильно извилистого, а так же на то, как меняется цвет декора, в зависимости от степени увалянности полотна. И то как декор с полотном сливается в единое целое проникая друг в друга.

Так же я сделаю акцент на ошибках, которые допускала сама и думала, что это особенность войлока и превращала это в “авторскую фишку”… пока не поняла как делать правильно.

И так пристутпим:

1- раскладка готовая к притирке, смоченая мыльным раствором. Волокна вискозы и пряжа прямые:

2- Притёртое , схватившееся изделие, можно скручивать в рулон и аккуратно валять.Если есть лишняя вода её надо убрать Волокна и пряжа пока без изменений, лишь слегка сцепились с шерстью.

3- После аккуратного валяния в разных направлениях , скручивая в рулон, произошла небольшая усадка. Вискоза с пряжей дали первую волну. Можно снимать с шаблона. (С шаблона можно снять и после хорошей притирки шлиф-машинкой, но есть риск деформировать не очень стабильное полотно).

4- Поваляли ещё изделие в разных направления, скручивая в рулон, каждый раз расправляя и притирая “швы” и смещая их немного чтобы их избежать. Усадка уже довольно хорошая, На приближенном фото чуть ниже видно появившуюся бугристость, и ещё большую волну у вискозы и пряжи, но они пока “лежат” на поверхности полотна и шерсть пока только прицепилась к ним или они к шерсти)))

Кстати сказать, такие “готовые” изделия встречаются в продаже(О УЖАС!!!)

5- ВАЖНЫЙ МОМЕНТ!!!!!

Мы уже видим большую усадку (не смотрите на усадку,смотрите на войлок, усадку можно сделать большую раньше времени, разными способами, а вот увалять войлок только усердием!!!))))

Так вот, усадка идет не везде равномерно, и мы видим как края полочек длиннее и воланятся……………..

Для того чтобы выровнять наше изделие уваливаем те места что нас смущают, трём только их:

складывем полочки вместе и скручачиваем (как говорил сынуля будучи маленьким) в рулон и катаем усердно именно ту часть где полочки длинные.

Раскручиваем и смотрим результат. На мой взгляд очень даже прилично, по сравнению с тем что было, эх… конец “авторской фишке”)))) :

То же самое проделываем с боками , складываем бока друг с другом, скручиваем и катаем, выравнивая изделие:

Раскрываем и смотрим что получилось, если всё выровнялось, то продолжаем валять в более интенсивном режиме, уваливая и уваливая волокна. Скручиваем рулон, разворачиваем, поправляем, переворачиваем наше изделие то на спину, то на перед и т .п. чтобы всё изделие уваливалось равномерно и пропорционально.

6- Смотрим наше полотно и волокна дальше:

Вот уже видна приличная увалка. И обратите внимание на декор, он стал будто припорошённый шерстью, волна стала частым зигзагом, все эти признаки говорят о правильной технологии валяния. Идёт постепенная увалка, методичное сцепление шерстинок между собой и усадка, а так же сцепление декора с шерстью (без термошоков и киданий).

Этот, я бы сказала, предпоследний этап валяния, зачастую вводит в заблуждение и выматывает очень сильно. Тут я лично частенько отдыхаю сама и даю отдохнуть шерсти. Т.к. бывает сил тратишь много и вещь практически уваляна в размер, осталось совсем чуточку, а войлок упёрся как “баран” )))) и стоит без изменения . Да ещё и на ощупь практически как надо, НО не тут то было. Надо валять дальше. Не забыли примерить и посмотреть как изделие сидит.

Смотрим усадку на шаблоне:

7- Итак , посмотрели на то, как увалялся жилет, отдохнули и валяем дальше, теперь уже до полной готовности, примеряем, поправляем, сажаем на фигуру, манекен или на ногу, голову, руку смотря, что мы делаем. Похлопываем, трём подсаживаем или подтягиваем там, где это необходимо.

И вот смотрим какая теперь разница между шаблоном и готовым (пока не выполосканном и не высушенным) изделием:

Вот такая приличная разница получается. Теперь пора выполаскивать мыло и отжимать, этот процесс тоже даёт усадку.

Затем придаём окончательную форму нашему изделию и если есть необходимость отпариваем или просто оставляем сушить.

Вот так выглядит хорошо и правильно свалянное полотно:

Уже не однократно именитые Мастера описывали каким должен быть качественный войлок. Повторюсь и я, как говорится: “Повторение -мать учения”

Хорошо увалянный войлок – это плотное, упругое полотно какой бы толщины оно не было. Это однородное, гладкое, или слегка бугристое(как пшено) полотно, без выделяющихся волокон и прядей!

Итак подвожу итог всего выше описанного:

В чём преимущество хорошо свалянного войлока, прежде всего ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ! Именно хорошо свалянные вещи служат долго, они дольше не истираются и меньше скатываются в катышки. Лично я могу сравнить это на своём опыте, как быстро протирается рыхлый войлок и расползается в местах трения и местах нагрузки. И могу сказать что на хорошо свалянном войлоке приходится снимать немного катышков один раз после первой носки и потом 1-2 катышка в конце сезона)))

Так же хочу подробнее описать отличительные особенности войлока разной толщины. Тапочки, валенки, пальто и жилеты и даже шарфы- паутинки должны быть уваляны одинаково хорошо!

Но шарфикам всё же можно дать небольшую поблажку и не обязательно уваливать так фанатично т.к. на них такой нагрузки нет. Но всё же уваливать надо т.к. они тоже трутся и подвергаются механическому воздействию. Например многие мастера считают что шарфы паутинки очень лёгкие и воздушные и их не надо так уж сильно уваливать, но я вот категорически не согласна с этим. У таких изделий % усадки очень большой и раскладка должна быть очень тонкая, чтоб и увалять и в тоже время сделать паутинку. И признаки увалянности у тонкого войлока почти те же. Не должно быть видно направления волокон шерсти , а волокна декора должны иметь нужную извилистость и соединение с шерстью, а не прихваченными и лежащими на поверхности. В процессе эксплуатации это всё быстро отходит , отваливается и теряет вид.
Тоже в нуно войлоке, если имеется шёлковый декор , особенно объёмный, то чем дольше и лучше валяешь-катаешь (не жамкаешь), тем лучше приваливается ткань, и даёт характерную, богатую, бугристую фактуру.

Качественный войлок НЕ БОИТСЯ СТИРКИ и УСАДКИ. Не скрою, происходит небольшая усадочка, как при стирке обычных вещей.Стирая недовал, автоматически шерсть подваливается и естественно даёт усадку. И очень боьшую усадку, а так же при стирке недовала, может произойти деформация изделия. Я свои пальто стираю в машинке на режиме шерстьшёлк и достаю вещь своего размера.

Надеюсь, моя статья или своеобразный мастер-класс, будет вам полезными. Я старалась как можно более подробно и наглядно описать этот процесс. И, если будут у кого какие-либо дополнения, то я буду с интересом читать! Всем лёгкого войлоковаляния и удачи!

Автор: Финогенова Катерина.

Редакторы: Рогачева Евгения и Дарья Осипова.

www.livemaster.ru

Значение войлока и его применение

Что такое войлок, фетр

Войлок, фетр – плотный нетканый материал из валяной шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою шерстяного волокна, поверхности множества волокон могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. Это называем процессом войлоковаляния. Валяние – очень древняя техника изготовления нетканого полотна из шерсти и даже шерстяных изделий. Работая на рынке нетканых материалов, Промышленная группа “Горизонт-Фетр” ставит своей задачей выпуск конкурентоспособного войлока, фетра высокого качества, соответствующего параметрам стандартов и преимущественным правам потребителей. Следуя этой цели, нами ведется непрерывное совершенствование технологий производства готового продукта.

Почему он важен

На сегодняшний день войлок, фетр – природный экологически чистый материал. Он ценится как отличный утеплитель, звукопоглотитель, изолятор, имеет высококачественные свойства по защите от трения. Незаменимы в промышленности войлочные прокладки, сальники, фильтры. 

Войлок, фетр великолепно полирует поверхности, снижает уровень шума, защищает от пыли и грязи. К тому же войлок не способен впитывать жидкости больше чем собственный вес, войлок является регенерирующим продуктом, производится без химических добавок, совместим с кожей человека. 

Где применяется 
Вот лишь немногие сферы применения войлока, фетра: в автомобильной промышленности, полотна для мебельной промышленности, в строительстве, в медицине и производстве средств гигиены, в швейной промышленности, в обувной промышленности, фильтры и полотна для фильтрации, протирочные и полировочные материалы, прокладки и фильцы в машиностроении, в производстве кровельных и изоляционных материалов, в сельском хозяйстве, в абразивной промышленности, в производстве протезов, в производстве музыкальных инструментов.

fetr.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *