Правила установки электросчетчика в многоквартирном доме – | 10

Общедомовой счетчик электроэнергии: закон и распределение

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

В 2016 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.

В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.

Видео про общедомового счетчика электроэнергии

amperof.ru

Порядок замены электросчетчика в квартире по закону

При необходимости произвести замену электрического счетчика в многоэтажном жилом доме, возникают проблема: кто будет платить за новый прибор учета и за чей счет будут выполнены работы.

В связи с тем, что старые электрические счетчики имеют низкую точность и явное несоответствие современному уровню потребления, абоненты принимают решение заменить их на новые, которые производят точный учет потребляемой энергии и выдерживают возросшие нагрузки.

В настоящее время, потребители приобретают бытовые приборы, которые отличаются повышенной энергоемкостью. Такие приборы обычно потребляют до двух киловатт электроэнергии.

К ним можно отнести не только электрические плиты, но и кондиционеры, печи СВЧ, а также другое оборудование, которое в состоянии потребить до 10 ампер в час, что в сумме может составлять больше 20 ампер.

А старые счетчики таких нагрузок не выдерживают, что может привести к возгоранию. Современные же электросчетчики могут выдерживать возросшие нагрузки от 40 до 60 ампер.

Промышленность уже не производит старые модели счетчиков. После их демонтажа, они не подлежат восстановлению или ремонту, и обязаны быть заменены на новые современные. При этом замена счетчиков в квартирах или других помещениях потребителя производится за счет самого потребителя.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок замены электросчетчика в приватизированной квартире

Действующее законодательство подробно регламентирует правила технического обслуживания и замены электрических счетчиков:

  • В ГК РФ — это статьи 210 и 543;
  • Положениями ЖК РФ;
  • Отдельными федеральными законами № 102 от 26 июля 2008 года и № 261 от 23 ноября 2009 года;
  • Нормативными актами государственного стандарта Российской Федерации;
  • Постановлениями правительства Российской Федерации за №№ 491 и 530

Кто проводит работы по замене счетчиков и за чей счет производится их замена? Необходимо ли менять электрический счетчик за счет потребителя услуг?

Ответы на эти вопросы зависят от того, где установлен счетчик и кому принадлежит жилое помещение на праве собственности. Так, если речь идет о приватизированной квартире, то ответственность за его обслуживание, сохранность, целостность корпуса и установленных пломб несет владелец жилой недвижимости.

Поэтому в случае выхода электросчетчика из строя, замене устаревшего прибора учета или такого, который не подходит по нормативам энергопотребления, обязанность оплатить стоимость нового счетчика, а также работы по демонтажу старого и установке нового, ложатся полностью на владельца приватизированного жилого помещения.

В том случае, если прибор учета электрической энергии установлен в подъезде многоквартирного жилого дома на лестничной площадке, он относится к общедомовой собственности, и поэтому все расходы, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 491, возлагаются на управляющую компанию, в ведомственном подчинении которой находится конкретный жилой дом.

Однако следует иметь в виду, что в случае личной заинтересованности собственника жилья, расходы по замене старого прибора учета на новый счетчик, может оплатить владелец квартиры.

Кроме того, оплата возлагается на собственника квартиры и в том случае, когда об этом прямо указано в договоре между управляющей компанией и владельцем жилья. Если такой оговорки нет, то все расходы несет управляющая компания.

Какие правила следует знать, и в течение какого времени производится замена приборов учета?

В случае нарушения установленного порядка по замене прибора учета или нарушения целостности пломбы, на потребителя может быть наложен большой штраф, а также произведен перерасчет потребленной электрической энергии, исходя из максимального тарифа за последние три года. Почему три года? Это максимальный срок исковой давности.

Поэтому потребитель, который обнаружил внешнее повреждение счетчика, от которого происходит питание электрической энергией его квартиры, или нарушение целостности пломбы, обязан самостоятельно сообщить об этом в энергоснабжающую компанию.

Энергосбыт, в свою очередь, обязан в течение 10 дней прислать электрика, который произведет замену электрического счетчика или произведет перепломбировку прибора учета.

Следует иметь в виду, что приборы учета, срок годности которых истек, а также устаревшие, подлежат замене.

Что делать, если электрический счетчик сломался?

Во-первых, самостоятельно не предпринимать никаких мер к его починке. Этим должны заниматься только специалисты электросбытовой компании. К тому же, это может привести к нарушению целостности пломбы, а это уже огромные штрафные санкции.

Во-вторых, немедленно сообщить об этом в компанию, которая занимается поставкой электроэнергии.

Затем:

  • Направить в энергосбытовую компанию письменное заявление, желательно через почтовое отделение, с обязательным уведомлением о вручении, с требованием выезда специалиста для устранения поломки. В заявлении должен быть указан адрес вызывающего абонента, а также какие признаки, с точки зрения потребителя, указывают на поломку прибора учета;
  • Уточнить у диспетчера энергоснабжающей компании, когда следует ожидать прибытия специалиста;
  • В обусловленное время дождаться электрика, который обязан провести проверку целостности пломбы и прибора учета и при необходимости произведет замену электросчетчика.

Следует ли предпринимать меры по самостоятельной замене электрического счетчика?

Такая возможность существует только после того, как на такие действия дала разрешение электроснабжающая компания. При этом снятие пломб с прибора учета возможно в присутствии представителя управляющей компании.

Работы можно выполнять самостоятельно или с помощью знакомого электрика, который имеет соответствующие действующие разрешения.

Какой порядок действий по замене прибора учета?

Для того чтобы заменить пришедший в негодность или устаревший прибор учета, следует предпринять такие действия:

  • Написать письменное заявление в энергосбытовую компанию и получить официальное разрешение на проведение таких работ самостоятельно;
  • Согласно установленному порядку, приобрести прибор учета. Лучше купить его в электроснабжающей компании, тогда не возникнет вопрос о его технологическом несоответствии;
  • Получить разрешение на снятие пломб в управляющей компании. Для такого вида работы компания может прислать своего представителя;
  • Работы можно выполнять самостоятельно, если потребитель по профессии электрик, и имеет допуск к работе 3 группы по электробезопасности;
  • После демонтажа, старый счетчик подлежит сдаче в энергоснабжающую организацию для поверки его данных специалистами компании;
  • После установки нового прибора учета, следует убедиться в том, что он работает правильно;
  • Закончив работу, необходимо сообщить об этом в энергоснабжающую компанию, которая обязана прислать электрика для проверки и опломбировки счетчика.

Как узнать о предстоящей замене электросчетчика?

В том случае, если работы по замене прибора учета будут производиться по инициативе энергоснабжающей компании, собственник недвижимого имущества получит об этом уведомление.

В нем также будет указано, что новый прибор учета должен быть приобретен собственником жилья или за его счет. Также он должен оплатить стоимость работ по его установке.

Это происходит в том случае, если срок годности прибора учета истек. В том случае, если инициатива по замене электрического счетчика исходит от собственника жилья, он обязан написать соответствующее заявление в энергоснабжающую компанию.

Как происходит опломбировка счетчика?

После того, как собственник недвижимости самостоятельно произвел установку нового прибора учета, представитель энергоснабжающей компании должен прибыть для установки пломбы на электросчетчик.

Без этого новый прибор учета не будет поставлен на учет и принят в эксплуатацию. Специалист может прибыть только тогда, когда будут оплачены услуги специалиста по опломбировке счетчика.

Какие документы получает собственник жилья после опломбировки счетчика?

После того, как новый прибор учета был установлен и проведена его опломбировка, собственнику жилого помещения предоставляется один экземпляр акта об опломбировании.

Второй экземпляр передается в управляющую компанию для того, чтобы произвести перерасчет стоимости предоставленной электрической энергии.

Паспорт на новый прибор учета следует хранить, так как в нем указана дата заводской поверки прибора учета. Кроме того, в техпаспорте отмечается периодичность проводимых проверок показаний электросчетчика, а также целостность самого прибора и пломбы.

В том случае, если прибор учета установлен на лестничной площадке или собственником жилья является муниципалитет, то замена электросчетчика возлагается на управляющую или энергосбытовую компанию.

В некоторых случаях, прибор учета располагается в квартире владельца. При таких обстоятельствах, заменить электросчетчик будет значительно дороже, а выполняя работы по демонтажу старого прибора учета и установке нового счетчика, следует придерживаться предусмотренных нормативных правил.

Порядок замены электросчетчика в муниципальной квартире

Когда возникает вопрос по замене электросчетчика, начинаются раздоры между потребителем услуг и управляющей компанией. И все из-за того, что никто из них не хочет платить за замену прибора учета.

В том случае, если прибор учета установлен в подъезде или в местах общего пользования, то согласно пункту 7 Постановления Правительства от 13.08.2006 г. № 491, он относится к общему имуществу и, соответственно, потребитель услуг не отвечает за его сохранность и целостность.

В случае кражи электросчетчика, собственник жилья не может нести за это ответственность, так как имущество не принадлежит ему, и он за него не несет никакой ответственности.

Поэтому следует внимательно посмотреть договор между жильцами дома и управляющей компанией. В нем должно быть отражено, какие работы выполняются за счет компании, а какие оплачивает потребитель услуг.

В том случае, если в договоре, касающемся неприватизированной квартиры, не указано, за чей счет производится замена электросчетчика, то управляющая компания оплачивает работы за свой счет.

Она же может организовать проведение общего собрания собственников жилья, на котором попытаться переложить материальные расходы на владельцев недвижимости.

Поэтому вывод такой: в том случае, если электросчетчик установлен вне помещения квартиры, то он является собственностью управляющей или энергосбытовой компании. Поэтому за счет данных компаний и будут производиться работы по техническому обслуживанию, замене и ремонту прибора учета.

При условии, что электросчетчик установлен внутри муниципальной квартиры, которая предоставлена нанимателю в соответствии с договором социального найма, а значит недвижимость не принадлежит потребителю услуг, то все работы по обслуживанию, замене и ремонту прибора учета будут производится за счет муниципалитета.

Какие действия следует предпринять нанимателю неприватизированного или муниципального жилья при необходимости произвести замену электросчетчика?

В таком случае, потребитель услуг должен обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. В документе должны содержаться данные о том, чем вызвана необходимость в замене прибора учета, и как долго его не меняли.

При возникновении других сложных ситуаций, а именно, если квартира принадлежит потребителю на праве собственности, а прибор учета установлен на лестничной площадке, как быть при таких условиях?

Ведь собственник жилья не может нести ответственность за имущество, которое не находится в его жилом помещении. А с другой стороны, электросбытовая компания настаивает на том, что при такой ситуации, все расходы должна нести управляющая компания.

Для того чтобы избежать воровства электросчетчиков с лестничной площадки и при условии, что недвижимость принадлежит потребителю услуг на праве собственности, желательно перенести прибор учета внутрь помещения. Это позволит избежать недоразумений и порчи как самого прибора учета, так и сохранит целостность пломбы электросчетчика.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

o-nedvizhke.ru

Право выбора места установки нового электросчетчика, при замене старого, остается за жильцами

07.04.2015 21:04, Кабардино- Балкарская Республика , RegionFAS.ru:

В последнее время участились случаи, когда энергосбытовые компании, а также сетевые организации, при замене старых счетчиков на новые, выдвигают требование к абонентам установить счетчик на фасаде жилого дома.

Однако имеющейся у антимонопольных органов практикой, а также судебной практикой установлено, что подобные действия коммунальных предприятий правильно квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, результатом чего является либо может явиться ущемление законных прав и интересов жильцов.

В связи с изложенным, Управление ФАС по КБР считает необходимым разъяснить следующее.

Статья 13 Закона об энергосбережении устанавливает требования в организации учета используемых энергетических ресурсов, которые распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.6 п.146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012года №442 (далее – Основных положений), установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не установлено иное.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», действовавшим до 31.08.2012г., а также Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с 01.09.2012г., не установлена.

В соответствии с пунктом 1.5.6 и 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 №242 (далее – ПУЭ), счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих

помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов.

Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Таким образом, положения вышеуказанного пункта прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности сетей, а в иных доступных для обслуживания местах.

Законодательство в области функционирования розничных рынков электрической энергии позволяет, в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии скорректировать с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (пункт 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Таким образом, и Правила №530 и Основные положения содержат в себе нормы, позволяющие устанавливать прибор учета электроэнергии как на границе балансовой принадлежности, так и в иных местах, но при этом сетевая организация вправе производить корректировку расчетов на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Таким образом, положения вышеуказанного пункта прямо предусматривают возможность установления прибора учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности сетей, а в иных доступных для обслуживания местах.

Законодательство в области функционирования розничных рынков электрической энергии позволяет, в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии скорректировать с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (пункт 143 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Таким образом, и Правила №530 и Основные положения содержат в себе нормы, позволяющие устанавливать прибор учета электроэнергии как на границе балансовой принадлежности, так и в иных местах, но при этом сетевая организация вправе производить корректировку расчетов на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

Согласно пункту 148 Основных положений согласование места установки, схемы подключения, а также метрологических характеристик прибора учета с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, если при этом не изменяется место установки прибора учета и если метрологические характеристики устанавливаемого прибора учета не хуже, чем у заменяемого прибора учета.

Таким образом, положения пункта 148 Основных положений непосредственно распространяется на отношения, связанные с заменой прибора учета, при котором согласование места установки прибора учета не требуется.

Требования, установленные пунктом 144 Основных положений относительно установления прибора учета электроэнергии на границе балансовой

принадлежности электрических сетей подлежат применению к впервые устанавливаемым приборам учета электроэнергии.

Таким образом, замена ранее установленного прибора учета не требует согласования места его установки с сетевой или энергосбытовой организацией.

www.regionfas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *