Ткань войлок – Войлок – что это такое: описание материала и из чего делают

Содержание

это что такое? Какие изделия изготавливают из войлока?

Войлок — это волокнистый материал, имеющий высокие показатели на разрыв, изгиб. Он хорошо переносит высокие температуры и не растягивается. Из него делают шапки, сумки, утеплители.

История возникновения

Войлок — это один из немногих материалов, которые использовались ещё в древности. Упоминание о его получении приходится на времена Всемирного потопа. Оказывается, первую ткань сделали овцы. Ной собрал животных в одном месте на длительное время.

Пока стадо терлось и топталось в тесном ковчеге, шерсть падала на пол и постепенно уплотнялась. В результате физического прессования получился войлок. Это один из самых первых методов получения натурального материала. Правда сам принцип подобного процесса очень длительный.

В последнее время технология производства мало в чем изменилась. Войлок —это нетканый материал, получаемый за счёт валяния шерстяного пуха.

Почему происходит уплотнение материала?

Получают войлок из натуральной шерсти за счёт длительного уплотнения пуха. Процесс значительно ускоряется, если прессовать материал во влажном состоянии. Высокая плотность и устойчивость к разрыву получается благодаря особой структуре волокон шерсти.

Чешуйки войлока крепко держатся своими краями друг за друга. Весь процесс производства ткани заключается в стремлении как можно более плотно произвести зацеп чешуек. Валяние — наиболее удачный способ перемешивания частиц пуха. Влажный материал повышает скольжение и волокна без особого сопротивления входят в замок, который не развести без повреждения ткани.

Чешуйчатое строение имеет только войлок. Фото показывает пример зацепления краев волокон — кутикул. Пух в процессе валяния подвергается воздействию горячего или холодного пара.

Физические свойства материала

Войлок производится из шерсти только домашнего животного. У диких овец структура волокон разительно отличается и сделать качественный материал из их шерсти не получается. Войлочные ткани получили широкую область применения за счёт уникальных свойств материала.

Важным его достоинством является натуральный состав. Кроме пуха овцы или другого животного в него ничего не добавляется. Отсюда высокая степень теплоизоляции. Материал пригоден для производства зимней одежды.

Одновременно с высокой теплопроводностью войлок стремительно поглощает влагу и пропускает её сквозь себя. Благодаря этому из него получается идеальная зимняя обувь (широко известные всем валенки), в которой не потеют ноги. В них очень тепло и легко ходить. Также у материала присутствует антибактериальное свойство, что не даёт развиваться микроорганизмам при длительной носке изделия.

Войлочные шляпы, обувь носятся годами. Износостойкость у материала высокая, изделия являются практичными. Однако для защиты подошвы применяются более прочные материалы, что повышает срок службы ткани.

Область применения

В последнее время становятся популярными сумки из войлока. Часто изготавливают пальто, шляпы, мебель, чехлы к смартфонам и ноутбукам. Благодаря натуральному составу ткань подходит для производства детских игрушек, ковровых покрытий.

В продаже можно встретить войлочные стельки, подкладки. Часто материал участвует в производстве мягкой мебели в качестве различных вставок для придания необычного внешнего вида. Такой войлок называется иглопробивным полотном.

Ткань для верхней одежды производят из пуха кролика, козы. Войлок получается тонким и вместе с тем довольно тёплым. Еще называется он фетром.

Промышленное назначение

В различных целях применяется материал низкого качества либо синтетический войлок. Он получается особо прочным, с низкими показателями теплопроводности. Это позволяет применять его для утепления фасадов зданий. Во время строительства листы такого материала укладываются под штукатурку для звукоизоляции, под линолеум.

В машиностроении синтетический материал используется в качестве прокладок, сальников. Тонкая ткань широко применяется в электротехнике как диэлектрик. Ещё материал участвует в изготовлении седел.

Подкапотное пространство автомобилей обивается техническим войлоком для звукоизоляции и удержания тепла в морозы. Также его укладывают на пол в салоне и багажнике. В аналогичных целях он используется для обивки стен вагончиков для проживания в них вахтовых работников на Севере.

Уход за тканью

Войлок можно чистить от пыли и грязи пылесосом. Желательно обрабатывать его на сухую. Некоторые ткани повреждаются после стирки, появляется неприятный запах, его тяжело убрать. Идеальным средством для чистки будет пылесос.

В продаже имеются специальные жидкости по уходу за войлочными изделиями. Только с помощью них можно очистить материал от пятен, и не надо будет бояться появления стойкого неприятного запаха. Для сушки постиранного изделия не рекомендуется использовать источники тепла. Ткань может измениться в размерах: усохнуть или, наоборот, растянуться. Существует вероятность образования складок, которые потом нелегко устранить.

Для очистки устоявшейся грязи на валенках рекомендуется применять ланолин. Перед стиркой проводят предварительное замачивание обуви в холодной воде. По окончании процедуры осуществляют щадящий отжим. Перед сушкой материалу придают положение, в котором изделие будет использоваться в дальнейшем.

Как изготовить ткань в домашних условиях?

Производить можно войлок своими руками. Для этого потребуется натуральная шерсть животного, обязательно домашнего: козы, овцы, кролика, барана. Понадобится несколько составляющих:

  • Время — от продолжительности процедуры зависит прочность ткани.
  • Теплая мыльная вода — ускорит процесс валяния. Чешуйки будут легче заходить в замок своими кутикулами.
  • Две руки — ими будем осуществлять всю механическую работу.

Из шерсти можно скатать небольшие шарики, из них сделать бусы. Некоторые сбивают пласты материала для изготовления коврика. Можно придать изделию свою форму, сделать игрушку. Сушить готовую вещь лучше в теплой комнате.

Некоторые умельцы научились изготавливать войлок из старых шерстяных вещей. Нужно взять, к примеру, старый шерстяной свитер. Закладываем его в стиральную машину. Валяние будет происходить по программе с максимальной температурой. Потребуется теннисный мяч, который также нужно поместить в барабан для повышения эффективности изготовления материала.
Через несколько стирок размер вещи уменьшится почти в два раза. После этого запускаем режим просушивания. В результате должен получиться войлочный материал, который требуется отпарить утюгом. Эту ткань можно кроить и превращать в желаемые формы. Она должна получится плотной, прочной. Конечно, качество будет ниже, чем при валянии натуральной шерсти. Но как материал для игрушек или утеплителя вполне подойдёт.

fb.ru

Создаем теплую ткань своими руками в технике нуно-войлок

В данном мастер-классе я расскажу о том, как можно создать своими руками теплую ткань на основе натурального шелка.

Данная техника называется нуно-войлок или «nuno felting».

Для работы вам понадобятся следующие инструменты:

1. Бамбуковый коврик или бамбуковая штора.
2. Жидкое или твердое мыло.
3. Сухое полотенце.
4. Пара резиновых перчаток.
5. Капроновая сетка или мешочек для стирки белья.
6. Пульверизатор.
7. Натуральный шелк нужного вам размера.

Весь процесс можно разбить на 5 этапов:

1. Раскладываем ровно шелк на подложку. В данном случае отрез ткани был довольно большой и для работы в качестве положки я взяла пупырчатую пленку.


2. Раскладываем на шелк ровным слоем шерсть. Если вы хотите создать что-то более интересное, подберите шелк с красивым рисунком, по которому потом можно будет выложить шерсть.


3. Разложив шерсть, накрываем ее москитной сеткой. Сетка нужна для того, чтобы шерсть не сместилась в работе. Смачиваем мыльным раствором и начинаем тереть.


4. Сейчас пригодятся резиновые перчатки, поскольку мыло сушит кожу рук (но можно и без них).Трем пока без особого усилия. До тех пор, пока ворсинки шерсти не сваляются. На поверхности сетки начнут появляться катыши – это показатель того, что шерсть уже начала сваливаться. Катыши можно убрать рукой в конце работы, когда ткань будет полностью сваляна.
Важно!
После того, как шерсть немного приваляется к шелку, все полотно следует скрутить в рулон и покатать 100-150 раз. Это делается для того, чтобы шерсть на поверхности свалялась более плотно и ровно.


5. Заключительный этап. Переворачиваем москитную сетку вместе с шерстью и шелком и валяем/трем уже непосредственно по самому шелку до образования хороших катышей. Чтобы понять готова ли ткань, попробуйте потянуть за шерсть. Если шерсть все еще отстает от шелка, продолжайте работу до того момента, пока шерсть плотно не приваляется к ткани.


А это конечный результат всей идеи:

Несколько практических советов:

В валянии много времени уходит на трение и приваливание, чтобы сократить это время и облегчить нагрузку, можно использовать ВИБРО-шлифовальную машинку (ту, что используют в строительных целях для шлифования стен или потолков).

Если при валянии образовалось слишком много мыльной пены или ткань на ваш взгляд слишком сырая, промокните ее сухим полотенцем.

Для нуно-войлока лучше выбирать шелк-шифон с редким переплетением нитей.

Шерсть можно выкладывать по верх рисунка на шелке, приваливать с изнанки или вообще оставить прозрачные шелковые окошечки (см. примеры на фото ниже).

Такую ткань хорошо использовать для пошива одежды. Но помните, валяная ткань имеет свойство вытягиваться (для платьев, брюк и юбок nuno felting не подойдет), а значит с подбором кроя нужно быть более внимательным.

Еще один МК по мокрому валянию, принцип тот же, что в nuno felting, но без шелка.

www.livemaster.ru

Ткань фетр – это материал для рукоделия и не только

Тема тканей и материалов достаточно обширна и богата информацией. И заинтересует она не только людей, которые особое внимание уделяют составу приобретаемой ими одежды и постельного белья. Также этой темой увлечены рукодельницы. Например, фетр – это ткань, вызывающая в первую очередь ассоциации с различными игрушками и аксессуарами (например, чехлами для телефонов) собственного изготовления. И опытные любители вещей hand made прекрасно знают, что залог удачной работы – не только их навыки и умения. Только из качественной ткани можно получить красивое изделие. Рассмотрим виды фетра, которые используются для разных целей.

Виды и описание материала

Существует несколько классификаций фетра. Проще всего сходу различать материал по толщине.

  • Для создания аппликаций и игрушек небольших размеров лучше всего использовать фетр, толщина которого не превышает полутора миллиметров.
  • Максимальная толщина этого материала – пять миллиметров. Из него, например, можно изготовить сумку или основу для книжки с аппликациями.

А вот если разделять фетровую ткань по составу, то можно обнаружить куда больше разновидностей.

  • Материал из чистой шерсти (хотя ее количество в составе не всегда равняется ста процентам, но обычно ее не меньше девяноста процентов). Такой натуральный материал, на первый взгляд, обладает множеством недостатков – он теряет форму после стирки, легко мнется, на нем появляются катышки. Но это всего лишь значит, что его не стоит использовать для шитья игрушек или других часто используемых вещей (чехлов, сумок). А вот сделать из него, например, декоративный цветок или брошку – весьма удачное решение.
  • В другой разновидности доля шерсти колеблется от пятидесяти до шестидесяти процентов. Остальная часть состава – акрил или вискоза. Такой материал отличается своей мягкостью, из-за чего плохо держит форму. Так что для больших изделий из нескольких элементов его использовать не стоит. Зато обычно этот фетр выпускают в самых разных цветах, так что он подойдет для изготовления небольших игрушек.
  • Стопроцентно акриловый фетр. У него также богатая цветовая палитра, а еще именно он самый тонкий. Так что этот материал идеален для игрушек и аппликаций.
  • Полиэстеровый фетр. Он тоже достаточно тонкий, но при этом самый износоустойчивый. Из него лучше делать чехлы и сумки.
  • Вискозный. Очень прочный, но вот из-за стирки может потерять форму. Поэтому он предпочтительнее для создания украшений.

Характеристики

Но какой бы фетр вы ни выбрали, все разновидности имеют ряд одинаковых характеристик.

  • Легкость. Поэтому материал идеален для изготовления брошек и украшений для шапок – изделия будут хорошо держать форму. Также они надежно закрепляются на одежде.
  • Износоустойчивость. Да, некоторые виды по этой характеристике стоят выше остальных. Но в целом это один из самых долговечных и устойчивых к различным воздействиям материалов. При этом самые прочные – стопроцентно шерстяной и полиэстеровый фетр.
  • Один из главных плюсов – вовсе необязательно обрабатывать края изделий. Особенно это удобно, например, при изготовлении брошек в форме цветков. Обработка каждого лепестка требует очень много сил и времени. Использование фетра избавляет от такой необходимости.
  • Большое количество цветов. В этом плане выигрывает полиэстеровый фетр, но палитра разнообразна и у натуральных разновидностей ткани.

При этом для фетра, изготовленного из шерсти, стоит выделить отдельные характеристики:

  • Экологичность – в нем нет опасных веществ, так что игрушки из него можно спокойно давать детям;
  • он хорошо сохраняет тепло;
  • гипоаллергенность – это качество обусловлено другим свойством – в вещах из такого материала не размножаются бактерии.

Достоинства и недостатки

Итак, к общим достоинствам фетра можно отнести следующее:

  • удобство в использовании – не нужно тратить время и силы на дополнительную обработку материала;
  • разнообразная цветовая палитра – благодаря этому особенно интересно изготавливать из фетра игрушки, украшения и вещи с аппликациями;
  • прочность – и вновь это качество наиболее важно для фетра как для основы, из которой изготавливают игрушки;
  • отличие материала по толщине — есть возможность подбирать конкретный вид для разных изделий.

Недостаток же у материала всего один – большинство его разновидностей слишком мягкие и плохо держат форму, так что для сложных изделий его использовать не стоит.

Сфера применения

Раз уж существует так много разновидностей фетра, то и сферы применения материала должны быть обширны.

  • Изготовление одежды. Чаще всего из фетра делают отдельные элементы одежды или аппликации. Сам этот материал может послужить основой для головных уборов – например, шляп. Кроме того, из него делают домашние тапочки.
  • Фетровые элементы встречаются и в обивках салона автомобиля.
  • Покрытие мебели для помещений также частично может состоять из фетра.
  • Из него делают фильтры и уплотнители (которые, в том числе, устанавливаются в автомобилях.
  • И основная сфера применения – детские игрушки.

Правила ухода. Можно ли стирать фетр?

Немало сомнений вызывает вопрос ухода за фетровыми изделиями. Особенно с учетом того, что многие виды этой ткани плохо переносят стирку.

Что ж, стирать фетр можно. Но только вручную. При этом температура воды не должна быть выше тридцати градусов. Горячая вода неизбежно приведет к усадке ткани и изменению формы изделия.

Совет

Прежде чем приступать к стирке вещей, нужно осуществить сухую чистку. Для этого можно использовать пылесос или щетку.

Для стирки нужно применять мягкие моющие средства. Использование отбеливателей недопустимо.

Отжимать от воды нужно мягкими движениями. Скручивания и вытягивания необратимо испортят вещи. Сушить их нужно, разложив на ровной поверхности. При этом не используйте для ускорения сушки батареи. Оставлять на солнце вещи тоже не стоит.

Вывод

Фетр – универсальный материал. Он используется для изготовления одежды, обивки мебели и создания детских игрушек.

Особенно любима эта ткань людьми, которые занимаются рукоделием. Это объясняется огромным разнообразием видов материала. Они отличаются по толщине, составу и цветам. Каждый вид фетра имеет свои преимущества и недостатки и используется для разных целей.

gidpotkanyam.ru

ГОСТ, характеристики, виды и отзывы

Данный материал в настоящее время используется в большом количестве самых разных отраслей. Чаще всего его хвалят за то, что вес продукта очень мал и в то же время, он обладает отличной теплоизоляцией. Кроме этого, он может использовать как фильтровальный или же прокладочный материал.

Войлок по ГОСТу

Как и множество других промышленных продуктов, для производства этого материала был установлен стандарт, регламентирующий процесс изготовления, технические требования к товару, его свойства, характеристики, маркировку, упаковку и т. д. Стоит отметить, что существует несколько ГОСТов технического войлока. Это очень важно, так как существует несколько разновидностей войлока, каждый из которых имеет свой ГОСТ и свой процесс производства.

  1. Бывает тонкошерстный войлок – ГОСТ 288-72.
  2. Бывает технический полугрубошерстный войлок – ГОСТ 6308-71.
  3. Также есть технический войлок тонкошерстный, который используется в электрооборудовании – ГОСТ 11025-78.
  4. Грубошерстный войлок – ГОСТ – 6418-81.
  5. Последний вид войлока – юртовый. Его ГОСТ – 16221-79.

Производство войлока

Войлок представляет собой нетканый материал, который может изготавливаться путем валяния из нескольких следующих материалов:

  • производство возможно из 100 % животной шерсти;
  • может быть изготовлен из растительных волокон;
  • также для производства могут быть использованы синтетические волокна;

Если говорить о производстве натурального технического войлока, то он также может быть изготовлен из грубошерстных, тонкошерстных или полугрубошерстных волокон. Структура данного продукта – чешуйчатая. Из-за наличия именной такой структуры, в процессе валяния данного материала, чешуйки сцепляются между собой, вследствие чего образуется очень плотная монолитная ткань. Чаще всего для производства натурального технического войлока используют 100 % овечью шерсть. Однако в некоторых случаях применяют также шерсть кроликов или же коз. Продукт, который получается при замене исходной шерсти, называется ферт и характеризуется тем, что он более мягкий.

Применение войлока в транспорте

Одно из множества применений этого продукта – это утепление транспортного средства или же его полная теплоизоляция. Кроме этой характеристики, он также способен создать звукоизоляцию в автомобиле и снизить любую вибрацию. Так как чаще всего этот материал изготавливается из природной шерсти овец, то при высоких температурах он не будет выделять в атмосферу каких-либо вредных испарений. Максимальная температура, которую может выдерживать технический войлок – около 200 градусов по Цельсию. Плюс ко всем этим параметрам войлок также способен защищать транспортное средство от влаги.

Использование войлока в жилом помещении

Этот теплоизоляционный материал отлично подойдет и для его использования в жилых домах. На это есть несколько причин. Первая причина широкого применения этого продукта в том, что он считается полностью экологичным и безвредным для здоровья человека. Вторая причина – это обеспечение отличной защиты помещения от сквозняков, а также холода. Его можно использовать, как утеплительный материал, прокладывая его в щели между окнами или дверями. Третья причина широкого использования технического войлока, таким образом, то, что этот материал отлично изолирует внутреннее помещение от внешних запахов. Также использование этого материала обеспечит достойную защиту от плесени и сырости в помещении.

Однако и эти сферы применения лишь малая часть от того обширного количества, в которых он также используется. Он довольно много используется в строительной отрасли, в производстве мебели, а также при создании музыкальных инструментов. Такое большое количество областей применения одного и того же материала объясняется тем, что в процессе создания можно придать ему различные характеристики, которые требуются в той или иной сфере промышленности.

Применение войлока по виду

Грубошерстный войлок используется в тех местах, где нагрузка, а также скорости не слишком высокие. Этот тип войлока применяется в местах, где технические требования не слишком высоки. Он также нашел себе место в строительстве фундаментов в качестве пропитанных битумом прокладок.

Есть вид тонкошерстного войлока, использующийся в протезах. В протезах типа ТУ 803-54 данный материал служит как прокладка, а также как части самих протезов. Чаще всего из него производят кисти рук и пальцевые части стопы. Толщина технического войлока 20 мм, 40 или 50. Сам же состав этого материала – это 85 % мериносовой шерсти, а оставшиеся 15 – это гребенные очесы.

Полугрубошерстный материал используется в более нагруженных местах, а также часто применяется в качестве сырья для производства небольших по размерам, но очень прочных деталей.

Тонкошерстный войлок нашел свое применение в приборостроении, в самых ответственных местах. По своим техническим параметрам данный вид материала может использоваться для производства таких деталей, как сальники, прокладки, фильтры, фитили.

Отзывы

Стоит отметить, что в Сети можно найти множество различных отзывов. Во-первых, многие автомобилисты утверждают, что он не так хорош в качестве шумоизоляции, как о нем говорят. Во-вторых, если класть его на пол автомобиля, то, скорее всего, под низом будет образовываться сырость, и кузов будет ржаветь. Также можно найти некоторые отзывы о том, что несмотря на возможность выдерживания высоких температур, он все же загорается, а вот потушить его потом довольно проблематично.

Хотя есть и положительные отзывы, которые свидетельствуют о том, что войлок можно использовать, допустим, чтобы укутать двигатель транспортного средства на ночь зимой, чтобы утром не было проблем с запуском машины. Это очень актуально особенно для дизельных двигателей.

Технические характеристики войлока

Технический грубошерстный войлок марки А, использующийся для изготовления прокладок, имеет маркировку ГПрА. Выпуск материала осуществляется в рулонах, толщина которых составляет 10-11 мм, а длина 1 700 мм. Объемная масса данного вида 0,32г/см3. Поверхностная плотность для этого вида войлока составляет от 2,56 до 6,4 кг/м2. Используется для защиты механических узлов различных машин от пыли или любых других загрязнений.

Полугрубошерстный войлок марки А для прокладок обозначается, как ППрА. Толщина рулона этого вида 10мм, а длина также 1 700 мм. Объемная масса практически такая же, как у предыдущего вида, однако, чуть-чуть больше – 0,34 г/см3. А вот поверхностная плотность имеет более широкий диапазон и находится в районе от 2,04 до 6,8 кг/м2.

Есть еще одна разновидность полугрубошерстного материала, но используется для создания сальников, маркировка ПС. Производство данного технического войлока листовое. Размер одного листа 1400 х 1 000 мм, а толщина одного полотна от 19 до 20 мм. Объемная масса составляет 0,38 г/см3, плотность данной пластины от 4,94 до 7,6 кг/м2.

fb.ru

Войлок и фетр | informat.com.ua

Войлок – это материал, изготовленный путем валяния шерсти. Материал валяется вручную, представляет собой куски свалянного материала, не рулоны, как при стандартном изготовлении тканей машинным способом. Технология изготовления фетра не отличается от войлочной, однако при его изготовлении используют тонкий пух коз и кроликов.

История войлока

Основным материалом для изготовления войлока или фетра является шерсть животных, в основном овец. Верхние слоя шерстинок имеют чешуйчатый слой, которые под воздействием пара или горячей воды сцепляются друг с другом. Однако шерсть диких овец не имеет такой текстуры, поэтому принято считать, что впервые войлок изготавливался не ранее 5-6 веков до н.э., причем первоначальным материалом была все же шерсть собак и лошадей, которые были одомашнены в тот период.

Лошадей, собак и овец впервые одомашнили кочевые народы. Лошадь помогала переносить тяжелую ношу, собаки охраняли отару овец. Самые древние войлочные изделия были найдены на территории современной Башкирии и Алтая. Постепенно техника изготовления этого материала перешла к другим кочевникам-скотоводам Средней Азии и Кавказа.

С повышением мастерства башкиры приобрели возможность не только изготавливать изделия на себя, а также продавать их другим народам, например, нетканый войлочный ковер. Башкиры вообще широко ввели изделия из войлока в свой быт. Их использовали и в качестве утепления юрт, в качестве навеса от дождя и солнца. Из войлока изготавливались сумки, молитвенные коврики. Изделия из войлока обязательно входили в приданое невесты. До сих пор существует обычай подстилать небольшой коврик из белого войлока под ноги невесте в момент ее приезда к дому жениха. Мать жениха предлагала невесте войти и присесть на войлочные нары. Считалось, что это поможет будущей семье иметь много детей.

Также войлоку приписывались лечебные свойства. Войлочными поясами лечили людей от радикулита и артрозов. Полосками войлочной ткани делали массаж, который, по мнению древних кочевников, благотворно влияет на циркуляцию крови, а также помогает избавиться от болей в спине. Это было особенно актуально для кочевников – людей, постоянно находящихся на ветру.

Технология изготовления

Технология изготовления войлока – одна из самых древних. Она предполагает исключительно ручной труд и появилась задолго до появления ткацких станков и даже вязальных инструментов. Удивительно, что эта техника дошла до наших времен, а не канула в лету, как множество других. Более того, изделия из войлока и фетра очень популярны не только в России, но и в Европе. При его изготовлении используют шерсть, причем лучше всего шерсть овец.

Итак, шерсть овец укладывают тонкими слоями на ткань. Натирают мыло на терке. Заливают мыло горячей водой и встряхивают до полного растворения. Полученную горячую мыльную массу наносят на шерсть. Похлопывая ладошкой, шерстинки постепенно сваливаются. Для увеличения плотности ткани можно нанести еще один или несколько слоев шерсти и повторить процедуру валяния. При укладывании шерсти желательно следить, чтобы шерсть не укладывалась параллельно, ее следует накладывать в разных направлениях. Это придаст прочность получившемуся материалу. Сушить получившийся материал необходимо примерно в течение суток.

При валянии шерсти стоит упомянуть также особое направление в технологии валяния – это фильцевание. Его часто называют сухим валянием. При фильцевании в качестве рабочего инструмента используют специальную фильцевальную иглу, на которой под разными углами нанесены насечки, зазубрины. Эти зазубрины помогают выхватить из общей шерстяной массы отдельные шерстинки и потихоньку спутывают их, образуя войлочный материал. Часто методом фильцевания изготавливают не материал в обычном его понимании, а небольшие предметы – игрушки, декоративные поделки, мелкие детали для женских и мужских аксессуаров. Этот метод идеально подходит для изготовления и формирования объемных изделий, при этом можно помогать себе руками, вытягивая какой-либо элемент при необходимости.

Методом фильцевания также часто пользуются в случае, если необходимо создать рисунок на уже готовом валяном материале. Для этого на плотный предмет укладывают сваляную ткань. На нее аккуратно выкладывают рисунок. Часто этот рисунок закрепляют, например, тонкой упаковочной пленкой, хотя опытные мастерицы вполне могут обойтись и без нее. Затем аккуратными и быстрыми движениями фильцевальной иглой рисунок как бы вбивается, впечатывается в войлок.

Технология изготовления фетра практически ничем не отличается от войлочной, с той лишь разницей, что при изготовлении фетра используются более тонкие виды шерсти. В фетр часто добавляют синтетические ткани. Внешняя отделка определяет вид фетра – ворсовой или гладкий. Ворсовой, в свою очередь, подразделяется на «замшевый», коротковорсовый, «велюр» и длинноворсовый. Фетр часто используется при изготовлении элементов одежды, которые непосредственно соприкасаются с телом, например, шляпа или шарф, потому что текстура фетра приятна телу и не создает эффекта легкого покалывания, как иногда бывает с более грубым войлоком.

Войлок и фетр в современном мире

Войлок и фетр, как разновидность войлока — чрезвычайно пластичные и универсальные материалы. Несмотря на свою древнюю историю, они привлекают все больше и больше поклонников, ведь войлок и фетр экологичны, а современное общество предпочитает натуральные предметы и ткани. Изделия из фетра могут вполне уместно смотреться в образе современной девушки и даже придавать некую изюминку. Войлочные изделия часто выбираются людьми, предпочитающими народный или эко-стиль в интерьере.

А уж описать весь перечень изготавливаемых изделий просто невозможно. Это и шали, и шарфы, и топы, и пиджаки. Очень популярны войлочные тапочки. Часто используются эти материалы в качестве декора женских аксессуаров – заколок, брошей. Популярность войлока только возрождается, и у этого «ручного» материала большое будущее.

 

Напоследок подборка фотографий знаменитостей в фетровых шляпах.

Источник: vidy-tkanej.ru

О чем вы думаете?

Loading…

informat.com.ua

Войлочные эксперименты: необычные ткани, одежда и аксессуары

 

Знакомьтесь: Елена Фадеева – мастер авторского текстиля из шерсти и шелка (в технике мокрого войлоковаляния). Стаж работы с войлоком 4 года. Она освоила множество техник рукоделия, но захотела почувствовать себя творцом и решила самостоятельно создавать ткани. И у нее это получилось.

 

 Елена, до войлоковаляния, чем Вы занимались и как все это Вам пригодилось сейчас?

Рукоделием я занималась с детства. Вязала, шила, и мягкие игрушки в том числе, плела макраме… и, однажды, мне стало тесно в рамках этих рукоделий. Захотелось иметь возможность самой создавать авторские ткани, любого цвета, с любыми фактурами.

И начались творческие поиски.

Попробовав технику крейзи-вул (изготовление тканей путем стежки разложенных на водорастворимой основе ниток), меня не устроило полученное по функциональности, хотя в художественном плане все было перспективно. Попробовала сухое валяние, ибо меня пленили пальто компании Yaga и Леко Стайл, но поняла, что их производство потребует огромных капиталовложений в огромные промышленные иглопробивные машины.

Должен был быть более простой вариант, и на все мои вопросы ответила техника мокрого войлоковаляния, ее современные, авторские технологии различных мастеров и художников по войлоку, которые я неустанно изучаю, что-то принимая, что-то интерпретируя, что-то отбрасывая. Из прошлого рукодельного опыта мне пригодились навыки конструирования и моделирования одежды, и нитки для вязания я очень люблю использовать в декоре войлочных изделий.

Где вообще берется исходный войлочный материал и как он выглядит?

Исходный материал для валяния – это очищенная, вымытая и вычесанная на фабриках, но еще не спряденная в нитки шерсть. Насколько она разная, как сильно может отличаться по качеству, в зависимости от породы, условий и климата содержания, пола и возраста животного, я узнала уже из личного опыта. Вообще, плохой шерсти не бывает, бывает неправильный ее выбор для проекта.

Когда для шарфика берут полугрубую шерсть и получают “валенок на шею”. Через это проходят все новички, не имеющие возможности обучаться напрямую у опытного мастера. И я не исключение. Обучалась по интернету, по бесплатным мастер-классам, в процессе экспериментов, проб и ошибок, отсеивая зерна от плевел, и формируя свой взгляд на материал.

Сейчас я работаю только с импортной шерстью, и этот выбор определен назначением тех изделий, которые я делаю. Если бы я делала обувь, голосовала бы за отечественного производителя :-). Хотя, даже отечественный производитель работает, в основном, на импортном сырье, и отечественная она условно. Для изготовления одежды и аксессуаров, которые напрямую соприкасаются с кожей, важно выбрать тонкую, мягкую шерсть, носить которую будет приятно во всех отношениях. Сейчас импортные производители достигли небывалых высот в изготовлении шерсти. Она становится все тоньше и мягче, палитра цветов обновляется и совершенствуется.

 
Красить, мешать, добиваться необходимого оттенка, иногда в несколько этапов крашения – очень увлекательный процесс! 

Еще год назад казалось, что шерсть тониной 16 микрон – это потолок, качество супер экстра, и выше уже не прыгнуть. Ее даже не красили на заводе, она сваливалась от этого. И осенью прошлого года новость – не только нашли способ ее крашения (природными красителями по мягкой и щадящей технологии), но и выпустили новинку – шерсть 14 микрон! Это аналогично кашемиру!

Чаще всего я работаю с уже окрашенной на заводе шерстью, но иногда, если это часть задумки, я крашу шерсть или готовое изделие сама. А красить декоративные волокна и шелковые ткани для декора приходится практически для каждого изделия. Для этого в моем арсенале есть профессиональные кислотные красители для белковых волокон (т.е. волокон животного происхождения, шерсти и шелка).

Войлок сделан из волокон. Прежде всего, конечно, шерсти, но в составе и декоре войлока используется огромное количество натуральных волокон: шелк, лен, крапива, бамбук; природных волокон, полученных искусственных путем: вискоза, молочный протеин, морские водоросли; и даже синтетических волокон нейлона или волокна из пластиковых бутылок. Войлок – очень дружелюбный материал, который примет в свои теплые объятия практически любой материал, любую ткань в качестве декора, если знать и уметь это делать.

 

С чего начинается процесс создания ткани и чем заканчивается?

 Процесс создания ткани и изделия в целом неотделимы друг от друга в мокром войлоковалянии. На выходе – бесшовное изделие из авторской ткани с заданными характеристиками – пластичность, толщина ткани, ее состав, плотность, прозрачность, цвет, декор. Возможности войлока настолько безграничны, что когда я это поняла, спустя несколько месяцев практической работы и изучения в интернете, я поняла, что это очень надолго.

Это вдохновляет и подстегивает к обучению и изучению новых волокон, техник, экспериментирования с составами войлока, с технологиями валяния.  После рождения образа или вещи в голове, выборе цветовых решений, начинается этап подготовки материалов для проекта. Красятся шелковая ткань, если она есть в составе войлока (такой войлок называют “нуно-войлок”, от японского “нуно”- ткань. Изобрела технологию японский дизайнер В 80-х годах), или если она используется в декоре изделия, иногда красится и шерсть.

В валянии вместо выкроек существует понятие “шаблон”. Это выкройка изделия, увеличенная на экспериментально и математически вычисленный коэффициент усадки. Ведь шерсть в процессе валки садится, и довольно сильно. Для меня норма в 2, и даже в 2,5 раза! Шаблоны огромны, кто их видел, остаются под впечатлением :-). 

На шаблоне тонко раскладываются шерстяные волокна, волокна и ткани декора с одной стороны, потом шаблон переворачивается и все повторяется – так получается бесшовное изделие. Все смачивается мыльным раствором, скручивается в рулон и катается-валяется до готовности. Форма задается, как исходным шаблоном, так и направлением раскладки волокон шерсти, и приданием формы вручную при изготовлении.

 

На одном и том же шаблоне, например, юбки, можно создать не только множество моделей, но и даже разные размеры изделия, выбрав шерсть различного качества, разложив ее в разных направлениях, изменив состав войлока. В нем каждое изделие – это эксперимент, и эволюция мастера состоит в умении этот результат предсказать, исходя из своего опыта. Сделать анализ эксперимента, понять, почему так, а не иначе, чтобы в дальнейшем учитывать в своей работе.

 

Играть в войлок можно всю жизнь, и не наскучит!

Я постоянно ставлю перед собой различные задачи – получить очень тонкий, пластичный войлок, и при этом практичный, и немнущийся, и не вытягивающийся, и не теряющий форму после стирок, и… нахожу ответы! Можно, конечно, отработать одну модель, один шаблон, обсчитать все параметры и делать одно и тоже по сути, меняя только цветовые решения и декор, но это же так скучно!

Мне нравится решать сложные инженерно-конструкторские задачки. В войлоке они иные, чем в шитье, и решаются иначе. Как? Готовых ответов нет, вариантов может быть много и нужно придумать их и выбрать правильный с учетом технологии и состава войлока. Иногда это решается изменением направления раскладки волокон, иногда построением 3D-шаблонов, иногда присоединением каких-то частей и деталей на начальных этапах, чтобы в итоге получилось бесшовное изделие.

Это не самоцель! Целью должно быть качество, а каким образом оно достигнуто – так ли важно? В войлочных пальто я люблю именно классически вшитый рукав, хотя его можно сделать и цельноваляным. И это опять же для классических моделей.

 

Существует ли какая-то мода, новые тенденции в одежде из войлока, вот, например, в этом сезоне моден, допустим, голубой цвет, крупные цветы?

Войлочная одежда подвержена моде, как и всякая другая, но к ней примешиваются определенные “цеховые поветрия”, как я бы это назвала. В 2012-13-х годах мы “болели” “эко-мехом”. Это техника воссоздания меха из сострига животного путем приваливания “корня” прядки-сырца, сама прядка остается свободной, и в итоге получается мех, только не на коже животного, а на войлоке.

Безусловно нужное и важное умение в арсенале каждого мастера, особенно учитывая экологичность технологии. Но далеко не все остались в этой теме. Еще меньше мастеров развивают летний войлок, хотя многие умеют. Возможности безграничны. И прозрачное шелковое платье с меховыми вставками можно в войлоке реализовать! Чем он мне и нравится! Только именитые дизайнеры могут позволить себе изготовление авторских тканей для коллекции. В войлоке это доступно каждому!

 

 Вы участвуете в международном конкурсе “Войлочное вдоxновение”, и даже сразу в треx номинацияx. Расскажите, что за конкурс: кто проводит, участвует, что оценивается?

Конкурс “Войлочное вдохновение” организован прежде всего редактором и издателем журнала “Felt Fashion” Наталией Шмаковой из Санкт-Петербурга при поддержке магазинов и студий войлока и мастеров из разных городов и даже стран.

В России нет зарегистрированного общества, но есть профессиональный журнал, чьим подписчиком я являюсь с первого номера. И несмотря на то, что официально сообщество не зарегистрировано, оно есть, и оно сильно, и в нем есть свои негласные правила. Я его вижу, как теплые объятия дружелюбного войлока. Мы всегда готовы ответить на сто тысяч “почему ” новичков, вплоть до бесплатного обучения, потому что у нас одна цель – продвижение войлока, как искусства, как ремесла, самих изделий для использования в повседневной жизни. Для этого необходимо передавать свой опыт. Получив его от других, я несу его дальше, обучая, проводя благотворительные, очные обучающие платные и бесплатные, и показательные мастер-классы.

Важно научить и передать из рук в руки понимание, что такое качественный войлок и как его сделать. Некачественный очень быстро убьет спрос и интерес к материалу. А мне бы хотелось работать с ним еще долго.

 

У Вас представлены такие работы как: палантин “Лоза”, палантин “Приморская осень”, воротник-пелерина “Скандинавия”, колье “Вертикаль”. Долго ли над ними трудились, что получилось и наоборот не удалось реализовать? Почему именно эти изделия выбрали?

Палантины “Лоза” и “Приморская осень” – это результат моих поисков возможностей декорирования войлока шелком. Листья в декоре этих палантинов вырезаны из шелка ручного крашения. Вообще эти палантины сделаны из белых исходных материалов, окрашенных мной предварительно. Делала я их недолго, долго разрабатывала технологию декорирования. Шелк – очень мягкая и тонкая ткань. Тут есть авторские секреты.

 

Что женщины, девушки чаще заказывают?

Чаще всего заказывают головные уборы – шапочки, береты. Палантины, шарфы. Из одежды – юбки и жакеты. И так будет всегда, если я останусь верна материалу. Промышленное и поточное производство по данной технологии невозможно. Только ручной труд.

 

Многие дизайнеры мечтают покорить мировые подиумы, а Ваша профессиональная мечта?

Профессиональная мечта – студия, где я могу творить и обучать. Мировые подиумы – это хорошо, но творю я для людей.

 

Контакты:

+79242544830

Instagram: ffeltmaker

Сайт

ВКонтакте

 

Инесса Каргина

 

miumi.ru

Вареная шерсть, войлок, фетр и префельт. В чем разница?

Latest posts by Edoardo Del Lucchese (see all)

Многие у нас спрашивают, чем отличаются друг от друга фетр, префельт, войлок и вареная шерсть. Интерес к этим материалам возрос после выхода в свет статьи о префельте от Марии Фризе.

Поэтому нам хотелось бы прояснить ситуацию. Для многих из вас это будет повторением изученного, а те, кто только начинают познавать этот интересный мир, смогут понять разницу между этими материалами.

Вареная шерсть

Вареная шерсть считается трикотажной тканью. Вареная шерсть создается путем механического переплетения нитей. Ткань помещают в определенное оборудование — валяльную машину — которая сначала смачивает материал мыльным щелочным раствором, а потом путем механического пресса сплетает волокна. Благодаря этому процессу ткань становится более прочной, компактной и достаточно водонепроницаемой.

Фетр

Фетр считается нетканым материалом. Другими словами, это текстильная поверхность, НЕ имеющая основы и утка. Его не получают путем ткачества. Для создания фетра, как в промышленности, так и вручную,  учитывают морфологические характеристики шерсти, а именно, ее чешуйчатую поверхность. Если шерсть обработать определенным образом (мыльный раствор и сильное механическое воздействие), то чешуйки закроются и шерсть сваляется. Чешуйки на поверхности сначала раскрываются, а потом сцепляются между собой и закрываются.
Фетр можно резать, шить, склеивать, как любую ткань, состоящую из основы и утка. А в некоторых случаях, как например, с фетром, созданным вручную, из него можно делать трехмерные формы и создавать предметы одежды, не используя иголку и нитку.

Если вы хотите больше узнать о ручном валянии, мы советуем посмотреть многочисленные видео-инструкции DHG.

На этой фотографии показаны примеры корзинки для фруктов и стаканчика для ручек, выполненных из промышленного фетра.

А ниже примеры изделий из фетра, созданного вручную.

Войлок

Если немного поискать в интернете на тематических форумах и сайтах, то можно прочитать, что войлок, как и фетр, считается нетканым материалом, который получают из волокон кардной шерсти, а разница между двумя лишь в плотности.
Когда мы прочитали это определение, то подумали, что оно немного неточное, неполное и не совсем научное. Так как разница в плотности  не является той технической особенностью, которая может отличить два похожих материала.

К нам на помощь пришли коллеги DHG, современные Индиана Джонс, мы решили углубиться в эту тему и взяли интервью у настоящих экспертов. И вот к чему мы пришли.
Понятие войлок зародилось около 1920 года, когда фирма «Ленчи» из Турина выпустила компактную, мягкую и очень очень тонкую ткань, которая не расползалась при разрезании (так как не имела основы и утка).
Учитывая оборудование того времени, мы привыкли считать, что для этого производства использовались те же технологии, что и для производства более плотного фетра, который уже продавался в те времена. Эта версия держалась и на том, что в описании производства войлока, как и фетра, было указано иглопробивание волокон кардной шерсти.
С технической точки зрения полученный таким образом войлок считался по всем статьям фетром, только тоньше.

Тогда почему называть его войлоком, а не легким фетром?
Надо бы спросить у того, кто его придумал, но это уже невозможно. Возможно целью было создание брендового изделия (на итальянском языке войлок также pannolenci («panno» — сукно), а фирма-производитель называлась Ленчи).
По этой причине название фирмы было связано с намекающим словом сукно. Ведь уже в то время оно означало определенный вид шерстяной ткани, которую сваливают, чтобы она стала водонепроницаемой. После чего одну сторону ворсуют, чтобы получить мохнатую поверхность.
Несмотря на то, что войлок с эстетической точки зрения может обладать свойствами сукна, на самом деле его так называть нельзя, так как он не имеет полотняного переплетения, как сукно, и следовательно не является тканью.

Префельт

Префельт является нетканым материалом. Как подсказывает префикс пре- , речь идет о полусваляном изделии. Для его производства, как промышленного так и ручного, тоже учитывается чешуйчатая поверхность шерсти (как и с фетром), но процесс останавливается до того, как материал полностью свалялся.

Для чего нужен префельт?
Промышленный префельт используется в ручном валянии для ускорения процесса работы. Префельт является  основой, если бы его не было, то мастеру пришлось бы вручную его создавать.
Помимо этого, тот факт, что префельт немного свален, означает, что волокна едва сцепились, а следовательно его легко резать и с ним легко работать (как с тканью). Это делает возможным создание точных форм и декораций. Полученные декорации можно использовать отдельно или в качестве основы из префельта.

Andrea Noeske Porada написала великолепную статью по этому материалу, в которой она объясняет как использовать префельт.

Используете ли вы его в качестве основы или для получения декораций, в конечном итоге префельт должен быть свален. Таким образом он обретет дополнительную прочность и при сочетании с тканями или декорациями позволит им «прикрепиться» к этой основе. Именно так создает свои великолепные работы Мария Фризе.

Вот и подошла к концу наша статья, в которой мы рассказали чем отличаются фетр, префельт, войлок и вареная шерсть.
Напоследок очередной совет по тематическому чтению: статья о кардочесе от Эвы Базиле, в которой она делится своими секретами. Приятного чтения!

www.dyeinghousegallery.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *