Смеси битумные – Битумная мастика для гидроизоляции фундамента

Содержание

2715000000 (2715 00 000 0) Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)

00090/301017/01-ТЗ-161117

по 15.11.2019

Свидетельство на товарный знак№ 34780

Средства для предохранения автомобильных шасси, грунтовки, грунты, краски, лаки, препараты для оценки качества полировки, шлифования, монтажные и ремонтные пасты для выхлопных систем, клеи и герметики, шпатлевки, средства для защиты кузова от ударов камней, чистящие средства, препараты для мойки, смазки, силиконы, матирующие, шлифовальные, полировальные пасты, средства для ухода за салоном автомобиля, жидкости для защиты внутренних стен покрасочных камер, жидкости и растворители для покрасочных камер, растворители, нитрорастворители, обезжириватели, пластификаторы для лаков и красок, средства для удаления старых красок и лаков, отвердители для лаков, грунтовок, полиэфирных смол, сварочные препараты, препараты для очистки покрасочных пистолетов, средства со свойствами удаления ржавчины, полиэфирные смолы, контурные, монтажные, уплотняющие, защитно-маскировочные ленты, защитные, защитно-маскировочные пленки, защитные покрытия, емкости для смешивания лаков и красок, инструменты шлифовальные, шпатели, одноразовые перчатки, бумага маскировочная, воздухоочистные фильтры, звукопоглощающие маты, оборудование, инструменты, защитная одежда для малярных работ

9403105809 , 9403109809 , 8205591000 , 8205598099 , 3907911000 , 3919101200 , 3919101900 , 3920104000 , 3923301090 , 3923509000 ,

www.tws.by

📌 битумная смесь – это… 🎓 Что такое битумная смесь?


битумная смесь

1) Chemical weapons: bitumen mixture

2) Cement: black base mixture, sealing asphalt

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • битумная система
  • битумная смесь для швов

Смотреть что такое “битумная смесь” в других словарях:

  • дорожная битумная смесь — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN road mix …   Справочник технического переводчика

  • Мастика битумная — Мастика  битумная – смесь разжиженного битума с различными добавками. [ГОСТ 2889 80] Рубрика термина: Мастики Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.47-2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения: 3.2.3 (Б + МП) : Асфальтовое вяжущее вещество сумма массовых долей минеральных частиц мельче 0,071 мм и битумного вяжущего в… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.36 2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения: 3.1 асфальтобетон : Уплотненная асфальтобетонная смесь. Определения термина из разных документов:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Битум — (Asphalt) Определение битума, свойства битума, применение битума Информация об определении битума, свойства битума, применение битума Содержание Содержание 1. Свойства 2. Методы испытания и соответствующие виды классификаций Пенетрация… …   Энциклопедия инвестора

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.38-2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 3. Устройство асфальтобетонных покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона

    — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.38 2011: Автомобильные дороги. Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 3. Устройство асфальтобетонных покрытий из щебеночно мастичного асфальтобетона: 3.1 асфальтобетонный завод : Предприятие… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.34-2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.34 2011: Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 6. Устройство оснований из черного щебня и органоминеральных смесей: 3.1 битумы нефтяные дорожные вязкие : Вяжущие для дорожного строительства …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

    — Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • эмульсия — 3.3.3 эмульсия (emulsion): Трудноразделимая смесь нефтепродукта с водой. Источник: ГОСТ Р 52659 2006: Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб оригинал документа 5. Эмульсия …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОДМ 218.3.007-2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий — Терминология ОДМ 218.3.007 2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий: 6 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. Определения термина из разных документов:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

universal_ru_en.academic.ru

Битумная смесь – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Битумная смесь

Cтраница 4

Однако при применении каучука наблюдается повышение ИП. Повыше-ие его может быть получено также окислением битума. При изучении каучу – so –

битумных смесей это повышение может быть использовано для количествен-еой оценки влияния каучука ( фиг.  [46]

Значения стабильиссти были получены путем 30-минутного погружения образца в воду при 60 С – Во всех случаях смесь содержала 10 5 объемн. На рис. 3.18 показано влияние способа смешения битума с наполнителем ( 10 5 объемн. Тип пылевидного материала значительно влияет на свойства битумной смеси. Если наполнителя дсстаточно много, то смесь имеет явно аномально-вязкие свойства. Таким сбразом, концентрация и тип минерального напслнителя практически всегда влияют на вязко-эластичные свойства битумно-минеральных смесей.  [48]

Если требуется повышенная теплостойкость или огнестойкость, то хлопчатобумажной оплетке предпочитают оплетку ( толщиной 1 14 мм) из асбестовой ровницы или пряжи, сделанной из длинноволокнистого хризолитового асбеста, содержащего по весу не менее 80 % асбеста. Такие оплетки иногда применяются для подземных и воздушных кабелей, так как они долговечны даже при воздействии влаги и атмосферных влияний. Асбестовые оплетки, как правило, пропитываются и покрываются

атмосферостойкими битумными смесями. В случае прокладки кабелей в сухих местах оплетки покрываются огнеупорной краской. Компаунды для пропитки и покрытия асбестовых оплеток высоковольтных кабелей иногда приготовляются с большим содержанием графита, что улучшает электропроводность оплетки, когда она служит статическим экраном.  [49]

Можно легко определить некоторые свойства смесей битума и наполнителя, если известны свойства обоих исходных материалов. Например, плотность можно вычислить по плотности отдельных компонентов, поскольку – масса и объем аддитивны. Теплопроводность смесей наполнителя и битума выше, чем у исходного битума, но зависимость между-теплопроводностью составных частей и

полученной битумной смеси пока не изучена.  [50]

Можно легко определить некоторые свойства смесей битума и наполнителя, если известны свойства обоих исходных материалов. Например, плотность можно вычислить по плотности отдельных компонентов, поскольку масса и объем аддитивны. Теплопроводность смесей наполнителя и битума выше, чем у исходного битума, но зависимость между теплопроводностью составных частей и полученной битумной смеси пока не изучена.  [51]

Каучуки – высокомолекулярные вещества, обладающие высокими эксплуатационными качествами, в частности хорошей эластичностью, водонепроницаемостью, тепло – и морозоустойчивостью, высокой стойкостью к старению. Уже свыше 100 лет каучук используют в битумных композициях для придания им эластичности, а следовательно для повышения эксплуатационной надежности дорожных и кровельных материалов, герметиков и лаковых покрытий. Модификация битумных материалов каучуками заключается в следующем: повышается температура размягчения, уменьшается Зависимость пенетрации от температуры, снижается температура хрупкости, возникает способность к эластическим обратимым деформациям, повышается жесткость и прочность

битумной смеси, значительно улучшаются низкотемпературные характеристики. Для смешивания с битумом применяются чистые ( невудканизованные) каучуки, так как они наиболее эффективно модифицируют физические свойства битумных материалов. Разнообразие видов каучуков, применяющихся для модификации битума и нашедших практическое применение, невелико. Подробно исследовано использование натурального каучука в качестве добавки к битумам в основном дорожных марок. Регенерированный каучук и отходы шин в виде крошки при совмещении с битумом дают грубые смеси, так как мало набухают в компонентах битума.  [52]

Значения стабильнее были получены путем 30-минутного погружения образца в воду при 60 С. Во всех случаях смесь содержала 10 5 объемн. На рис. 3.18 показано влияние способа смешения битума с наполнителем ( 10 5 объемн. Тип пылевидного материала значительно влияет на свойства битумной смеси. Если наполнителя дсстатсчно много, то смесь имеет явно аномально-вязкие свойства. Таким образом, концентрация и тип минерального наполнителя практически всегда влияют на вязко-эластичные свойства битумно-минеральных смесей.  [54]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Битумно-минеральные смеси – Справочник химика 21

    В большинстве случаев практического использования битумы смешивают с минеральными порошками различного типа. При добавлении минерального наполнителя увеличивается плотность получаемой массы, ее консистентность и, как следствие, возрастает прочность при напряжениях сдвига, возникаюш,их при практическом использовании. Кроме того, непрозрачные минеральные частицы предохраняют битум от разрушения под действием солнечного света и влаги. Волокнистые минеральные наполнители способствуют определенному возрастанию упругости и эластичности битумно-минеральной массы. К свойствам порошков, имеющим наибольшее значение и определяющим реологические свойства битумно-минеральной смеси, относятся размер частиц и распределение частиц по размерам, форма [c.147]
    Удельная электропроводимость битумов незначительна и при 50 °С составляет менее 10 олг сж (10 сим м), при 80 °С она повышается до ЗОХ Х10 з ом- см- (0,3 сим м). Удельная электропроводимость возрастает с повышением температуры и с понижением вязкости битумов. Повышение электропроводимости при 20 °С растворов битумов, асфальтенов и мальтенов в бензоле сопровождается возрастанием коэффициента водостойкости битумно-минеральных смесей и адгезии к каменным материалам. [c.79]

    Строго обоснованный метод определения адгезии до стс пор не разработан из-за большой сложности реальных взаимодействий. Поэтому для сопоставления адгезии битумов используют упрошенный метод, заключающийся в выдерживании в кипящей воде битумно-минеральной смеси и визуальной оценке степени покрытия битумом частиц минерала. [c.25]

    Приведенные данные свидетельствуют о возрастании предела прочности битумно-минеральной смеси с увеличением содержания битума до какого-то максимума так же, как это наблюдается и для прочности пленки битума, заключенной между двумя стальными пластинками. Отношение максимальной прочности пленки к максимальному значению предела прочности смеси равно 2,93 для калифорнийского и 2,98 для венесуэльского асфальта. Выразив содержание битума в смеси в вес.%, получим отношение оптимального содержания калифорнийского битума к оптимальному содержанию венесуэльского битума в смесях равным 0,625. Соответствующ,ее отношение для оптимальных толщин пленок равно 0,64. [c.78]

    Хотя имеющиеся данные недостаточны, можно предположить, что существует качественное соответствие между пределом прочности битумно-минеральных смесей и прочностью пленки, определенных описанными выше методами. Этот вывод позволяет заключить, что наиболее перспективным направлением при исследовании дорожных битумных покрытий является изучение факторов, способных снизить концентрацию напряжений в битумных пленках. [c.78]

    Основным показателем в указанных методах служит отслаивание битума с поверхности минерала под влиянием воды. Для расчета скорости продвижения воды принимаем,. что сжатый цилиндрический образец битумно-минеральной смеси содержит определенное количество капилляров со средним радиусом [c.80]

    Для иллюстрации важности фактора времени представим себе, что расслаивающее усилие воды на битумно-минеральную смесь os 0 равно 20 дин/см. При этом высота слоя образца 10 см, средний радиус пор 0,05 см, К=3, вязкость битума т), при 25 °С равна 10″ П. В этих условиях вода вызовет расслоение на глубине 1 см в течение 6,84-10 с, или 2987 дней. Эта величина скорее преувеличена, так как в плотных битумно-минеральных смесях имеются капилляры разных радиусов, достигающих в месте контакта между частицами 10″ см. Величина k также должна быть выше принятой, а битум в тонкой пленке может быть более твердым. Это подтверждается также успешным использованием битумных смесей для облицовки бассейнов, где силы межфазового натяжения в сравнении с силами гидростатического давления незначительны. [c.81]

    Если принять за основу продолжительность действия колеса на испытуемое покрытие, то отношение количества оборотов тележки с колесом, которое вызовет разрушение этого покрытия на высокой скорости, к количеству оборотов на низкой скорости должно быть равно отношению чисел оборотов самого колеса. Практически при более высоком числе оборотов колеса (т. е. при более высокой скорости) продолжительность жизни дорожного покрытия оказывается несколько выше, чем этого можно ожидать. При небольшой скорости вращения продолжительность контакта колеса и дороги в каждом цикле достаточна, чтобы вызвать не только эластические, но и необратимые деформации битумно-минеральной смеси. С увеличением скорости время контакта и необратимые деформации уменьшаются, что способствует увеличению продолжительности жизни дороги. Таким образом, расслоение битума и минеральных частиц водой под действием движущегося транспорта обусловливается главным образом необратимыми деформациями. [c.83]

    Поскольку сила, удерживающая битум на поверхности минерального компонента, в присутствии воды и под действием движущегося транспорта зависит от многих факторов, какие-либо исчерпывающие рекомендации для улучшения качества дорог не существуют. Давно известно, что наиболее эффективный способ предохранения дорожного покрытия от разрушения под действием воды — уплотнение битумно-минеральной смеси. Если используемый минерал ведет себя в дороге неудовлетворительно, следует определить — что экономичнее. Использовать ли этот минерал совместно [c.85]

    В этой работе авторы дают основательный обзор механических свойств битумно-минеральных смесей и рассматривают причины разрушения, деформации и отделения битума от минерального наполнителя. [c.125]

    Известно, что между содержанием минерального порошка в объемн. % и вязкостью битумно-минеральной смеси имеется определенная зависимость, которая может быть установлена путем приготовления ряда композиций с различным содержанием минерального наполнителя и определением их вязкости [681. Вязкость смесей хорошо коррелируется со средним диаметром пор в плотно упакованном порошке. [c.147]

    Преимущество наполнителей заключается также и в том, что они обычно дешевле битумов, в которые их вводят. Однако наполнители вызывают два нежелательных эффекта повышение влаго-поглощения и снижение пластичности многих битумных составов. Последнее может иногда компенсироваться повышенной прочностью и меньшей хрупкостью битума. Если гигроскопичность и гибкость битумно-минеральных смесей имеют большое значение, подбору наполнителей следует уделять особое внимание. [c.196]

    Под действием повышенной температуры (до 160 °С) в процессе приготовления битумно-минеральной смеси и температуры от +60 до —40 °С при эксплуатации дорожного покрытия имеют место обратимые и необратимые изменения битумов

www.chem21.info

Битумно-минеральная смесь

 

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к составам смесей на основе органических вяжущих веществ, применяемых при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Поставленный технический результат достигается тем, что в качестве модифицирующей добавки в асфальтобетонной смеси применяется органоминеральный шлам, являющийся продуктом очистки сточных вод предприятий автомобилестроения. Минеральная часть шлама содержит мельчайшие частицы абразива, карбонатов Ca и Mg (удельная поверхность -610 м2/кг), органическая часть представлена отработанными веретенным или тепловым маслами – углеводородами ароматического ряда, дисперсионная среда – вода. Соотношение минеральной, органической частей и воды 1:1:0,2. Соотношение компонентов асфальтобетонной смеси следующее, мас. %: битум 5,0-5,6, карбонатный минеральный порошок 14,46 – 5,06, песок 77,94, органоминеральный шлам 2 – 4. Технический результат: повышение трещиноустойчивости и водостойкости асфальтобетонной смеси на основе карбонатного минерального порошка с улучшенными качественными характеристиками, а также снижение себестоимости за счет сокращения расхода вяжущего и энергозатрат на приготовление. 1 табл.

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к составам смесей на основе органических вяжущих веществ, применяемых при строительстве и ремонте автомобильных дорог.

Известны способы активизации минеральных компонентов асфальтобетонной смеси путем обработки кварцевого песка эмульгированным талловым пеком (авт. св. СССР N 1574569, кл. C 04 B 26/26, 1990). В этом случае требуется усложнение технологии приготовления активной добавки в виде эмульсии и, следовательно, увеличится расход электроэнергии на изготовление 1 м3 асфальтобетона. Известна асфальтобетонная смесь, в которой карбонатный минеральный порошок активирован силикатосодержащим отходом регенерации отработанных формовочных смесей металлургических заводов (авт. св. СССР N 1574570, кл. C 04 B 26/26, 1990). Регенерированные формовочные смеси металлургических отходов – твердые песчано-глинистые смеси, в которых глинистые частицы, как известно, способствуют снижению водоустойчивости асфальтобетонов. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой битумно-минеральной смеси является асфальтобетонная смесь, в которой карбонатный минеральный порошок модифицирован шламом гальванического производства (патент РФ N 2012547, кл. C 04 B 26/26, 1994). Недостатком указанной асфальтобетонной смеси являются: повышенная битумоемкость, пониженные водо- и трещиноустойчивость, связанные с увеличением удельной поверхности минерального наполнителя и внесением водорастворимых соединений. Некоторое улучшение показателя коэффициента водостойкости связано с перерасходом органического вяжущего. Техническим результатом изобретения является повышение трещиноустойчивости и водостойкости асфальтобетонной смеси на основе карбонатного наполнителя с улучшенными качественными характеристиками, а также снижение себестоимости за счет сокращения расхода вяжущего и энергозатрат на приготовление. Поставленный технический результат достигается тем, что асфальтобетонная смесь готовится с использованием модифицированного карбонатного минерального порошка. Последний получают холодной обработкой молотой карбонатной породы органоминеральным шламом (ОМШ), который является продуктом очистки сточных вод предприятий автомобилестроения. Минеральная часть шлама содержит мельчайшие частицы абразива, карбонатов Ca и Mg (удельная поверхность – 610 м2/кг), органическая часть представлена отработанным веретенным или тепловым маслами – углеводородами ароматического ряда, дисперсионная среда – вода. Соотношение минеральной, органической частей и воды 1:1:0,2. Соотношение компонентов асфальтобетонной смеси (мас. %) следующее: Битум – 5,0…5,6 Карбонатный минеральный порошок – 14,46…15,06 Песок – 77,94 Органоминеральный шлам – 2…4 Полученный эффект достигается следующим. Высокодисперсные минеральные частицы шлама, выступая в роли структурирующих и гранулометрических добавок, повышают теплоустойчивость и снижают пористость карбонатного порошка с 31% до 27. ..29%. Ароматические углеводороды масел способствуют химической пептизации асфальтенов в битуме, повышая его вязкость, однородность и адгезионные свойства. (Платонов А.П., Першин М.Н. Композиционные материалы на основе грунтов. – М.: Химия, 1987. – 142 с.). Кроме того, масла органоминерального шлама, являясь гидрофобизаторами и пластификаторами, способствуют снижению битумоемкости карбонатного минерального порошка с 60% до 47…49%, а значит, предопределяют снижение расхода вяжущего и повышение удобообрабатываемости (однородности) и удобоукладываемости (плотности), водостойкости асфальтобетона. Предложенное техническое решение отличается от прототипа тем, что модификация карбонатного минерального порошка осуществляется холодной обработкой (влажным шламом) путем перемешивания в смесителе шнекового типа карбонатного минерального порошка с 2…5 % (мас.) ОМШ. Это позволяет упростить технологию приготовления асфальтобетонной смеси и снизить энергозатраты. Модифицированные карбонатные минеральные порошки, испытанные согласно ГОСТ 12784-78, по своим свойствам отвечают нормам ГОСТ 16557-78. На подготовленных карбонатных минеральных порошках приготавливали асфальтобетонные смеси по обычной технологии. Битум по свойствам соответствовал марке БНД 60/90 и отвечал нормам ГОСТ 22245-76 на вязкие дорожные битумы. Как видно из результатов таблицы, составы N 5 и N 6 не отвечают поставленному техническому результату, составы N 2, N 3, N 4 следует считать оптимальными и могут быть рекомендованы для строительства и ремонта автомобильных дорог. Оптимальные составы имеют следующие преимущества: сокращается расход вяжущего на 8,2…18,1%; упрощается и удешевляется технология приготовления; повышаются водо- и трещиноустойчивость в 1,2…1,5 раза. Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого изобретения, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналог, характеризующийся признаком тождественности (идентичными) всем существенным признакам заявляемого изобретения. Определение перечня выявленных аналогов прототипа позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому техническому результату отличительных признаков в заявляемой асфальтобетонной смеси, изложенных в форме изобретения. Следовательно, заявляемое изобретение “асфальтобетонная смесь” соответствует критерию “новизна”. Для проверки соответствия заявляемого изобретения критерию “изобретательский уровень” заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными признаками прототипа. Результаты поиска показали, что заявляемое изобретение явным образом не вытекает из известного уровня техники, определенного заявителем. Не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявляемого изобретения преобразований на достижение технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию ” изобретательский уровень”. Критерий изобретения “промышленная применимость” подтверждается тем, что предлагаемая асфальтобетонная смесь с ее новым составом может быть успешно использована при устройстве автомобильных дорог и аэродромов.

Формула изобретения

Битумно-минеральная смесь, включающая карбонатный минеральный порошок, песок и органическое вяжущее – битум, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит модифицирующую добавку – органоминеральный шлам, являющийся продуктом очистки сточных вод предприятий автомобилестроения, минеральная часть шлама содержит мельчайшие частицы абразива, карбонатов Ca и Mg (удельная поверхность 610 м2/кг), органическая часть представлена отработанными веретенным или тепловым маслами – углеводородами ароматического ряда, дисперсионная среда – вода, соотношение минеральной, органической частей и воды 1 : 1 : 0,2, а соотношение компонентов асфальтобетонной смеси следующее, мас.%:
Битум – 5,0 – 5,6
Карбонатный минеральный порошок – 14,46 – 15,06
Песок – 77,94
Органоминеральный шлам – 2 – 4б

РИСУНКИ

Рисунок 1

findpatent.ru

Битумоминеральная открытая смесь

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий. Технический результат: повышение прочностных показателей смеси, коэффициента водостойкости при длительном водонасыщении, снижение предела набухания. Битумоминеральная открытая смесь содержит щебень фракции до 15 мм, отсев дробления щебня фракции 0-5 мм, минеральный порошок, битум и полимерно-армирующую добавку – отход гидроизоляции трубопроводов – АрмПЭВА, представляющий собой отход двухслойной ленты усадочного материала для изоляции труб, состоящий из слоя адгезионной активной композиции клея-расплава на основе сополимера этилена с винилацетатом и слоя радиационно-сшитого полиэтилена, обработанного электронами с нанесенным на него термоплавким клеем, и пластифицирующую добавку мазут при следующем соотношении, мас. %: щебень фракции до 15 мм – 65-75, отсев дробления щебня фракции 0-5 мм – 17,0-23,5, минеральный порошок – 3,0-5,0, битум – 4,4-5,5, указанный отход – 0,4-0,6, мазут – 0,2-0,4. 5 табл.

 

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых верхних слоев и поверхностной обработки дорожных покрытий.

Верхним слоям покрытия и поверхностной обработке принадлежит ответственная роль снижения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах. Они наиболее полно отвечают требованиям безопасности движения, особенно в сырую погоду, поскольку определяют оптимальные значения и необходимый уровень порового пространства покрытий, характеризующих долговечность слоев и их дренирующую способность. К числу основных параметров, определяющих безопасность автомобильной дороги в эксплуатации, традиционно относятся сцепные свойства покрытия и его ровность.

Одним из эффективных способов снижения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах является быстрая ликвидация скользкости мокрых покрытий. Исследования ряда ученых показывают, что наиболее полно требованиям безопасности движения, особенно в сырую погоду, отвечают многощебенистые смеси. К числу известных многощебенистых смесей для дорожных покрытий, в первую очередь, относятся асфальтобетонные горячие плотные дорожные смеси типа А, удовлетворяющие требованиям [ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. – М., 1998, с.26]. Количество щебня в таких смесях находится в пределах 50-60%, что зачастую недостаточно для обеспечения параметров шероховатости, требуемых для обеспечения надлежащего уровня безопасности движения и дренирующих свойств, препятствующих дождевой, грязевой и в некоторой степени зимней скользкости. В этих целях, как правило, требуется дополнительное устройство поверхностной обработки покрытий [ВСН 38-90. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. М.: Транспорт, 1991. С.47]. Распространенным способом обеспечения сцепных свойств покрытий в нашей стране является устройство одиночной поверхностной обработки, материалом для которой служит щебень определенных фракций, распределенный по предварительно разлитому органическому вяжущему. Преимуществом этого способа следует отметить высокую скорость выполнения данного вида дорожных работ и весьма низкую стоимость. Однако срок эффективной службы такой поверхностной обработки составляет по данным ряда исследований 1,5-2 года. Опыт показывает, что 80 % неудач и низкого качества поверхностной обработки, выполненной традиционным способом, объясняются недостатками связей в системе «битум-покрытие-щебень». В результате чего:

– снижается безопасность движения из-за возможного отрыва щебня и повреждения стекол проезжающих автомобилей;

– выпотевание битума в местах перелива и связанное с этим снижение сцепных качеств покрытий;

– перерасход каменных материалов за счет выметания не прижившегося щебня при устройстве поверхностной обработки;

– втапливание зерен щебня в поверхность асфальтобетона, особенно при повышенных температурах, ведущее к снижению общей шероховатости покрытия, и целый ряд других причин.

Альтернативным материалом для устройства шероховатых слоев защитных покрытий являются открытые битумоминеральные смеси (БМО-смеси).

Макрошероховатые защитные слои из БМО смесей используют преимущественно:

– на участках автомобильной дороги с интенсивным грузонапряженным и скоростным движением, на крутых уклонах и виражах, где необходимо гарантировано обеспечить приживаемость щебня в поверхностном слое, сохраняющем сцепные качества на срок не менее 6 лет эксплуатации;

– при производстве работ в весенне-осенний период, а также на участках автомобильной дороги с низкой интенсивностью движения, когда применение поверхностной обработки невозможно по условиям формирования, и др.

Для повышения качественных показателей БМО смесей целесообразно использовать различные полимерные и поверхностно-активные вещества, способные модифицировать такие смеси.

Наиболее близкими к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату являются смеси битумоминеральные открытые БМО 65/75 для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий [ТУ 218 РСФСР 601-88 «Смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий». М., 1989, с. 29], уплотняемые, включающие щебень фракции до 15 мм, песок и минеральный порошок в соотношении, мас. %:

Щебень фр. до 15 мм – 65-75

песок + мин. порошок – 25-35

Содержание песка, минерального порошка и битума должно соответствовать требованиям ТУ 218 РСФСР 601-88, приложение 2.

Недостатком указанной БМО смеси является низкий предел прочности при 20°С и при 50°С, соответственно не менее 2,5 МПа и 0,8 МПа и невысокий коэффициент водоустойчивости при длительном водонасыщении по прочности при сжатии КвД не менее 0,75, что в целом

ряде случаев является недостаточным по условиям эксплуатации дорожных покрытий.

Сущность изобретения в том, что битумоминеральная открытая смесь, характеризующаяся тем, что она содержит щебень фракции до 15 мм, отсев дробления щебня – фракции 0-5 мм, минеральный порошок, битум и полимерно-армирующую добавку – отход гидроизоляции трубопроводов – АрмПЭВА, представляющий собой отход двухслойной ленты усадочного материала для изоляции труб, состоящей из слоя адгезионной активной композиции клея-расплава на основе сополимера этилена с винилацетатом и слоя радиационно-сшитого полиэтилена, обработанного электронами, с нанесенным на него термоплавким клеем, и пластифицирующую добавку мазут при следующем соотношении, мас. %:

щебень фракции до 15 мм65-75
отсев дробления щебня, фракции 0-5 мм17,0-23,5
минеральный порошок3,0-5,0
битум4,4-5,5
указанный отход0,4-0,6
мазут0,2-0,4

Полимерно-армирующая добавка АрмПЭВА представляет собой частицы размером 3×4 мм и толщиной 2 мм, полученные дроблением продукта обрезки указанного материала – лента гидроизоляционная для трубопроводов – с целью придания необходимых размеров на стадии подготовки его к отгрузке потребителю. АрмПЭВА включает смесь полиэтилена, содержащего 21-30% этилен-винилацетата – ЭВА в сочетании 1:1 с полиэтиленом, обработанным электронами – радиационно-сшитым. Полиэтилен, содержащий в своем составе ЭВА – сэвилен, помимо термопластичных свойств обеспечивает вяжущему хорошее сцепление с минеральным материалом. Эта добавка хорошо совмещается с битумом, обеспечивая прочность матрицы на сдвиг, теплостойкость материала. При охлаждении полученной композиции вяжущего образуется смешанная интерполимерная структура полимерного вяжущего с взаимопроникающими решетками полимерной добавки и битумного вяжущего.

Вторая составляющая добавки, представленная полиэтиленом, обработанным электронами – радиационно-сшитым отличается повышенной температурой плавления более 200°С. При смешивании с разогретым до 150-160°С битумом он размягчается и частично с ним совмещается. Нерасплавившаяся часть такого полиэтилена в битуме в виде нитей и клубков выполняет роль полимерно-армирующей добавки – связующей системы.

Комплексное использование указанной добавки позволяет в полной мере улучшить эксплуатационные свойства покрытий из БМО смесей, в том числе замедление процессов старения за счет этилен-винилацетатной составляющей сэвилена.

Анализ известных технических решений показал, что применение открытых битумоминеральных смесей – БМО для устройства шероховатых слоев защитных покрытий известно.

Однако эти смеси не обеспечивают им такие свойства, которые они проявляют в заявленном решении, а именно более высокие пределы прочности при 20°С и 50°С, повышенный коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении по прочности при сжатии, что достигается использованием в представленном составе БМО-смеси новой полимерно-армирующей добавки – АрмПЭВА в сочетании с пластифицирующим компонентом. Таким образом, данный состав компонентов придает БМО-смеси иные свойства, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию «существенные отличия».

Характеристика исходных материалов

1. Минеральный материал представлен следующим образом:

1.1. Щебень

В качестве щебня использовался дробленый щебень из песчаника Потаповского карьера Ростовской области с маркой прочности 1200.

В таблице 1 приведен зерновой состав этой фракции.

1.2. Отсев дробления

Использовался отсев дробления щебня Потаповского карьера, фракция 0-5 мм (таблица 1).

1.3. Минеральный порошок

Минеральный порошок соответствует требованиям ГОСТ 52-129-2003 (таблица 1).

2. Битум

Использовался битум нефтяной дорожный БНД 60/90. В таблице 2 представлены его физико-механические свойства. По показателям свойств исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.

3. АрмПЭВА

АрмПЭВА представляет собой отходы двухслойной ленты усадочного материала для изоляции труб и получила название от своего компонентного состава. Полимерно-армирующая добавка АрмПЭВА представляет собой частицы размером 3×4 мм и толщиной 2 мм, полученные дроблением продукта обрезки указанного материала для придания необходимых размеров на стадии подготовки его к отгрузке потребителю.

Один из слоев материала представлен адгезионной активной композицией клея-расплава, применяемого в качестве адгезионного слоя в полимерных покрытиях. Изготавливается он на основе сополимера этилена с винилацетатом – сэвилена, удовлетворяющего требованиям ТУ 6-05-1636-97 «Сэвилен» к маркам 11507-070, 11706-210, 11808-340, с

Таблица 1.
ЗЕРНОВОЙ СОСТАВ МИНЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОТКРЫТОЙ БИТУМОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ (БМО)
НаименованиеСодержание материла,%Размер зерен в мм, мельче
151052,51,250,630,3150,160,071
Исходные материалы
1Щебень фр. 5-15 мм10082,038,42,021,94
2Отсев дробления фр. 0-5 мм10010010099,1173,145,537,527,619,711,5
3Минеральный порошок10010010010010010010099,096,083,0
Зерновой состав смеси
1Щебень фр. 5-15 мм7057,426,971,41,4
2Отсев дробления фр. 0-5 мм2626,026,025,819,011,89,87,25,23,0
3Минеральный порошок44,04,04,04,044,03,963,83,3
Готовая БМО смесь10087,456,931,224,415,813,811,28,86,3
Таблица 2
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИТУМА
Пенетрация приРастяжимость,
см, при 25°С
Температура, °СИнтервал пластичности,
°С
ПрилипаемостьЭластичность
25°С0°Сразмягченияхрупкостик пескук мрамору
7628>10047,5-17,064,5образец 3образец 2отсутствует

содержанием в нем полиэтилен-винил-ацетат в количестве 21-30%. При комнатной температуре сэвилен – твердое вещество используется в расплавленном состоянии при 120-200°С. В таблице 3 приведены качественные показатели используемого в работе материала.

Таблица 3

Качественные показатели Севилена

Плотность г/см3Показатель текучести расплава г/10 мин при температуре 125°СМассовая доля винил-ацетат, %Прочность при разрыве, МПаОтносительное удлинение при разрыве, %Метод переработки
0,94714,7265,4608Компаунди-рование

Второй слой используемого отхода ленты представляет собой радиационно-сшитый полиэтилен, обработанный электронами. На этот слой полиэтилена наносится термоплавкий клей – Сэвилен. Конструктивно лента представляет собой компонентную композицию, при соотношении слоев 1:1. Лента носит условное название «ДОНРАД», имеет сертификат соответствия № РОСС RU. АЯ 94. ВО6868.

Мазут – продукт переработки нефти предназначен для стационарных котельных и технологических установок. В таблице 4 представлены физико-химические характеристики. Использовался мазут по ГОСТ 10585-99 марки 100.

Таблица 4
Физико-химические характеристики метода
Вязкость при 80° условная, градусы, ByМассовая доля механических примесей, %Массовая доля воды, %Массовая доля серы, %Температура вспышки в открытом тигле, °СТемпература застывания, °СПлотность при 20 кг/м3
160,90,751,319034974

Пример: Для экспериментальной проверки заявленного состава были приготовлены 5 вариантов составов битумоминеральных открытых смесей (БМО). В качестве минеральных материалов использовались вышеописанные материалы подобранного зернового состава, удовлетворяющего требованиям ГОСТ 9228-97 (таблица 1).

За основные характеристики качества битумоминеральных открытых смесей (БМО) приняты: водонасыщение под вакуумом, коэффициент водоустойчивости при длительном водонасыщении на растяжении при расколе Кдв, предел прочности при сжатии МПа при температурах 20 и 50°С, коэффициент водоустойчивости при длительном водонасыщении по прочности при сжатии Кдв и сцепление битума с минеральной смесью.

Образцы изготавливались следующим образом: в предварительно нагретые до температуры 160-170°С минеральные материалы: щебень фракции 5-15 мм, отсев дробления 0-5 мм, вводилась добавка АрмПЭВА. Смесь тщательно перемешивалась 0,5-1,0 минуты, затем вводился минеральный порошок, смесь вновь перемешивали. После чего вводился нагретый до 140-150°С нефтяной битум, модифицированный предварительно мазутом. Все компоненты смеси вновь перемешивались до образования однородной смеси. Далее из смеси готовились образцы под давлением 40 МПа, диаметром 70,1 мм. Результаты сравнительных испытаний сведены в таблицу 5.

Из данных таблицы 5 следует, что битумоминеральная открытая смесь – БМО предлагаемого состава обеспечивает повышение прочностных характеристик смеси R200сж и R500сж, коэффициента водостойкости Квд при длительном водонасыщении как при испытании на растяжение при расколе, так и по прочности при сжатии, снижен предел набухания смеси.

Таблица 5
Составы предлагаемых битумоминеральных открытых смесей и их физико-механические показатели
Наименование показателейСостав предлагаемыйИзвестный
12345
Состав асфальтобетонной смеси, мас. %
Щебень, фр. 5-15 мм61,065,070,275,079,065,0-75,0
Отсев дробления щебня, фр. 0-5 мм26,223,520,017,015,020,0-29,0
Минеральный порошок6,05,04,03,02,0
Битум6,05,55,04,43,05,0-6,0
АрмПЭВА0,30,60,50,40,90,4-0,6
Мазут0,50,40,30,20,10,2-0,4
Свойства БМО смесей
Водонасыщение под вакуумом W, % объема1,62,93.34,16,4не более 5
Набухание после 15 суток выдерживания в воде после вакуума, Н % объема0,230,250,310,491,08не более 1
Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении по прочности на растяжение при расколе Квд0,890,920,940,870,74не менее 0,8
Предел прочности при сжатии, МПа: при температуре 20°С4,014,874,634,423,96не менее 2,2
50°С0,791,391,571,411,23не менее 0,8
Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении по прочности при сжатии, Квд0,870,850,830,810,65не менее 0,7
Сцепление битума с минеральной частьювыдерживаетвыдерживает
Остаточная пористость, % после уплотнения2,33,23,84,46,1от 3 до 5

Битумоминеральная открытая смесь, характеризующаяся тем, что она содержит щебень фракции до 15 мм, отсев дробления щебня фракции 0-5 мм, минеральный порошок, битум и полимерно-армирующую добавку – отход гидроизоляции трубопроводов АрмПЭВА, представляющий собой отход двухслойной ленты усадочного материала для изоляции труб, состоящий из слоя адгезионной активной композиции клея-расплава на основе сополимера этилена с винилацетатом и слоя радиационно-сшитого полиэтилена, обработанного электронами с нанесенным на него термоплавким клеем, и пластифицирующую добавку – мазут при следующем соотношении, мас. %:

Щебень фракции до 15 мм65-75
Отсев дробления щебня, фракции 0-5 мм17,0-23,5
Минеральный порошок3,0-5,0
Битум4,4-5,5
Указанный отход0,4-0,6
Мазут0,2-0,4

findpatent.ru

Битумная эмульсия для дорог – bitumen.globecore.ru

Битумная эмульсия для дорог уже доказала свои преимущества при использовании: экономичность, технологичность, а также экологичность. С точки зрения экономии все просто: она требует меньше капиталовложений, дает экономию битума в 30-40%, а затраты электроэнергии при их применении снижаются в полтора раза.

Если говорить об экологии, то давно известно, насколько вреден выброс канцерогенных веществ при тепловой обработке битума. Наша битумная эмульсия — это материал, представляющий собой дисперсную систему битума в воде, которая позволяет системе сохранять жидкую форму и, в отличие от битума, пожаро и взрывобезопасна.

Технология использования

Что касается технологичности, то битумы занимают до 5% от объема всей смеси асфальтобетона. Их применение для подгрунтовки понижает качество покрытия из-за изменения пропорции каменный материал-битум.

Дорожная битумная эмульсия при укладке распределяется пленкой толщиной менее миллиметра и не влияет на данное соотношение, и значительно повышает сцепление с каменными материалами.

Битумные дорожные эмульсии, представляющие собой жидкость темно-коричневого цвета, получаемую путем диспергирования битума в воде с добавлением эмульгатора – поверхностно-активного вещества (ПАВ).

Битумные эмульсии применяют в качестве вяжущего или пленкообразующего материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Рекомендуемая область применения эмульсий по видам работ приведена в рекомендуемом приложении к стандарту.

По виду ПАВ, используемых в качестве эмульгатора, битумные дорожные эмульсии подразделяют на два вида: анионные (ЭБА) и катионные (ЭБК).

По смешиваемости с минеральными материалами каждый вид эмульсии подразделяют на три класса: анионные – ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБА-3; катионные – ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБК-3

Смешиваемость с минеральными материалами

По смешиваемости с минеральными материалами эмульсии в зависимости от класса должны соответствовать ниже указанному.

Смешиваемость со смесями минеральных материалов: ЭБА-1; ЭБК-1 ЭБА-2; ЭБК-2 ЭБА-3; ЭБК-3
пористого зернового состава Не смешивается Смешивается Смешивается
плотного зернового состава Не смешивается Не смешивается Смешивается

Эмульсии транспортируют в цистернах, автогудронаторах, битумовозах и металлических бочках.

Рекомендуемые области применения битумных дорожных эмульсий

Класс эмульсииВид работы
ЭБА-1Уход за свежеуложенным цементобетоном и цементогрунтом
Подгрунтовка
Крепление поверхности откосов земляного полотна
Устройство поверхностной обработки
ЭБА-2Приготовление черного щебня и щебеночных пористых смесей из карбонатных пород
Устройство слоев дорожных одежд способом пропитки
ЭБА-3Приготовление эмульсионно-минеральных смесей плотного состава, в том числе грунтовых, с обязательным введением в смесь 1 – 2 % извести или 2 – 3 % цемента
Закрепление подвижных песков
Обеспылевание
Укрепление грунтов верхней части земляного полотна
ЭБК-1Устройство поверхностной обработки
ЭБК-2Устройство слоев дорожных одежд способом пропитки
Приготовление черного щебня и пористых щебеночных смесей
Устройство поверхностной обработки
ЭБК-3Приготовление плотных эмульсионно-минеральных смесей, в том числе грунтовых

Свойства дорожных эмульсий

С целью снижения стоимости дорожного строительства и экономии органических вяжущих материалов широкое применение находят битумные и дегтевые эмульсии.
Эмульсия представляет собой дисперсную систему, состоящую из двух практически нерастворимых друг в друге жидких фаз (слой воды и слой битума).

Эмульсии получают двумя способами: диспергированием и конденсацией. Наиболее широкое применение нашел 1-й способ.

Диспергирование – это процесс механического дробления одной жидкости в другой. Для этих целей используют различного типа установки: диспергаторы, ультразвуковые приборыи др.

При конденсационном методе эмульсию получают путем перенасыщения раствора двух жидкостей добавлением к раствору третьей жидкости или при переходе его в двухфазную температурную область при охлаждении до температуры ниже критической.

Эмульгаторы

Для придания эмульсиям устойчивости используют специальные вещества, называемые эмульгаторами.

Эмульгаторы – это вещества, обладающие способностью придавать устойчивость эмульсиям, т.е. они являются стабилизаторами.

Действие эмульгаторов объясняется тем, что сосредотачиваясь на поверхности раздела двух жидких фаз, образующих эмульсию, эмульгаторы препятствуют обратному слиянию капель, возникающих при диспергировании одной жидкости в другой.

Различают две группы эмульгаторов, используемых для приготовления эмульсий:

1) поверхностно-активные вещества (ПАВ), растворимые в обеих фазах эмульсий (или в одной из них). В качестве ПАВ эмульгаторов (ГОСТ 18659-76) рекомендуется использовать продукты, содержащие анионные поверхностно-активные вещества (ПАВ) – высшие органические кислоты (жирные, смоляные, нафтеновые и др.) или их щелочные вещества.

В качестве щелочных веществ применяют едкий натр, жидкое стекло и др.

Эмульгатор и щелочное вещество выбирают в зависимости от требуемого класса эмульсии. Эмульгатор вводят в воду или битум, а щелочное вещество – в воду.

2) твердые высокодисперсные минеральные порошки. В качестве твердых эмульгаторов могут использоваться глины, окислы, карбонаты и сульфаты (CaCO3, Al2O3, SiO2, BaSO4 и др.), цемент, сажа и др.

Твердые эмульгаторы применяют в основном при изготовлении битумных паст и реже – дорожных эмульсий. Эмульсии на твердых эмульгаторах в своем составе содержат 50-60% битума или дегтя, 30-45% воды и 6-12% твердого эмульгатора. Пасты перед употреблением разбавляют по мере необходимости водой до требуемой вязкости.

Для изготовления дорожных эмульсий чаще всего применяют водорастворимые эмульгаторы, т.е. ПАВ к которым относятся анионные и катионные поверхностно-активные вещества.

Анионоактивные и катионоактивные вещества

При использовании анионоактивных веществ получают анионные и щелочные эмульсии, а при использовании катионоактивных – катионные и кислые.

Анионные эмульсии приготавливают с использованием в качестве эмульгаторов анионных ПАВ типа высших органических кислот и их солей.

Для стабилизации дорожных эмульсий используют асидол, синтетические жирные кислоты, нефтяные сульфокислоты и др.

Анионные дорожные эмульсии активно взаимодействуют с основными минеральными материалами, образуя на их поверхности водоустойчивую пленку.

По скорости распада анионные эмульсии подразделяют на три класса:

  • БА – быстрораспадающиеся анионные, скорость распада менее 5 мин;
  • СА – среднераспадающиеся анионные, скорость распада 5-10 мин;
  • МА – медленнораспадающиеся анионные, скорость распада более 10 мин.

По вязкости и содержанию в них битума, эмульсии классов БА и МА подразделяются на марки: БА-1 и БА-2, МА-1 и МА-2 (СА – не разделяют).

Для приготовления эмульсий используют битумы нефтяные вязкие улучшенные (ГОСТ 22245-76) марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 или дегти марок Д-3 и Д-4.

Марку битума для приготовления эмульсий или дегтя назначают с учетом климатических условий района строительства и конструкций дорожной одежды.

Катионные эмульсии получают с использованием в качестве эмульгаторов катионных ПАВ таких как Аминов, диаминов и т.д.

По скорости распада при обработке минеральных материалов катионные эмульсии подразделяются также на 3 класса:

  • БК – быстрораспадающиеся – до 5 мин;
  • СК – среднераспадающиеся – 5-10 мин;
  • МК – медленнораспадающиеся – более 10 мин.

Битумные эмульсии катионного типа, как вяжущий материал, имеют то достоинство, что они имеют прочное прилипание к каменным материалам кислых пород: гранитов, кварцевого песка и др. Это объясняется природой ПАВ и химико-минералогическим составом каменных материалов.

Содержание вяжущего

В зависимости от содержания вяжущего, содержания эмульгатора и требуемых свойств получают две разновидности битумных и дегтевых дорожных эмульсий – обратного и прямого типа.

Эмульсия обратного типа – это дисперсная система, в которой дисперсной фазой являются мельчайшие капельки воды, а дисперсной среды – битум или деготь. Содержание битума или дегтя колеблется в пределах 70-80%. В качестве эмульгаторов обычно применяют каменноугольные технические фенолы или жидкие продукты каменноугольных смол. Эмульсии обратного типа используют для получения черного щебня и пористых щебеночных смесей.

Эмульсии прямого типа представляют собой дисперсные системы, в которых дисперсной фазой является битум или деготь, а дисперсной средой – вода. Содержание битума или дегтя в эмульсиях прямого типа колеблется в пределах 40-60%. Эмульсии, содержащие более 60-70% битума лили дегтя, называются высококонцентрированными. Эмульсии прямого типа используются, в основном, в дорожном строительстве.

Способы диспергирования

Для приготовления дорожных эмульсий используют механический, гидродинамический и химический способы диспергирования (измельчение). Выбор технологии приготовления определяется видом эмульгатора и типом эмульсии.
Наиболее широко применяются механические способы приготовления эмульсий. Для этого используются различного типа диспергаторы.

При перемешивании эмульсии с каменными материалами происходит процесс распада ее и объединение частиц битума с каменным материалом. Распад эмульсии происходит за счет испарения воды и поглощения части ее материалом, а также за счет адсорбции (поглощение) эмульгатора.

Скорость распада эмульсий

Можно регулировать введением соответствующих добавок. Например, ускоряют распад соли кальция, магния, сернокислого и хлорного железа и др.

Свойства

Дорожные битумные и дегтевые эмульсии должны обладать определенными свойствами, главнейшими из которых являются:

  • вязкость должна быть 5-20 с, величина которой выбирается в зависимости от способа обработки каменного материала и вида получаемой продукции;
  • при транспортировании и хранении эмульсия должна обладать заданной стойкостью против распада, а стойкость определяется составом и однородностью структуры.
  • скорость распада (она характеризуется временем распада в минутах) не должна превышать значения, указанные в ГОСТах и ТУ;
  • склонность к реэмульгированию, т.е. повторному образованию эмульсии из выделившегося битума в присутствии эмульгатора и воды под воздействием колес проходящего транспорта, должна быть минимальной. Этим свойством прежде всего обладают те эмульсии, у которых количество эмульгатора превышает установленные пропорции, т.е. у которых имеется избыток эмульгатора.

По показателям перечисленных свойств судят о качестве битумных и дегтевых эмульсий.

Использование

Дорожные эмульсии применяют: для получения черного щебня; пористых, плотных щебеночных и гравийно-песчаных материалов, используемых при устройстве конструктивных слоев дорожных одежд; для устройства защитных слоев с шероховатой поверхностью; для ухода за свежеуложенным цементобетонном и цементогрунтом; для закрепления откосов земляного полотна и подвижных песков; для подгрунтовки под асфальтобетонные слои, при ремонтных работах и как добавку при комплексном укреплении грунтов (например, цементом, известью и др.).

Быстрораспадающиеся анионные и катионные эмульсии используются для подгрунтовки, поверхностной обработки и уходом за свежеуложенным бетоном или цементогрунтом.

Среднераспадающиеся – для обработки щебня, гравия способом пропитки.

Медленнораспадающиеся – для обработки минеральных материалов способом смешивания на месте.

bitumen.globecore.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *