полный гайд для домашних студий
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются новички, начиная записываться дома…
Это сильная недооценка важности акустики помещения…
И мнение, что просто от того, что они купят конденсаторный микрофон и дорогие студийные мониторы… отличный звук придёт сам.
Но на самом деле… акустика помещения гораздо больше влияет на качество звука…
Чем всё остальное в вашей студии… всё остальное.
Поэтому вместо того, чтобы месяцами быть в ярости от непонимания, что же идёт не так… можно с таким же успехом разобраться с этим сразу.
Поэтому в этом посте я расскажу вам о процессе планировки эффективной акустики помещения для домашней студии.
Готовы? Начнём. Первое…
Основы акустики
Прежде чем говорить об акустике помещения, неплохо вообще иметь базовое представление об акустике.
Хорошие новости… вам не нужна степень в технической акустике, чтобы владеть студией звукозаписи.
Вам нужно лишь разбираться в ПРОСТЫХ КОНЦЕПТАХ. Вот они:
1. Как распространяется звук
Когда производится звук, с ним происходит следующее:
- Начиная от источника, он идёт во всех направлениях.
- Небольшая часть (известная как прямой звук) идёт по прямой линии в микрофон.
- Оставшаяся часть (известная как отражённый звук) отражается от поверхностей комнаты.
- Мгновения спустя некоторые из этих отражений случайно попадают в микрофон.
Теперь…
Поскольку прямой звук не взаимодействует с комнатой, его частотный баланс остаётся чистым, а тон — неизменным.
В отражённом звуке каждое новое отражение может чуть-чуть ИЗМЕНИТЬ изначальный звук.
В зависимости от размера комнаты и отражающих поверхностей в ней…
Изменения могут быть БОЛЬШИМИ или МАЛЕНЬКИМИ… ХОРОШИМИ или ПЛОХИМИ.
В большинстве комнат они плохие. И вот почему:
2. Почему в большинстве комнат плохая акустика
Вы когда-нибудь были в кафедральном соборе, как на этой картинке?
Если да… заметили, что любой звук в нём звучит невероятно?
Потому что такие помещения не только спроектированы, чтобы ВЫГЛЯДЕТЬ красиво…
Они также спроектированы, чтобы красиво ЗВУЧАТЬ.
Единственная проблема…
Для помещений с отличной акустикой нужно МНОГО места и МНОГО денег на постройку.
И поскольку у большинства из нас нет ни того, ни другого… вот как можно это сымитировать:
3. Как подделать звук отличной комнаты
Давным-давно, в 60-е годы…
Кто-то изобрёл шикарный прибор, известный как эхокамера.
Это позволило звукоинженерам симулировать реверберацию комнаты, ОТЛИЧНОЙ от той, в которой шла запись.
За прошедшие годы технология усложнилась, и сегодня…
Приложения, известные как цифровая реверберация, могут симулировать звук практически любого акустического окружения.
Единственное что… прежде чем добавлять ПОДДЕЛЬНУЮ реверберацию, сперва нужно избавиться от
Вот как это делается:
4. Как избавиться от естественной реверберации в комнате
Вы когда-нибудь замечали поролоновые панели на стенах студий звукозаписи?
Они могут круто выглядеть…
Их НАСТОЯЩАЯ цель — поглощать отражения звука.
Обычно эти отражения записываются…
Но благодаря акустическому поглощению всё, что остаётся, — прямой звук от инструмента к микрофону… как раз то, что нам нужно.
В теории это так и работает…
Но на практике многие обнаруживают, что поглощение лучше работает вместе с другим типом акустической обработки, известным как диффузия.
Она работает так:
5. Как диффузия улучшает звук
Когда вы поглощаете ВСЕ отражения звука…
То ваша комната начинает звучать “мёртво”.
Есть решение… позволить некоторым отражениям остаться и рассеять их диффузорами.
Обычно необработанные отражения создают проблемы, поскольку они улавливаются в одной точке, усиливая некоторые частоты и нейтрализуя другие.
Так разрушается естественный частотный баланс.
Диффузоры рассеивают отражения так, что ничего нигде не застревает, и естественный звук сохраняется.
При помощи правильной комбинации поглощения и диффузии можно сделать акустику практически любой комнаты… способной записывать на мировом уровне.
Теперь, когда вы понимаете основы акустики… СЛЕДУЮЩИЙ шаг — это применение этих принципов на ваше помещение, добавляя акустическую обработку.
Но прежде чем заняться этим, давайте проясним общее заблуждение большинства новичков…
Звукоизоляция и акустическая обработка
Зачастую музыканты используют эти 2 термина на равных основаниях, принимая ОДИН за ДРУГОЙ…
Когда на самом деле они абсолютно различны.
Звукоизоляция нацелена на минимизацию уровня звука, входящего и выходящего из комнаты, благодаря:
- его блокировки тяжёлым плотным строительным материалом.
- заделыванию всех щелей в окнах/дверях
.
Здесь есть преимущество… можно записываться в любое время, не беспокоясь за возможные конфликты с соседями.
Акустическая обработка, с другой стороны, ТОЛЬКО контролирует отражения звука ВНУТРИ комнаты для лучшей его записи.
И ТО, И ДРУГОЕ ценно и не может быть заменено другим.
Конечно, звукоизоляция может быть частью вашей планировки акустической обработки, но она не является акустической обработкой сама по себе.
Если вы хотите узнать больше о звукоизоляции, почитайте этот пост:
А мы продолжаем…
Оценка пустой комнаты
Слишком часто новички, когда слышат о пользе акустической обработки…
Бегут в магазин, не определив проблему и не оценив её масштаб.
Поэтому… чтобы выяснить, насколько на самом деле плоха акустика вашего помещения, вот, что надо сделать:
Пройдитесь по комнате, похлопайте в ладоши как можно громче из каждой точки комнаты и слушайте эхо.
- В ХУДШЕМ случае вы услышите ужасный звенящий металлический звук, который обычно бывает в небольших квадратных помещениях.
- В ЛУЧШЕМ случае вы услышите приятную реверберацию, которая обычно бывает в больших помещениях с высокими потолками и сложными рассеивающими покрытиями.
Но, скорее всего, звук, который вы услышите, будет где-то посередине. Тогда…
- Если он ближе к первому пункту, то вам потребуется больше поглощения, чтобы комната звучала более сухо.
- Если он ближе ко второму пункту, вам потребуется меньше акустической обработки, хотя практически любое помещение выигрывает от небольшой обработки.
Если вам нужны ориентиры, чтобы услышать разницу между плохой и хорошей акустикой, попробуйте протестировать хлопками несколько различных комнат и обратить внимание на то, какие звучат лучше.
Заем, когда вы начнёте акустически обрабатывать помещение, постоянно хлопайте, чтобы пронаблюдать за процессом изменения звука.
С каждым дополнением гадкий звон будет становиться менее отчётливым, пока наконец не исчезнет.
Далее…
3 элемента акустической обработки
Для того, чтобы ваше помещение зазвучало лучше благодаря акустической обработке, нужно 3 вещи:
- Басовые ловушки для поглощения низких частот
- Акустические панели для поглощения средних и высоких частот
- Диффузоры для рассеивания оставшихся частот
Давайте узнаем больше о каждой…
1. Басовые ловушки
Первый и самый главный элемент акустической обработки, который надо установить в помещение, — это басовые ловушки.
Если вы можете себе позволить только что-то одно, купите их.
Вот почему:
Хотя их обычно считают специализированным устройством для поглощения басовых частот…
Пористые басовые ловушки на самом деле поглощают широкий диапазон частот, а значит, так же хороши и для средних, и для высоких.
Поэтому иногда… хватает только басовых ловушек.
Особенно в небольших домашних студиях звукозаписи, где басовые частоты могут быть проблемой, басовые ловушки ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.
Чтобы узнать, какие я советую и как их правильно установить, загляните в этот пост:
2. Акустические панели
Большинство считает акустические панели основным оружием для борьбы с проблемной акустикой студии…
По правде говоря, они практически неэффективны для поглощения низких частот…
И поэтому их следует использовать как дополнительное устройство… ПОСЛЕ басовых ловушек.
Но вот в чём их преимущество над басовыми ловушками:
Поскольку они тоньше и покрывают большую площадь меньшим количеством материала, они закрывают большую площадь стен за меньшие деньги.
Благодаря этому исчезают любые стоячие волны между противоположными стенами. Этого нельзя добиться с басовыми ловушками, поскольку они располагаются, в основном, по углам комнаты.
Чтобы узнать, какие я советую и как их установить, почитайте этот пост:
3. Диффузоры
Многие считают, что для маленьких помещений…
Как в большинстве домашних студий…
Эффективность диффузии сильно снижена, если не полностью нейтрализована.
Для проектных студий это хорошие новости, потому что им не нужно покупать дорогие диффузоры.
Многие не используют их вовсе. В то же время, кто-то с этим абсолютно не согласен и использует их в больших количествах.
Поэтому делайте, как хотите. Но помните, что сначала надо разобраться с поглощением… а если вы захотите добавить диффузоры, вот 3 хороших варианта:
Далее…
3 варианта “всё-в-одном”
Если вы ещё не поняли… покупать это всё по отдельности — БОЛЬШОЙ геморрой.
Поэтому компании вроде Auralex или Primacoustic предлагают полные “комнатные комплекты” для упрощения процесса и чтобы вам не надо было думать.
Вот 3 комплекта, которые я советую для домашних студий:
1. Primacoustic London 12
Известный как один из лучших брендов в акустической обработке…
Primacoustic предлагает множество отличных решений для домашних студий…
Включая линейку комнатных комплектов London Series.
Я рекомендую London 12, который, как вы видите на картинке, является отличным решением для комнат обычного размера.
Вот что входит в комплект:
- Две широкополосных панели 24″ x 48″ x 2″
- Восемь панелей 12″ x 48″ x 2″
- Двенадцать рассеивающих блоков 12″ x 12″ x 1″
- Различное оборудование для крепления
Смотрите:
- Посмотреть текущую цену — (Amazon)
Также посмотрите вариант поменьше — London 10 — (Amazon), созданный для помещений площадью 9–10 квадратных метров.
Далее…
2. Auralex Roominators Pro Plus Kit
Единственный бренд, более популярный и надёжный, чем Primacoustic…
Это, конечно, Auralex.
А стандартный полный набор, который они предлагают для проектных студий, — это
Auralex Roominators Pro Plus Kit.
В него входят:
- 36 клиновидных панелей Studiofoam 2″
- 12 басовых ловушек LENRD
- 8 диффузоров T’Fusor 3D Sound
- Клейкие выступы для крепления EZ Stick Pro
Зацените:
- Посмотреть текущую цену — (Amazon)
Также проверьте меньший по размеру, более доступный Auralex Alpha-DST — (Amazon), включающий в себя:
- 32 панели DST112 1’x1′
- 32 панели DST114 1’x1′
- 4 басовых ловушки LENRD
- Клейкие выступы для крепления EZ Stick Pro
Наконец, лучший комплект из всех…
3. Auralex SFS-184 SonoFlat System
Для тех, кого не особо парит “традиционный” вид акустического материала…
Auralex предлагает гламурные великолепные альтернативы в линейке Auralex Sonoflat.
Лучший набор из этой линейки, Auraflex SFS-184 System, предлагает ВСЕ ништяки комплектов, которые мы уже рассмотрели.
В этот комплект входят:
- 32 панели SonoFlat 2′ x 2′ x 2″
- 8 аксессуаров для панелей SonoCollars
- 8 панелей SonoColumns 12″ x 6″ x 28″
- 6 диффузоров Q’Fusors
- Крепление Tubetak Pro
Зацените:
- Посмотреть текущие цены — (Amazon)
Также проверьте более дешёвый вариант Auralex SFS-112 SonoFlat System, включающий в себя:
- 24 панели SonoFlat 2′ x 2′ x 2″
- 4 аксессуара для панелей SonoCollars
- 4 панели SonoColumns 12″ x 6″ x 28″
- Крепление Tubetak Pro
Далее…
3 ГЛАВНЫХ вещи в любой комнате
Вот акустическая обработка куплена, доставлена, и вы почти готовы её устанавливать.
Однако сначала нужно определить 3 ключевых зоны каждой комнаты.
Это:
- Трёхсторонние углы, показанные на диаграмме красными точками
- Двусторонние углы, показанные на диаграмме синими линиями
- Стены, показанные, как белая поверхность
Здравый смысл подсказывает, что в любой комнате:
- трёхсторонние углы необходимо закрыть в первую очередь
- затем идут двусторонние углы
- и в конце надо закрыть стены
Вот почему:
Для лучших результатов есть смысл разместить акустическую обработку в зонах наибольшего воздействия, верно?
А в трёхсторонних углах… встречаются 3 стены и любое поглощение, установленное здесь, улавливает звук с трёх направлений, работая с в 3 раза эффективней.
Двусторонние углы идут вторым приоритетом, потому что работают в двух измерениях. И, наконец, стены работают только с одним измерением.
Теперь…
Как всё установить
Типичный процесс установки состоит из четырёх шагов:
Шаг 1:

Поскольку в басовых ловушках — самый широкий диапазон поглощения…
Имеет смысл разместить их в зонах, где они будут иметь наибольшее влияние.
Поэтому первый шаг при установке акустической обработки — прикрепление басовых ловушек к каждому трёхстороннему углу.
Больше узнать о том, что ещё можно сделать, почитайте следующий пост:
Шаг 2:

Теперь, когда самые важные углы закрыты…
Необходимо заполнить оставшиеся акустическими панелями.
Для того, чтобы закрыть двусторонние углы, просто согните их вокруг грани, как показано на картинке…
И не забудьте оставить небольшую щель для наибольшего поглощения низких частот.
Я советую использовать несколько акустических панелей для этой цели, но не используйте все…
Потому что большая часть из них потребуется для следующей задачи…
Шаг 3:
Когда 2 противоположных стены параллельны…
Звуковые волны отражаются туда-сюда в одной точке…
И поэтому некоторые частоты усиливаются, а некоторые отсекаются.
Чтобы избежать этой проблемы, плоско прикрепите акустические панели на стены, и убедитесь, что они равномерно распределены по всей комнате.
Для достижения максимальной эффективности при ограниченном числе панелей, не располагайте их В ОБЕИХ противоположных точках… вместо этого разместите их так, как показано на рисунке.
И наконец…
Шаг 4:
Общепринято, что диффузия… гораздо эффективней в больших комнатах, нежели в маленьких.
Добавьте к этому то, что производимые в коммерческих масштабах диффузоры дорогие, и неудивительно, что большинство домашних студий вообще их не используют. И это норма.
Однако, если вы их используете… то это хорошо. В таком случае их необходимо разместить на потолке или на верхней части стены в комнатах с высоким потолком.
Всё, что на уровне головы или ниже, должно поглощать, чтобы избавиться от изначальных отражений.
Далее…
Принципы пультовой комнаты и комнаты для записи
В профессиональных студиях, где сведение происходит в пультовой комнате, а запись — в комнате для записи… необходимы различные подходы к акустической обработке.
То, что мы сейчас рассматривали, относилось к комнатам для записи, для получения хорошего звука из любого места комнат.
Однако в пультовой комнате, где главная цель — это достижение правильного звука со студийных мониторов в месте сведения…
Существуют особые принципы акустической обработки, о которых я рассказываю в этом посте:
Если в вашей студии (как и в большинстве домашних студий) одна комната служит и для контроля, и для записи…
То компоновка вашей акустической обработки должна сочетать в себе элементы обоих принципов в одном “гибридном” плане.
Далее…
Что делать, если деньги уже потрачены
Закладывая бюджет на домашнюю студию, в идеале нужно отложить БОЛЬШУЮ часть денег (возможно, до половины всей суммы) только на акустическую обработку.
Но… большинство из нас не догадывается об этом, пока не потратит все деньги.
И хотя вы всегда можете отложить на будущее, эту проблему нужно решать сразу.
Обычно люди пробуют такие кустарные методы акустической обработки:
- Покрытие коврами
- Подстаканники
- Поглощение коробками для яиц
Но они НЕ РАБОТАЮТ и могут ухудшить ситуацию, поглощая высокие частоты и игнорируя низкие (в которых, собственно, и проблема).
Вместо этого попробуйте 5 эффективных решений своими руками:
1. Близко держать микрофон
В комнатах с плохой акустикой…
Использование микрофона близко к источнику звука — та техника, которая позволит вам получить приемлемый звук в неидеальных условиях.
Вот как она работает:
Располагая микрофон как можно ближе к инструменту (не убивая звук)…
Вы увеличиваете долю прямого звука от инструмента, уменьшая долю отражённого звука… тем самым минимизируя влияние акустики на запись.
Чтобы развить этот концепт, можно попробовать…
2. Использовать динамический микрофон
Поскольку динамические микрофоны обычно менее чувствительны, чем конденсаторные…
Обычно они улавливают меньше окружающих шумов, что хорошо для комнат с плохой акустикой.
Поэтому в необработанных комнатах следует использовать динамические микрофоны везде, где только возможно… особенно для вокала, где разница зачастую гигантская.
Конечно, у вас не будет таких ярких высоких частот, как при конденсаторном микрофоне, но в целом звук будет гораздо лучше.
Далее…
3. Домашние поглотители
Большинству производителей поролона хотелось бы, чтобы вы думали, что только их материал может сработать…
Но это не так.
Потому что на самом деле любой мягкий пористый материал, вроде подушек, одеял, обивки диванов и даже одежды тоже поглощает.
И поскольку у вас и так этого добра навалом, повесить его в вашу студию не будет стоить вам ни копейки.
Конечно, это не будет выглядеть так профессионально, как “настоящая” акустическая обработка, но это сильно поможет, если вы разместите всё как можно толще для равномерного поглощения всех частот.
Далее…
4. “Матрасная вокальная камера”
Лучшим, чем подушки и одеяла…
Естественным поглотителем звука в вашем доме является матрас.
Поэтому самый популярный кустарный способ записи вокала — закрепить старый матрас на стене за певцом.
Но помните, чтобы эта техника заработала, нужно эффективное широкополосное поглощение. И для этого:
- ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать тяжёлый сплошной матрас, а НЕ лёгкий матрас на пружинах
- Чувствительная сторона микрофона должна смотреть НА матрас для блокировки отражений.
5. Акустические экраны
Если в ваш бюджет профессиональный акустический поролон не вписывается…
Но вы считаете матрасы и одеяла атрибутом бедняков…
Отличным “промежуточным” решением станет использование акустического экрана.
Вместо того, чтобы поглощать рассеянные по всей комнате отражения, акустические экраны поглощают их ещё до того, как они проникают в комнату…
Благодаря полукруглой поглощающей панели, крепящейся на микрофонную стойку и оборачивающейся вокруг микрофона.
И хоть они не так хороши, как настоящая акустическая обработка…
- они работают приемлемо.
- их почти не нужно настраивать.
- они стоят в 10 раз меньше полного комнатного комплекта.
Даже несмотря на то, что они не “настоящая акустическая обработка”…
Сочетая отражательный фильтр с предыдущими 4 техниками, ваши записи будут звучать в тыщу раз лучше, чем в полностью голой комнате.
И это хорошее временное решение, пока вы не можете себе позволить что-то получше. Увидеть, какие я советую, можно в этом посте:
ru.ehomerecordingstudio.com
как обеспечить идеальное качество звучания
Акустика студий различного назначения основывается на основном принципе отсутствия жёстких связей внутренних ограждений помещения с основными конструкциями здания. Именно эти связи являются проводниками внешних шумов внутрь помещения.
Какими бывают студии
Эти помещения предназначены для донесения до слуха человека чётких речевых и музыкальных звуков. Условия акустики зависят от предназначения помещения. Как правило, это студии:
- телевизионные;
- дикторские;
- студии звукозаписи;
- студия в квартире.
Телевизионные студии
Проектирование телестудий имеет свою специфику. Звукоизоляцию ограждений выполняют с помощью облицовки стен и потолка акустическими панелями или рулонными звукопоглощающими материалами.
Внутреннюю поверхность ограждений не закрывают одним и тем же материалом. Каждое звукопоглощающее покрытие рассчитано на глушение определённого диапазона звуковых частот. Пористые изделия (плиты Акмигран) «работают» в области высоких частот, листы ППГЗ (плиты перфорированные, гипсокартонные, звукопоглощающие) справляются со звуками средней частоты. Басовые ловушки гасят звуки низких частот. Чтобы охватить широкий диапазон часто, стены и потолок облицовывают разными материалами.

Устройство акустики ТВ студии
- На стенах и потолке монтируют опорный каркас из деревянного бруса, пропитанного противопожарным средством — антипиреном.
- В зависимости от площади помещения и акустического расчёта, глубина каркаса составляет от 50 до 100 мм.
- На высоте 1 — 1,2 м от пола к каркасу крепят технологические панели толщиной не более 20 мм. Это могут быть асбоцементные плиты либо аналогичный материал. Между панелями и стенами размещают кабельные коммуникации.
- Выше устанавливают перемежающие полосы из листов СШГ (сухая штукатурка гипсовая) и ППГЗ.
- Пространство между облицовкой и стенами заполняют матами из минеральной ваты.
- Также минеральную вату вкладывают в проёмы потолочного каркаса.
- Затем потолочный каркас закрывают плитами Акмигран.
- В студии не должны присутствовать окна или установлены многослойные стеклопакеты с хорошей звукоизоляцией. Акустическая дверь должна быть достаточно толстой, с прокладкой из звукоизолирующего материала.
В каждом случае могут быть выбраны различные виды материалов и способы их монтажа, однако основной принцип звукоизоляции помещения должен быть соблюдён.
Дикторские студии
Такие помещения называют радиостудиями, иногда объединяющиеся в целые радиодома. На стадии проектирования выбирают помещения определённого пропорционального сочетания габаритных размеров комнаты. Высота потолка влияет на ровное распределение собственных частот. Это важно для звуков низкой частоты.
При соотношении габаритных размеров 1 : 1 : 1 (форма помещения в виде куба), спектр собственных частот будет самым неравномерным, вызывающим тембральные искажения (бубнящее звучание голоса диктора). Бытует мнение среди специалистов, что идеальным соотношением габаритных размеров должна быть пропорция: 1,9 : 1,6 : 6,1.

Устройство акустики дикторской студии
Акустическое решение дикторской студии выполняют в двух вариантах: «в дереве» и «в гипсе».
1 вариант
- На стенах и потолке устанавливают деревянный каркас из бруса, сечением 50×50 мм.
- В проёмы обрешётки стен и потолка вкладывают маты из минеральной ваты.
- На высоте 1 м от пола по периметру стен устанавливают технологические панели из ДСП.
- Всю обрешётку с минеральной ватой закрывают полотном из стеклоткани.
- Затем на стенах поверх стеклоткани устанавливают чередующиеся полосы из гладкой фанеры и декоративного покрытия из деревянных реек, сечением 20×20 мм и с шагом 30 мм.
- По каркасу потолка устанавливают в шахматном порядке квадратные листы или перемежающие полосы из гладкой и перфорированной фанеры. Перфорацию выполняют отверстиями ø 10 мм с шагом 20 мм.
- Все деревянные профили, фанеру с тыльной стороны пропитывают огнезащитными составами.
- Поверхность акустической конструкции окрашивают в нужный цвет.
2 вариант
В отличие от предыдущего варианта, вместо гладкой фанеры используют листы сухой гипсовой штукатурки (СГШ). Вместо перфорированных листов фанеры применяют листы ППГЗ. Размещение фрагментов облицовки определяют акустическим расчётом.
В помещениях, площадью менее 12 м² лучше дикторскую студию не устраивать. При таком малом объёме комнаты очень трудно избежать искажений типа «бубнящего голоса» даже при соблюдении всех правил установки акустических конструкций. Специалисты рекомендуют использовать помещения площадью не менее 20 м2.

Студии звукозаписи
На стадии проектирования музыкальных студий не берут на вооружение плоские облицовочные звукопоглощающие конструкции. Акустическое оформление студий звукозаписи зависит от конкретной направленности требований к акустическим качествам помещений.
- Внутренняя акустическая обстановка в студии не должна нарушаться проникновением внешних звуковых волн. Следовательно, нужно построить комнату в комнате, которая не могла бы жёстко соприкасаться с ограждающими конструкциями основного помещения.
- На стенах устанавливают звукоизолирующие плиты ЭхоКор, Соноплат или другие звукоизолирующие панели, которые потом закрывают слоем штукатурки. На основание пола стелют плиты типа Акуфлекс. Затем их покрывают слоем цементно-песчаного раствора, формируя стяжку пола.
- После этого переходят к формированию самого акустического модуля — помещения для исполнителей. Акустическая облицовка во многом зависит от габаритов и формы зала. Основное правило построения модуля — площадь помещения не должна быть менее 20 м2.

При оформлении внутренних поверхностей студии применяют объёмные модульные конструкции в форме пирамид, призм и другой геометрии. Популярные материалы для акустической отделки помещения звукозаписи — Викакустик, Мэписил, диффузор Хеопс, Джиптон, Кнауф Акустика, диффузор Баррель, диффузор Шредера и Экофон.
Способ крепления конструкций значительно влияет на эффективность акустики, а относ покрытия от ограждений — на показатели звукопоглощения. Чем больше зазор, тем выше эффективность звукоизоляции.
Эффективна звукоизоляция панелями из акустического поролона. На стены и потолок наклеивают поролоновые панели с рельефной поверхностью. Акустический поролон, воспринимая звуковые волны, начинает колебаться и поглощать энергию звука. Рельеф внешней поверхности панелей делают выпуклым — в виде пирамид, волн и другой формы.
Также устанавливают угловые поролоновые конструкции — басовые ловушки. Продукцию выпускают различной формы и цветовой гаммы, что делает привлекательным интерьер музыкальной студии.
Студия в квартире
Насыщение рынка доступной электромузыкальной аппаратурой вызывает у многих молодых людей желание заняться творчеством, не покидая своего жилища. Для того чтобы оборудовать домашнюю студию звукозаписи, нужно придерживаться выполнения ряда требований:
- максимальная звукоизоляция комнаты должна не пропускать звуковые волны в соседние квартиры, иначе затея не обретёт реальности;
- создание акустических условий, не вызывающих искажения звучания голоса и электроинструментов;
- обустройство студии не должно быть чрезмерно затратным.

Пример создания акустики в домашней студии звукозаписи
- В оконный проём вставляют 4 — слойный стеклопакет.
- Устанавливают дверное полотно с встроенной звукоизолирующей панелью либо другой конструкции.
- Пол, потолок и стены покрывают листами резины. Для этого можно использовать конвейерную ленту. Резиновая прокладка создаёт эффект «комнаты в комнате». Это напоминает принцип детской игрушки — матрёшки, только вместо воздушной прослойки укладывают виброизоляционный материал.
- По всей поверхности устанавливают деревянную обрешётку из бруса 40×40 мм.
- Проёмы каркаса заполняют матами из минеральной ваты. Маты предварительно оборачивают полиэтиленовой плёнкой, швы проклеивают скотчем.
- Заполненные проёмы вертикального каркаса закрывают звукопоглощающими панелями типа ЭхоКор, Кнауф Акустик или др.
- На потолочную обрешётку устанавливают перфорированные панели Акмигран или конструкции аналогичного класса.
- На пол укладывают звукоизолирующие плиты, предназначенные для звукоизоляции перекрытий. Поверх звукоизоляции устраивают цементно-песчаную стяжку.
В некоторых случаях применяют только звукоизолирующий раствор. Звукоизоляционную штукатурку и стяжку готовят из специальных сухих смесей. В продаже имеется широкий ассортимент таких марок, как Церезит, Соно Плаза, Вермикулит и др. Индекс звукоизоляции — от 20 до 33 дБ.
Вариантов для обустройства акустики звукозаписывающих домашних студий существует множество. Какой из них выбрать — это дело хозяина жилища.
Заключение
Чтобы получить желаемые условия акустики в студии, не стоит заниматься этим самостоятельно. Нужно обратиться в специализированное предприятие. Работники фирмы проведут обследование состояния помещения, предложат проектное решение формирования интерьера студии, материалы для отделки. Само же предприятие выполнит работы по акустической отделке, установят басовые ловушки и акустические экраны. Помимо этого, фирма возьмёт на себя гарантийные обязательства.
shumniy.ru
Звукоизоляция и акустическая обработка студии звукозаписи
Проектная студия звукозаписи (проджект-студия) очень часто строится на основе ограниченного бюджета. Владелец студии стремится правильно вложить свои средства в оборудование и по финансовым соображениям вынужден придавать куда меньшее значение акустической обработке. Однако собственный звук студии — это не только пульт, приборы и колонки: это в первую очередь стены и потолки, и потому акустика помещения, в котором вы собираетесь работать, нуждается в самом пристальном внимании на раннем этапе планирования студии.
Основная проблема, с которой обычно сталкивается владелец студии звукозаписи, заключается в том, что помещение негативно влияет на процесс работы, внося нежелательное окрашивание в звук. Вторая проблема — проникновение звука в соседние помещения (этот вопрос в особенности принципиален для тех, кто собирается записывать барабаны, гитары и другие громкие инструменты, а также сводить музыку на большой громкости: далеко не все соседи будут терпимо относиться к постоянному шуму, проникающему к ним через стены, пол и потолок).
Эти две проблемы решаются с помощью двух совершенно разных процессов: в первом случае применяется акустическая обработка помещения, во втором — звукоизоляция. Акустическая обработка позволяет улучшить акустические свойства помещения с точки зрения слушателя. Это значит, что при наличии качественных мониторов звук в контрольной комнате, подвергнутой акустической обработке, будет более точным, нежели при использовании тех же самых мониторов в необработанном помещении. Звукоизоляция, с другой стороны, занимается исключительно вопросами снижения просачивания звука из студии во внешний мир (и наоборот). Мы начнем именно с этой темы, так как в большинстве случаев эту задачу требуется решить прежде всего.
Звукоизоляция
Среди непрофессионалов существует мнение, что проблему звукоизоляции можно решить с помощью обычной картонной тары из-под яиц. На самом деле такая тара может применяться для снижения уровня отражений от жестких поверхностей, но на звукоизоляцию она не влияет никоим образом. То же самое относится и к легким подвесным потолкам, акустической пене и материалу «роквул»: все эти вещи предназначены для акустической обработки, а не для звукоизоляции.
Наиболее эффективны для звукоизоляции толстые, массивные стены — чем толще, тем лучше. Как правило, если увеличить толщину стены в два раза, то ровно во столько же раз меньше звука будет проникать из студии наружу (равно как и из соседних помещений — в студию). Тут есть одна оговорка: массивная стена прежде всего заглушит средние и высокие частоты. С басами могут по-прежнему иметься проблемы.
Существуют таблицы, в которых указаны индексы понижения уровня звука для различных материалов (SRI). Например, кирпичная стена имеет значение SRI, равное 45 дБ (усредненное для всех частот), а обычная панельная дверь — всего 10 дБ. Однако не следует думать, что если установить две кирпичные стены параллельно друг другу, то общий индекс SRI такой конструкции станет равным 90 дБ: воздух между стенами тоже передает звук, поэтому данное решение годится только в том случае, когда между двумя стенами оставлен значительный запас.
В профессиональных студиях звукозаписи применяется покрытие стен минимум тремя слоями гипсокартона с каждой стороны. Это позволяет получить достаточную для звукоизоляции массу, хотя бетон или кирпич все равно лучше справятся с данной задачей.
Помимо стен, в студии есть также двери и окна — и они-то и являются наиболее уязвимыми местами с точки зрения звукоизоляции. Бетон или кирпич в данном случае не подходит по очевидным причинам, поэтому все, что здесь можно сделать — использовать двойные стекла на окнах (причем чем массивнее стекло и чем больше зазор между стеклами, тем лучше будет эффект). Стеклопакет должен быть абсолютно герметичным, иначе звук будет все равно просачиваться наружу. Некоторые владельцы студий закладывают ненужные окна мешками с песком или даже кирпичами: это лишает их естественного освещения, однако звукоизоляция в данном случае максимальна.
Если окнами можно пожертвовать в целях звукоизоляции, то с дверями дело обстоит сложнее. Вне зависимости от того, насколько они массивны, сквозь них всегда проходит больше звука, чем сквозь соседние с ними стены. Самое эффективное решение — установить две двери и оставить между ними максимально большое расстояние.
Теперь что касается пола и потолка. Понятно, что люди, работающие, живущие или отдыхающие на этаже, расположенном под студией, обычно предъявляют много претензий по поводу шума, доносящегося сверху. Именно поэтому студии звукозаписи часто стремятся устроить на нижнем этаже здания или в подвале: в этом случае проблема как минимум с одной стороны уже решена. В противном случае владельцу студии приходится идти на весьма трудоемкие ухищрения, вплоть до строительства «плавающей комнаты».
Вообще звукоизоляция — очень специфическая тема, и в рамках журнальной статьи сколько-нибудь подробно изложить ее не представляется возможным. Мы просто попытались здесь дать нашим читателям общее представление об уровне проблем и вариантах их решений. Существует специальная литература и, разумеется, квалифицированные специалисты в данной области, к которым мы и адресуем тех, кто всерьез задумался о звукоизоляции своей студии.
Акустическая обработка

В предыдущих номерах нашего журнала мы говорили об основных принципах инсталляции студийных мониторов и о параметрах, влияющих на звучание помещения. Не будем повторять здесь заново все то, что касается выбора и установки акустических систем, и перейдем сразу к вопросу акустической обработки комнаты как таковой.
Здесь могут иметься две проблемы. Одна из них связана с высокими частотами, вторая — с низкими. Первую проблему легко диагностировать, причем для этого не требуется никакого оборудования. Сядьте в том месте комнаты, где вы собираетесь заниматься сведением, и хлопните в ладоши — а потом слушайте, что происходит после вашего хлопка. В идеале после хлопка не должно быть ничего. Но в большинстве случаев вы услышите несколько отзвуков, «догоняющих» ваш хлопок.
Эти отзвуки — результат отражения звука от жестких поверхностей. Решение очевидно — обложить жесткие стены мягким материалом. Для начала будет достаточно подвесить одеяло на расстоянии 3…5 см перед одной из стен и опять хлопнуть в ладоши. Если отзвуков стало меньше — значит, вы нашли самую проблемную стену. Весьма вероятно, что для борьбы с отражениями вам будет достаточно заглушить только эту стену, а не всю комнату целиком. В качестве постоянного заглушающего покрытия подойдут любые мягкие материалы, от одеял и тяжелых портьер до специальных акустических панелей или потолочных плит Rockwool. После того, как проблема с высокими частотами будет решена, ваши мониторы станут звучать гораздо более точно, что, разумеется, весьма положительно скажется на результатах вашей работы.
Излишек низких частот — более сложная проблема. Во-первых, ее достаточно трудно идентифицировать без специальной аппаратуры для тестирования, поэтому человек, работающий в такой аппаратной, неизбежно будет судить об уровне баса чисто субьективно. В одной из предыдущих статей мы подробно говорили о том, к каким проблемам это может привести, но тут не грех повториться: работая в неадекватном с точки зрения уровня НЧ акустическом окружении, вы неизбежно будете совершать серьезные ошибки по части частотной коррекции. В домашней или небольшой проектной студии эту проблему почти полностью можно решить, отказавшись от больших студийных мониторов и сводя музыку только на двухполосных мониторах ближнего поля: в этом случае, сидя за пультом, звукоинженер слышит в основном прямой сигнал, тем самым эффект помещения становится меньше заметен. Но чем больше аппаратная (и тем самым чем больше расстояние между пультом и мониторами), тем сильнее проявляются аномалии помещения.
Начнем с того, как определить проблему. Самое простое — сидя за пультом, слушать через студийные мониторы гамму, сыгранную на бас-гитаре (заранее запишите такой фрагмент с применением достаточного количества компрессии). Каждая нота должна звучать примерно с одинаковым уровнем громкости; если же на одних нотах вы слышите провалы, а на других — пики уровня, то это значит, что именно на этих частотах в данном помещении имеются проблемы. Здесь не помешает повторить, что мониторы должны быть инсталлированы по всем правилам, иначе этот тест не даст адекватных результатов. Вы также можете перемещаться по комнате во время прослушивания. Пики и провалы уровня указывают вам, на то, что в помещении возникает стоячая волна. В любой комнате с параллельными стенами, полом и потолком стоячая волна будет присутствовать неизбежно. Основная частота стоячей волны вычисляется по формуле f1=v/2L, где v — скорость звука в воздухе (около 345 м/с при нормальных условиях), а L — расстояние между стенами. Например, если параллельные стены находятся на расстоянии 4 метров друг от друга, то стоячая волна будет иметься на частоте 43,12 Гц и ее производных — 86,25 Гц, 129,37 Гц и т.д.
Первое, что можно сделать, чтобы решить проблему с басом — сделать стены и/или пол и потолок непараллельными друг другу (что возможно, как правило, только на этапе строительства студии). Второе — можно построить в аппаратной так называемые «басовые ловушки». Это менее радикальное и менее трудоемкое, однако нередко очень эффективное решение заключается в том, чтобы поместить звукопоглощающие материалы в стратегических местах аппаратной (например, в углах) и тем самым снизить эффект суммирования частот. В случае с басом обычные звукопоглощающие плиты не помогут — они хороши только для высоких частот.
Принцип работы басовой ловушки основан на трансформации звуковой энергии в движение и далее в тепло. На рисунке 1 показана схема такой конструкции. Звуковые волны проникают внутрь ловушки через отверстия перфорированной плиты. Звуковая энергия передается на картонные перегородки, находящиеся внутри ловушки. Происходящая при этом потеря низкочастотной энергии вызывает снижение уровня баса в контрольной комнате. Построить такое сооружение вряд ли составит какую-либо проблему; спереди его можно задрапировать тканью.
Басовые ловушки работают не с одной частотой, а с полосой, поэтому невозможно сказать, сколько таких ловушек потребуется в среднестатистическом помещении. То же самое относится и к конкретным точкам их размещения. Потребуется идти эмпирическим путем, т.е. установить ловушку в одном месте, послушать, как изменилась акустика, переместить ловушку в другое место и/или добавить вторую, если это необходимо. Будьте готовы к тому, что одной ловушкой вам не обойтись. Однако и к полному заглушению комнаты не следует стремиться. Все, что требуется — получить адекватное звучание фонограммы, которое позволит вам избежать ошибок при работе в вашей студии.
Различные производители (например, Auralex) выпускают готовые наборы акустических панелей и НЧ ловушек, а также комплекты для изолирования ограниченных объемов пространства в проджект-студиях, TV- и радиостудиях. На их основе выполняется отделка вокальных и дикторских «будок», звукоизоляция ударных и других инструментов, акустическая обработка учебных аудиторий и т.д.
Материал подготовил Артем Михайлов
lightsoundnews.ru
Практические советы по акустической обработке помещений
Женская логика звука
Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).
Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.
Главные составляющие
Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.
Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.
Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.
И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.
Ремонт, ремонт и еще раз ремонт
Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м2. Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.
1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м2). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).
2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.
3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.
4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.
Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.
5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.
6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.
7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.
8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.
9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.
Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.
| Позиция, материал | Цена | Работы | Сумма |
|---|---|---|---|
| Основные работы, $ | |||
| Электропроводка | 150 | 200 | 350 |
| Стяжка | 100 | 100 | 200 |
| Подиум | 50 | 50 | 100 |
| Потолок | 400 | 100 | 500 |
| Пескостекло, резина | 50 | 0 | 50 |
| Лаги | 50 | 50 | 100 |
| Пол | 400 | 100 | 500 |
| Выравнивание стен | 300 | 200 | 500 |
| Панели для стен | 200 | 50 | 250 |
| Дверь | 200 | 50 | 250 |
| Стеклопакеты | 500 | 100 | 600 |
| Изовер | 100 | 0 | 100 |
| Финишная отделка, $ | |||
| Покраска | 200 | 50 | 250 |
| Ковролин | 200 | 0 | 200 |
| Шторы | 200 | 50 | 250 |
| Итого | 3100 | 1100 | 4200 |
На заметку ленивым
Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и обилием мебели.
- Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее однородной.
- Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
- При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
- Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
- Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
- Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
- Располагайте акустику на мраморных плитах.
- Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.
Дешевые приемы
Иногда и косметический ремонт невозможен — но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».
- Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
- Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
- Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
- Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.
Лучшее средство, чтобы сойти с ума
Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни — и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.
- Всегда регулируйте микроклимат помещения. Типичная влажность комнаты в 30% плохо сказывается на скорости звука, оптимальные результаты можно получить, доведя ее до 60%. Установите автономный увлажнитель. Оптимальная температура в зале не должна превышать 20°С. Используйте кондиционер с регулировкой микроклимата и приточной системой — тогда вам не придется проветривать зал. Обычное дело? Читайте дальше.
- Оптимальная высота потолка — 4 метра, при возможности ее достижения оформите потолок по описанному принципу, а затем скройте один метр под несколькими слоями натяжного потолка, расположенными в 25 см друг от друга. Воздушная подушка уничтожит все потолочные резонансы.
- Все стены комнаты обработайте ловушками Tube Traps, создав фальш-покрытие из них. Это даст возможность применения сабвуферов с 40 см динамиками и более.
- Пол сделайте по принципу «сэндвича» из битого стекла, только число слоев доведите до трех.
- Сабвуферы можно оформить в виде нагруженных на рупоры динамиков, а рупоры вывести на всю протяженность зала железобетонным коробом. Это даст возможность воспроизводить ноты от 10 Гц и заставит большинство зрителей испытывать приступы паники в особо страшных сценах.
- Стойки для акустики сделайте из литых железобетонных параллелепипедов, приваренных к полу. Стойки для техники сделайте по такому же принципу.
- Площадь зала доведите до 80 м2.
Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.
Что в итоге?
Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.
А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.
www.ixbt.com
Установка рабочего места и акустическое оформление студии
Речь пойдет об установки рабочего места, микрофонной стойки и собственно уже о практике акустической отделки помещения студии звукозаписи. Ну а начнем мы сначала с установки рабочего места и микрофонной стойки. От их расположения зависит многое. В первую очередь — это достоверность звучания колонок, во вторых — это наличие стоячих волн и в третьих — это уровень шумов, проникающих от различных источников в сам микрофон.
5 советов по установке рабочего места в студии
Я решил, что сейчас правильнее будет, прежде всего, дать вам ряд советов по установке рабочего места и микрофонной стойки в студии звукозаписи. Вот то, что вам нужно запомнить:
- старайтесь располагать микрофонную стойку, как можно дальше от рабочего места. Это способствует уменьшению количества шумов, которые поступают в микрофон от системного блока компьютера или от другого оборудования.
- располагайте микрофонную стойку и рабочее место, как можно дальше от окон и дверей. Основная часть внешних шумов проникает в комнату именно через окна и двери.
- избегайте установки рабочего стола в углу комнаты, так как в таком случае звук, идущий из колонок, не будет достоверным. Особенно если одна из колонок расположена в углу, а другая нет. Таким образом, звучание двух одинаковых колонок будет разным.
- устанавливаете рабочий стол на некотором удалении от стен. Предпочтительнее не меньше чем на 30-40 см. Если установить колонки вплотную или слишком близко к стене, то звучание тоже будет недостоверным. Причем я хочу заметить, что расстояние в 30-40 см имеет отношение к громкоговорителям, фазоинвертор которых, находится спереди. Фазоинвертор — это специальное отверстие для снижения искажений и увеличения отдачи низких частот. Если же фазоинвертор у колонок находится сзади, то придется устанавливать рабочее место так, чтобы расстояние от задней стенки колонок до стены было 1 метр и возможно даже больше.
- предусмотрите расположение всех соединительных кабелей заранее. Имейте в виду, что проводов в итоге может оказаться больше чем предполагается. Поэтому следует подумать, где будут лежать, и как будут протягиваться все необходимые соединительные кабеля.
Установка рабочего места
Сейчас я вам предлагаю рассмотреть пример грамотного акустического оформления комнаты, а также расположения в ней рабочего места и микрофонной стойки на простейшей схеме. На нижнем рисунке вы увидите план помещения.

Прежде всего, я хочу сказать, что схема нарисована очень условно и как сразу заметно тут не соблюдено точных пропорций. Однако это не важно. Итак, давайте посмотрим, что на этой схеме. Во первых — это рабочий стол (1), на котором установлены колонки (3). Далее у нас идет условная голова слушателя (2).

И вот сразу обратите внимание, что расстояние от каждого уха до монитора и расстояние между двумя мониторами 1,5m. То есть здесь образуется равносторонний треугольник. Впрочем, 1,5 м, как показывает практика в большинстве случаев это оптимальное значение. Тем не менее, оно может варьироваться. Может быть чуть меньше или чуть больше. Но желательно от такого значения сильно не отклоняться. Также здесь розовым прямоугольником обозначен системный блок (4).
Установка микрофонной стойки
Далее идет окно (5), которое должно быть завешано. Также есть входная дверь (6), которая должна быть отделана специальными акустическими материалами. Чуть ниже стоит микрофонная стойка (7). Почему она стоит так? Потому что если бы я ее поставил бы слева, то она была бы ближе к системному блоку. Поэтому я специально поставил ее подальше от системного блока. В тоже время я не поставил ее в самый угол и сам микрофон отвернут от рабочего места. То есть он повернут задней стороной и таким образом меньше улавливает шумы от системного блока и вообще от любой аппаратуры, которая находится на рабочем месте.

Также обратите внимание на расстояние в 1,5 м от головы слушателя до левой, правой и задней стены. Это минимальное расстояние от головы слушателя до стен. Чем это расстояние больше, тем лучше. Теперь остаются у нас, как я говорил 30-40 см до стены от каждой колонки. Это фактически минимальное значение. Если у вас установлены громкоговорители, фазоинвертор которых находится сзади, то значение это будет больше.

Акустическая отделка стен
И самое главное серыми прямоугольниками (8) условно указаны акустические плиты. Прежде всего, за каждой колонкой должна стоять такая плита (8). Такими плитами можно заглушить всю стену, что очень хорошо или же за каждой колонкой установить отдельные плиты. Площадь плиты должна быть в 3 раза больше площади стенки колонки.
Теперь давайте посмотрим на плиты (9, 10) с противоположной стороны студии звукозаписи. Их может быть как две, так и одна, то есть, заглушена вся стена. Для чего они нужны? Все просто! Звуковые волны, летящие от левого громкоговорителя, ловит панель расположенная справа (9). Соответственно от громкоговорителя, расположенного справа ловит сигнал панель слева (9). То есть все отражения от задней стенки гасятся этими двумя плитами (9). Однако лучше сразу заглушить всю заднюю стену. Но если это невозможно, тогда стоит вешать отдельные плиты.

Обратите внимание, что внизу у меня заглушены углы дополнительным материалом. Лучше от прямых углов избавляться. Также по бокам установлены дополнительные плиты (10). Когда сигнал (обозначен штрихпунктирной линией) исходит из колонок, то он будет частично отражаться от плиты (9) и соответственно плитой (10) будет дополнительно глушиться.
Акустическая отделка пола и потолка
После того, как мы оформили рабочее место и все стены, нам останется уделить внимание полу и потолку. Здесь конечно проще. На пол лучше всего положить кавролин. Даже если у вас уже есть на полу ковер, палас или даже простые ковровые дорожки, покрывающую большую часть пола, то ничего в принципе с полом делать и ненужно.
С потолком дело обстоит несколько сложнее. Натянуть на потолок тот же кавролин ну прямо скажем не очень просто. Поэтому лучшим вариантом в акустическом оформлении будет натяжной потолок. Если речь идет о специальном натяжном потолке для студии звукозаписи, то качество акустических характеристик студии будет наилучшим. Но, к сожалению, такое удовольствие не из дешевых. Еще одним неплохим вариантом для потолка может стать обычный поролон. Весь потолок оклеивать им совершенно необязательно. Просто можно расположить плиты в шахматном порядке, оставляя между ними свободное пространство.
И практически бесплатный, но очень трудоемкий вариант — это яичные лотки. Приклеивать их к потолку занятие очень долгое и крайне утомительное. На одну комнату может уйти гораздо больше лотков, чем, кажется. Но зато яичные лотки хороши тем, что их можно раздобыть бесплатно. Для некоторых это будет существенным плюсом. Если уже совсем все плохо, то на худой конец потолок можно и не оформлять. Главное чтобы стены и пол были правильно оформлены.
Вот и все! С установкой рабочего места и акустической отделки стен, пола и потолка в студии звукозаписи закончено. Теперь благодаря моим советам вы сможете правильно установить рабочее место в помещении. Также у вас не возникнет трудностей в поиске наилучшего места для микрофонной стойки и правильной установки акустических плит для всех стен. В общем, изучайте и внедряйте!
Сказать спасибо кнопками ниже:
Еще советы по оформлению студии звукозаписи:
muzrock.com
Акустика студий звукозаписи – Acoustic Group
Несмотря на то, что студии могут быть очень большими помещениями, подавляющее большинство студий, которые строятся в настоящее время имеют суммарную площадь помещения тон-зала и контрольной комнаты менее 200 м2. Времена мега-студий прошли, современная звукозаписывающая техника, позволяющая выполнять записи наивысшего качества, теперь умещается в двух чемоданах. При этом физические принципы распространения звука в помещениях, к сожалению, остались неизменными.

Для того чтобы на студии производится действительно качественный и натуральный продукт, помещения тон-зала и контрольной комнаты должны иметь необходимое, отличающееся друг от друга акустическое оформление.
Прежде всего – несмотря на сколь угодно малые размеры, в данных помещениях не должно быть проблем с записью и воспроизведением низких частот. В случае с тон-залом проблемы на низких частотах просто не дадут корректно записать инструменты с “играющим низом”: ударные или бас. В контрольной комнате неконтролируемый бас приведет к тому, что фонограмма выпущенная студией будет совершенно неестественно звучать во всех других местах. Именно поэтому при строительстве студий столько внимания уделяется выбору формы и пропорций помещений, а после выполнения звукоизоляционных мероприятий достаточно большое количество времени уделяется коррекции звукового поля на низких частотах.
Для контрольной комнаты, в зависимости от ее назначения (запись стерео или многоканального звука), также существуют свои требования по размещению звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов. Важно помнить, что если такая комната имеет свое, выраженное звучание, в других помещениях сведенная здесь фонограмма может зазвучать как угодно. Поэтому, один из самых распространенных методов устройства контрольных комнат – это создание нейтральной акустической среды в помещении. Низкое время реверберации здесь сочетается с требованием его неизменности (ровной характеристики) во всем частотном диапазоне.
При проектировании помещений студий звукозаписи следует придерживаться следующих принципов:
- Форма и пропорции помещений тон-зала и контрольной комнаты должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах. Наилучшая пропорция размеров помещения – “золотое сечение” – 1:0,62:0,38. Наихудший вариант – помещение кубической пропорции – 1:1:1.
- Для каждого помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
- Время реверберации в помещениях должно находиться в диапазоне, рекомендуемом для студийных помещений соответствующего объема. Для контрольных комнат небольшой площади, как правило, время реверберации не превышает Трев = 0,3 с.
- Интерьер тон-зала и контрольной комнаты должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей. Допускается размещение рассеивающих или отражающих поверхностей на фронтальной стене контрольной комнаты при записи звука в формате “стерео”.
- В зале должны быть исключены акустические дефекты типа “порхающего” эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей.
- В отделке интерьера студийных помещений должны применяться пожаробезопасные, экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.
При строительстве студий звукозаписи в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone и Rigitone Air. Для устройства домашних студий звукозаписи применяются плиты FLEXAKUSTIK и акустически прозрачная ткань CARA.
В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.
www.acoustic.ru
Акустическая отделка помещений под студию звукозаписи | Акустика студии | Звуковая студия дома
Продолжение. «Начало статей
В этой статье мы рассмотрим всевозможные подручные и недорогие средства для решений акустической отделки помещения под студию звукозаписи.
Стены
Вспоминаю свою комнату, с голыми бетонными стенами, в которой однажды, задался подобным вопросом, а потом поехал на продуктовый рынок в отдел, где продавали лотки с куриными яйцами. Они мне были не нужны, а вот картонные ячейки, в которых они хранились и были моей целью. Подсчитав по площади количество ячеек, взял необходимое, и принялись мы с другом разводить обойный клей и клеить ячейки.
Если кто решит делать так же, скажу, что обойным клеем ячейки клеить плохо, т.к. они сразу после приклеивания постоянно норовят отвалиться, так что приходится их чем-нибудь подпирать. (Правда, потом, когда подсохнут, уже не оторвать :), но лучше всё ж их клеить на жидкие гвозди. (Кстати, интересное ощущение от нахождения в комнате с поклеенными на стенах ячейками… как-то благоприятно влияет такая «объёмная» поверхность стен на мозги)).
Уже на этапе поклеенных ячеек хлопок в ладоши звучал убедительно – 1 раз, глухо.
Кто-то, возможно, спросит: как могут картонные ячейки поглотить звук? Никак. Они его не поглощают, т.к. поглощать им его нечем. А вот рассеивать они его могут хорошо, т.е. отражать не в одну сторону, а в разные. Это не идеальный вариант, но таким образом, уже можно избавиться от многих частот резонанса в звуковом спектре. От многих, но не от всех. Некоторые низкие частоты, всё так же будут создавать резонанс.
Значительно улучшить ситуацию в этом случае помогут развешанные прямо поверх ячеек портьерные шторы. Они шьются из специальной плотной, толстой и тяжёлой ткани. Звук, частично проникая в ткань, попадает в акустическую прослойку, где, благодаря форме ячеек рассеивается изнутри и, отражаясь, опять поглощается тканью. Это улучшенный вариант предыдущего.
Конечно, если на стенах развешены ковры, то это очень хороший естественный поглотитель звука. Вообще, любые предметы: мягкие, сложной геометрической формы являются естественным препятствием для прямого отражения звуковых (акустических) волн.
Окна
Очень хорошо, если в комнате (помещении) вместо обычных окон установлены пластиковые окна. Это идеальный поглотитель внешних звуков, проникающих с улицы. И на громких низких частотах дребезжать не будут, как обычные стёкла в рамах. Само же окно лучше занавешивать глухими, портьерными шторами, по типу описанных выше. Они не дадут отражаться звуку от гладкой, твёрдой поверхности стекла.
Пол
Для покрытия пола естественный, логичный вариант – это обычный ковролин. Ковролин это относительно недорогое и достаточно удовлетворительное по акустическим (точнее антиакустическим) свойствам половое покрытие. Вообще ковролин, в данном случае идеально подойдёт и для стен, как универсальное звукопоглотительное покрытие.
Если поверхность двери в помещении твёрдая и гладкая, то найдите кусочек ковролина и для неё и оббейте.
Это всё, что касалось общей акустической отделки помещения под студию звукозаписи. В будущей студии, возможно, будут находиться гитарные комбо-усилители (комбики), которые обычно находятся на полу. Звук, естественно будет распространяться, в основном на том же уровне (снизу), поэтому, желательно бы позаботиться о том, чтобы он не, слишком, активно там распространялся и соорудить, что-то типа мата, чтобы расположить его по периметру или напротив и ссади в виде акустических щитов.
Когда-то я воспользовался примитивной идеей поглощающего звук мата, вскоре, после наклеивания ячеек, зашёл в строительный магазин, чтобы купить рулон изовера – специального тепло – и звукоизолятора, состоящего из стекловаты. В том же магазине купил большой, длинный полиэтиленовый мешок, как раз по размеру раскатанного рулона изовера, куда и вложили мы весь этот изовер, а концы пакета запаяли. В результате низ периметра комнаты был отделан таким импровизированным звукопоглотительным матом.
Такое мероприятие больше направлено на качественную работу микрофонов при снятии звука с комбиков, чем на то, чтобы уберечь соседей, хотя немного и на это тоже…
Но конечно, от живой барабанной установки не спасёт (хотя, у меня там стояла и акустическая барабанная установка… в жилой-то 12-ти этажной свечке, почти посерёдке – на 5-м этаже… рады были все, особенно бабушки :). Для живой барабанной установки, если вы собираетесь создавать музыкальную студию в жилом доме, нужны специальные меры. Например, выстраивание специального каркаса со стенами – такого большого ящика, в который бы могла уместиться вся барабанная установка вместе с барабанщиком, плюс чуток воздуха, чтобы он там не задохнулся и несколько микрофонных стоек (предполагаем, что каркас будет крытым со всех сторон).
Всю внутреннюю поверхность этой мини-комнаты следует оббить ватными матрасами. Пол можно выстелить деревянными досками, а на него бросить резиновый лист. Видимо, следует предусмотреть и дверь, чтобы через неё без труда могли пройти самые большие части барабанной установки. И не забыть так же о том, насколько удобно будут сообщаться микрофоны со звукозаписывающей частью студии. Таким образом, получившийся «домик» можно поместить под потолок на четырёх основаниях соответствующей длины и прочности, под которые, так же следует уложить кусочки из толстой резины.
Для справки: существуют подобное разборное профессиональные решение с уровнем подавления шума -60 дБ. (очень дорогое).
Но это «тяжёлый» барабанный вариант. Если ваши притязания к живому акустическому звуку барабанов не так велики, то достаточно соорудить небольшой деревянный постамент, оббить его ковролином и расположить на нём барабанную MIDI установку (и не мучить барабанщика).
Желательно бы построить небольшую фанерную ширму, например из четырёх створок (естественно оббитую звукопоглотительным материалом, например ковролином) которую можно было бы легко передвигать и легко преобразовывать в необходимую форму, например в форму кабинки, где бы вокалист записывал голос, и посторонние шумы для него были бы минимальны.
Так же и для хранения, кабинку было бы легко преобразовать в сложенный вид и помещать куда-нибудь на хранение в виде плоскости: удобно, дёшево и практично. А если предусмотреть на её створках дополнительные крепления для подвешивания более «тяжёлых» звукопоглотителей (каких-нибудь матрасов, матов…), то можно иногда использовать её и в качестве акустического щита…
Продолжение следует….
.
www.auditionrich.com