Яму выкопать в гараже – Смотровая яма в гараже своими руками

Содержание

Как выложить яму в гараже из кирпича: этапы работы

Важный элемент любого автомобильного гаража — смотровая яма из кирпича. Она позволяет осмотреть основные узлы и агрегаты, расположенные снизу транспортного средства. Такую несложную постройку можно выложить своими руками, предварительно подготовив план-схему строения и купив необходимые строительные материалы и инструменты. Функциональность смотровой ямы в гараже часто увеличивают за счет встроенных ниш, которые используют для хранения автомобильных масел и жидкостей, набора инструментов и запаса топлива.

Подготовка к строительству ямы в гараже из кирпича

Обычно котлован для смотровой ямы делают до начала возведения стен. Это избавит от ограничений и позволит вывезти изъятый грунт вместе с грунтом от выкопанной траншеи под фундамент гаража. Котлован можно сделать и после окончания строительства гаража и его перекрытия, но обязательно до бетонирования пола. При выборе месторасположения ямы необходимо:

  • Иметь данные о залегании грунтовых вод, чтобы сооружение не затапливалось и не стало бесполезным.
  • Отступить от въездных ворот 1—1,5 м для прохода при поставленном автомобиле.
  • Рассчитать расстояние до боковых стен или стационарных верстаков и стеллажей с возможностью свободного открытия дверей машины.
Вернуться к оглавлению

Размеры и расчет материала

Правильно подготовленные рабочие чертежи позволят избежать просчетов при изготовлении металлоконструкций, рассчитать количество стройматериалов и обеспечат удобство расположения ниш для хранения. Работы начинают с установления параметров смотровой ямы, на которые влияют следующие факторы:

  • общие размеры гаража;
  • ширина базы колес автомобиля;
  • длина машины;
  • высота роста владельца, который будет ею пользоваться.

Правильно выбранные размеры обеспечат безопасность, удобство при ремонте и парковке машины в гараже.

Размеры будущей постройки зависят от нескольких важных факторов.

Размеры длины, ширины и глубины вносят в будущий проект. Эти данные необходимы для расчета объема лишнего грунта, размеров арматуры, уголка, количества кирпича и других строительных материалов. Оптимальная ширина 800—860 мм. Размеры длины ямы могут быть любые, но не меньше, чем длина автомобиля плюс 1 м. Как правило, этот показатель находится в пределах от 4 до 6 м. Глубину выбирают по росту заказчика плюс 10—20 см. Обычно она в пределах 1,8—2 м. Выйти на удобную глубину можно за счет поднятия пола после кладки.

Вернуться к оглавлению

Этапы работы

Подготовка котлована

Размеры котлована на 20—25 см больше размеров ямы. Для закладки дренажа делают траншею по периметру ниже уровня стяжки пола. Если предусмотрены ниши, вынимают грунт в месте их расположения. Траншея для вентиляционной трубы должна быть проложена под фундаментом гаража и выведена наружу. Копать предпочтительнее вручную, но если готовят котлован до возведения стен, то можно — трактором. При этом нужно разметить и вбить колышки, чтобы не потребовался дополнительно грунт для засыпки.

Вернуться к оглавлению

Обустройство пола и стен

На дно котлована одним из слоев закладывается щебень.

После того как котлован готов, зачищают и выравнивают пол, стены и ниши от лишнего грунта. Затем на дне дополнительно делают подложку для стяжки, послойно засыпая глину, щебень средней фракции, песок и мелкий гравий. Первые 2 слоя закладывают толщиной 10 см, а последующие — по 5 см. Слои поэтапно тщательно выравниваются и утрамбовываются.

Вернуться к оглавлению

Гидроизоляция и сток воды

Этот этап является необходимым и обязательным, если грунтовые воды залегают на расстоянии менее 2 м. Для этой цели используется рубероид или изолон, который покрывает дно и стены с запасом по 30 см с каждой стороны. Концы загибают и фиксируют. Гидроизоляционный материал укладывают с нахлестом 8—10 см. При укладке рубероида важно промазывать швы битумной мастикой для создания герметичности. Таким же образом гидроизолируют места будущих ниш. До укладки гидроизоляции по внешней стороне стенок закладывают асбестовые трубы диаметром 5—8 см, которые будут выполнять роль дренажа.

Вернуться к оглавлению

Бетонирование пола

Для бетонирования сваривают или связывают стальной проволокой решетку из арматуры толщиной 5—8 мм с ячейкой 10×10 см. Подготовленную конструкцию устанавливаем над полом на высоте 6—8 см. Перед заливкой бетоном, уровнем проверяют горизонтальность укладки. Для приготовления раствора используют цемент М500, песок и мелкий гравий фракции 1,5—2 см в пропорциях 1:4:2. Готовой смесью заливают армированное дно и делают стяжку толщиной от 10 до 15 см. Разравнивают бетонную смесь под горизонтальный уровень.

Вернуться к оглавлению

Вентиляция

Для нормальной циркуляции воздуха в такой постройке нужно проложить вентиляционные трубы.

Со временем в смотровой яме скапливаются токсичные запахи и влага. Вытяжка существенно снизит их концентрацию. Вентиляционную трубу прокладывают с зазором от пола 10—15 см. Обычно используют пластиковую трубу диаметром 10—12 см. Поворотное колено для соединения выбирают металлическое, чтобы при бетонировании пола гаража от нагрузки оно не погнулось. Дальнейший отвод выполняют металлической трубой диаметром 10—12 см, которую прокладывают ниже уровня стяжки. Еще одно поворотное колено устанавливают на выходе наружу. Затем крепят воздухоотвод на расстоянии 15—20 см от внешней стены. Защиту от попадания осадков обеспечивают конусовидным колпаком, изготовленным из оцинкованного железа.

Вернуться к оглавлению

Кладка кирпича

Кирпич начинают класть с углов, при этом обеспечивая перевязку между собой. Укладку первого ряда контролируют уровнем. Для усиления конструкции после каждых двух рядов прокладывают металлическую сетку. Кладка выполняется в половину или четверть кирпича. Раствор готовят из песка и цемента в пропорциях 3:1. При помощи веревочного отвеса контролируют вертикальность возводимых стен. Стенки ниш выкладывают до проектного уровня и делают перекрытие бетонной плитой. После выведения стен до уровня пола гаража и полного высыхания их можно обложить плиткой. Для усиления конструкции по размерам внутреннего периметра сваривают уголок сечением 5×5 см. К полученному прямоугольнику приваривают от 8 до 20 арматурных усов длиною 20—25 см. Забетонированные в стяжку пола, они укрепят смотровую яму.

etokirpichi.ru

Как выкопать погреб в готовом гараже

Погреб в гараже: как сделать в разных вариантах

Гараж с погребом

Гараж с погребом стараются сделать все. Ведь здесь можно будет и хранить продукты и ставит машину.
Как правильно сделать погреб в гараже мы с вами и поговорим сегодня. Ведь надо все предусмотреть.
Погреб внутри гаража должен быть сухой, иначе продукты не будут храниться. Так же сырость постепенно будет разрушать и строение.
Здесь надо предусмотреть многое. Строительство погреба в гараже видео покажет весь ход выполнения работы и все увидите наглядно.

Делаем погреб поэтапно

Строительство погреба в гараже своими руками– дело не простое. Ведь нужно придерживаться специальных технологий, при этом заострять внимание на каждой детали.
Только так можно сделать подвальное помещение, которое будет пригодно к эксплуатации:

  • Первое что следует сделать, это определить размеры погреба в гвраже. Сделать правильную разметку.
  • После этого будет играть не малую роль и глубина погребав гараже. Ведь он должен быть удобный и с этой точки зрения.

Внимание: лучше всего делать погреб под гаражом своими руками на начальной стадии строительства. Тогда это сделать просто гораздо удобнее.

Некоторые моменты, которые нужно предусмотреть

Строительство погреба под гаражом процесс не такой и сложный, но он требует все предусмотреть на начальной стадии строительства, иначе переделать будет достаточно сложно.
Итак:

  • Строительство погреба под гаражем с возможности его подтопления.Для того, чтобы этого избежать нужно выяснить как глубоко находятся грунтовые воды и поднимается ли их уровень в дождевой период.
    Собрав все необходимые сведения уже можно определить глубину и гидроизоляцию подвала. Вполне возможно, что одной гидроизоляции будет не достаточно, тогда нужно будет делать дренаж для отвода воды.

Внимание: Без детального изучения грунта приступать к планированию и строительству подвала не стоит. Если вы не уверены в том что сможете самостоятельно провести качественную геологическую разведку, то лучше не пожалеть средств и воспользоваться помощью квалифицированного специалиста. В итоге вы получите действительно хороший сухой погреб, за небольшие деньги.

  • Далее нужно продумать правильную систему вентиляции. Это необходимо для того, чтобы на стенах не образовывались грибок и плесень, а также чтобы предотвратить конденсат.
    Если система вентиляции будет плохо работать, то при зимних морозах вся влага будет превращаться в лед, который постепенно будет нарушать целостность стены. Таким образом, будет отсутствовать герметичность, что поведет за собой сырость в помещении.
    Сразу серьезные последствия не будут заметны, но спустя какое-то время из-за сильной влаги может деформироваться вся конструкция погреба. Кроме того находящиеся там овощи будут очень быстро портится.

Внимание: Итак, из вышесказанного можно сделать следующий вывод. К строительству погреба можно приступать только при условии, что точно спланирована вентиляции и определена глубина грунтовых вод.

Варианты строительство погреба

Существует два вида строительства погреба в гараже. Рассмотрим каждый по отдельности.
И как построить погреб под гаражом будет зависеть именно от стадии постройки. Как сделать погреб в гараже разберем теперь долее детально.

Сразу определяемся с вытяжкой

Строительство гаража и погреба «с нуля»

Итак, как построить погреб в гараже на начальной стадии строительства.При строительстве гаража с подвалом, как правило, рассматривать самая простая технология строительства.
Но не стоит забывать, что всегда могут возникнуть некоторые сложности. Они могут заставить немного изменить технологию постройки. А может даже привести к совершенно другому методу работы.

Делаем планировку на начальной стадии строительства

  • Рассмотрим на примере бетонных стен. Тут не обязательно придерживаться того, что стены должны быть изготовлены из одной только бетонной смеси.
    Вполне можно допустить наличие в ней кирпича или готовых блоков. На самом деле все зависит от того какой материал для вас более доступен и легок в использование.
  • Стоит обратить внимание на то, что далеко не весь кирпич можно использовать при строительстве подвала. Лучше всего в таком случае подойдет красный кирпич, поскольку он очень хорошо удерживает влагу.
    Для погреба наличие такого качества очень важно. Белый силикатный кирпич для такой стройки плохой вариант.
  • В строительстве подвала можно использовать различные виды материалов. Ваш выбор может зависеть от финансового положения, выбранной технологии стройки, а также каких либо личных предпочтений.
    Единственное что важно это не использовать те материалы, которые категорически не подходят для данного вида стройки.
  • С выбором материалов мы разобрались теперь перейдем к самому строительству подвала. Начать работу необходимо с рытья котлована.
    Не смотря на то, что подвал чаще всего бывает глубиной до 2.5 метров, лучше всего это делать при помощи экскаватора, поскольку вручную рытья такую яму очень долго и мучительно. Тем более что лопатой все равно поработать придется, после работы экскаватора нужно будет выровнять стены.
  • После того как котлован будет готов его необходимо обшить пленкой или досками. Это делается для того, чтобы земля не осыпалась, когда будет заливаться фундамент и выгоняться стены.
  • Для того, чтобы залить бетонную смесь аккуратно понадобиться опалубка. Ее нужно делать также из досок и ровнять по периметру верхнего края.
  • После того как опалубка будет готова можно смело переходить к следующему этапу заливки фундамента и стен.
  • Для погреба лучше всего делать комбинированный фундамент. За основу взять плитный и по периметру добавить ленту.

Делать его нужно в следующем порядке:

  • Для начала по кругу всего котлована необходимо сделать небольшое углубление, ширина которого будет составлять 50 см, а высота около 40 см. Чтобы фундамент был более прочным и выдержал нагрузку, которая будет на него оказываться во время усадки постройки в углублении под фундамент нужно сделать так называемые «подушки».
    Они представляют собой небольшие квадратные ямы, которые немного глубже, чем сама лента по фундамент. В них так же будет заливаться бетон. Располагаться подушки должны по углам, а так же каждые полтора метра по всему периметру.
  • На дне котлована, по всей поверхности необходимо убрать все ненужное, чтобы хорошенько выровнять поверхность.
  • Для некой амортизации между землей и фундаментом должен находиться песок. Для этого необходимо им посыпать всю поверхность дна по периметру, в том числе и ленту.
  • Поверх устеленного песка на плоскость нужно положить слой толстой пленки или же рубероид. Для пояса же рубероид не подойдет там лучше всего проложить все пленкой, и дно и стенки.
  • Следующим слоем будет каркас из арматуры в виде горизонтальной сетки. Расстояние между прутьями должно быть 50 см. В самом поясе должны быть вертикальные прутья, высота которых должна составлять где-то метр. Они нужны для того чтобы крепить металл на стены.
  • Теперь можно заливать все дно котлована, в том числе и пояс бетонной смесью. В итоге должна получиться бетонная плита толщиной 30 см.
    Чтобы в плите не было пустот, которые бы способствовали проникновению в подвал воды, бетонную смесь при заливке нужно очень хорошо утрамбовывать. Когда бетон на дне немного схватится, можно будет начинать заливать стены.
  • После того как в нашем погребе готовы и стены и фундамент нужно приступать к гидроизоляции стен. Делать ее нужно с внешней стороны при помощи битумной мастики или чем-то похожим.
  • Теперь нужно заложить землей оставшееся пространство между грунтом и стенами, а вверху всего периметра стен, избегая люк для входа, делается перекрытие. Чтобы это осуществить понадобится сделать опалубку, прикрепить арматуру к вертикальным прутьям и залить все бетоном.
  • После того как основа погреба готова можно перейти к постройке гаража, а потом только обустраивать погреб .

В готовом помещении погреб в гараже как сделать мы уже понимаем. Теперь перейдем к другому варианту.

Подвал в готовом гараже

Погреб в гараже своими руками на начальной стадии делать гораздо проще. Но в готовом помещении это сложнее и подход несколько иной.
В этом варианте уже имеются стены и крыша помещения. Нашей задачей является построить подвал так, чтобы не нарушить целостность постройки. Такое вполне возможно. И инструкция для этого есть и все можно увидеть на фото.

Технология постройки погреба в уже готовом гараже выполняется в следующем порядке:

  • Сначала делаем разметку. При этом очень отмерять от стен гаража по 30 см. с каждой стороны. Если этого не сделать то вполне может быть такое, что стены гаража немного усядутся или даже потрескаются.
  • Следующим этапом является рытье котлована.
  • В готовый котлован, на дно, стелиться несколько слоев рубероида. Это необходимо для качественной гидроизоляции.
  • Теперь на дне котлована делается стяжка.
  • Переходим к постройке стен. Делается это из кирпича или же бетонной смеси, которую нужно заливать.
    Очень важно предусмотреть расстояние под влагозащитный слой, который должен быть с внешней стороны стены. Делать это нужно при помощи специальной смеси, мастики.
    Наносится она при помощи шпателя или валика. Если эти инструменты не будут пролазить между стенами, то вполне можно подыскать нечто подобное с длинной ручкой. Еще в таких целях часто используют материалы в рулонах.
  • В варианте с готовым гаражом исключена возможность работать с готовыми плитами, поскольку пространство ограничено. Поэтому перекрытие нужно будет заливать из бетона.
    Делается это очень просто. Берутся доски которые кладутся горизонтально на опоры. Все это покрывается плотной пленкой, а сверху укладывается сетка из арматуры, таким образом, получается каркас. Очень важно при этом оставить люк для выхода.
  • На готовую опалубку выливается слой бетонной смеси, толщина которой должна быть не менее чем 30 см. Если толщину сделать меньше, то бетонное перекрытие может не выдержать нагрузку от машины, которая будет стоять в гараже.
  • Строим погреб в гараже и последним этапом постройки конструкции является снятие опалубки. Далее понадобятся только лишь отделочные работы.

Как правильно построить погреб в гараже вы уже понятие имеете. Можно сделать и деревянный погреб в гараже. Правда здесь следует сказать, что этот материал плохо переносит сырость и не прослужит достаточно долго. Так что посмотрите видео и сделайте правильный выбор.

LiveInternet LiveInternet

Можно ли в гараже построить погреб?

Несмотря на распространение сетей супермаркетов, в которых в любое время года можно купить свежие овощи и фрукты, многие жители городов предпочитают запасать картофель и разнообразные соления с осени. Закупленные оптом и собранные на даче овощи надо где-то хранить, но капитальные погреба есть не у всех.

О создании погреба лучше задуматься еще при строительстве гаража.

Выкопать подвал в доме или погреб на улице могут только те, у кого есть частный дом или дача за городом. Что же остается обитателям городских многоэтажек? Смекалистые обладатели автомобилей решают этот сложный вопрос просто – роют погреб в гороже. Преимущества размещения подвала в утепленном, надежно запирающемся и иногда охраняемом помещении очевидны, ведь до запасов и морозу, и злоумышленникам очень сложно добраться. Как построить погреб в гараже, чтобы не причинить вреда его стенам?

Материалы и инструменты

Схема погреба в гараже.

При строительстве будут выполняться земляные работы, поэтому основным инструментом станет лопата. Кроме нее потребуются:

доски и гвозди для опалубки;

цемент, щебень и песок;

емкость для замеса бетона или бетономешалка;

швеллер, рельсы или ж/б балки;

Строительство гаража с погребом

Этот вариант подходит только тем, кто еще не начал строить гараж. При разработке проекта надо учитывать возможность заглубления фундамента гаража на глубину, соответствующую высоте потолков в погребе. Обычно она составляет 2-3 м с учетом того, что уровень пола в подвале должен находится на 30-50 см выше дна траншеи, выкопанной под фундамент. На этапе разработки проекта следует учесть и площадь погреба в гараже.

Если подвал будет занимать незначительную часть основной постройки, фундамент под нее можно выполнить, заглубляя только ту часть, где будет расположено подсобное помещение.

Для этого через каждые 0,5-1 м фундамент постепенно углубляют в зависимости от грунта:

на плотном грунте отношение длины уступа к высоте – 1:1;

на грунте с недостаточной плотностью это отношение – 2:1.

Схема расположения погреба в гараже.

Строительство погреба начинают с закладки его фундамента. На дне выкопанного котлована роют траншею по периметру. Глубина ее должна составить 30-50 см, ширина будет на 15-20 см больше толщины стен возводимого гаража. В траншею засыпают слой щебня (10 см) и слой песка (5 см) для устройства подушки. Поверхность выравнивают и трамбуют. Стены и дно траншеи покрывают гидроизолирующим материалом, устанавливают арматуру и заливают бетоном. Согласно СНиП марка бетона для фундамента должна быть не ниже М250.

Стены подвала возводят из железобетонных блоков или монолитного бетона. В 1-м случае блоки кладут на раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Во 2-м случае делают опалубку из досок высотой 40-50 см, устанавливают арматуру и заливают бетон М250 слоями по 30-40 см, давая время каждому слою окрепнуть в течение 1-2 суток. Наращивая опалубку, поднимают стены на нужную высоту.

При строительстве стен формируют отверстия для вентиляции, располагая их на противоположных стенах. Приточное отверстие размещают немного выше уровня чистового пола в подвале, а вытяжное – под потолком помещения. Впоследствии через эти отверстия пропускают трубы, которые выводятся на поверхность на разной высоте.

Потолочное перекрытие погреба – очень ответственная деталь постройки. Оно испытывает значительные изменения нагрузки, когда автомобиль выгоняют из гаража и вновь ставят на стоянку.

Вентиляция погреба в гараже.

Чтобы качественно выполнить перекрытие подвала, на верхнюю часть стен укладывают железобетонные балки, металлические швеллеры или рельсы с шагом 70-100 см между ними. На них помещают железобетонные плиты перекрытия или делают опалубку, армируют и заливают потолок из бетона толщиной 20 см.

Чтобы обеспечить защиту подвального помещения от случайного попадания влаги из гаража, перекрытие обмазывают 2-мя слоями горячего битума. Для термоизоляции погреба поверх перекрытия укладывают слой минваты, керамзита, шлака или используют смесь опилок с цементом (слой до 20 см). Поверх теплоизолирующего материала делают бетонную стяжку толщиной 10-15 см.

В местах с высоким залеганием грунтовых вод может потребоваться гидроизоляция стен и пола погреба. Меры принимаются следующие:

1. стены изнутри и снаружи обмазывают горячим битумом не менее 2-х раз;

2. промежуток между стеной и грунтом в котловане забивают жирной глиной, формируя глиняный замок;

3. под полом погреба и по периметру гаража устраивают дренаж.

Дно подвального помещения делают ниже предполагаемого чистового пола на 30 см. Поверхность выравнивают и насыпают подушку из щебня и песка, как для устройства фундамента. Для гидроизоляции подушку заливают горячим битумом. После его застывания выполняют бетонную стяжку, армируя ее металлической сеткой 5х5 см. Толщина стяжки не должна быть меньше 20 см.

Если гараж с погребом строят в местах с глубоким залеганием грунтовых вод, то пол подсобного помещения можно выполнить из глины, которую укладывают 2-мя слоями, между которыми расстилают рубероид.

Как выкопать подвал в гараже?

Как же быть тем, у кого гараж уже полностью построен и эксплуатируется по назначению? Выкопать подвал можно и после постройки гаража, надо только учесть, что ширина и длина котлована должны быть меньше габаритов основной постройки. Стены готового погреба должны отстоять от стен гаража не менее, чем на 50 см внутрь. Это значит, что в стандартном гараже размеры хранилища могут быть ненамного больше, чем размеры смотровой ямы.

Схема утепления погреба.

1. Перед тем как построить погреб, придется демонтировать пол в гараже. Плотный глинистый грунт можно не укреплять в процессе рытья котлована. Сыпучий слабый грунт потребует установки подпорок. Дно котлована выравнивают и формируют подушку из щебня и песка, которую затем заливают битумом для обеспечения гидроизоляции пола.

2. Выполняют бетонную стяжку толщиной 10-15 см, применяя армирующую сетку. Залитому полу дают возможность набрать прочность в течение 7-10 дней.

3. На готовом полу возводят стены подвала из кирпича, природного камня или железобетонных блоков на кладочном растворе из цемента и песка 1:3. Перекрытие делают так, как описано в примере постройки гаража вместе с погребом.

Некоторые поступают иначе

В отдельных случаях народные умельцы идут “от противного” и строят сначала стены и потолок погреба, вынимая грунт изнутри в последнюю очередь.

Схема утепления пола погреба.

1. Отступая по 0,5 м от стен гаража, копают траншею глубиной на 30 см больше нужной высоты погреба. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в ней мог свободно двигаться строитель. На дно готовой траншеи насыпают щебень для подушки и устанавливают опалубку из дощатых щитов, шифера, ДСП или другого материала. Устанавливают арматуру и заливают стены погреба, постепенно наращивая высоту до уровня, который на 30 см ниже желаемого уровня чистого пола гаража.

2. После затвердевания бетона (7-10 дней) грунт в гараже снимают до верхней границы залитых стен, поверхность тщательно выравнивают и расстилают полиэтиленовую пленку. Сбивают короб из досок. Его размеры устанавливают в зависимости от желаемых размеров люка в подвал. Размещают короб там, где планируют сделать спуск.

Укладывают арматуру, скрепляя ее с арматурой стен и полностью заливают бетоном (20 см) подготовленную площадку. Через несколько дней укладывают слой теплоизолирующего материала (20 см) и заливают армированную стяжку (10-15 см). Когда бетонный пирог наберет нужную прочность (через 20-30 дней), начинают вынимать грунт из установленного при заливке короба. Постепенно углубляясь, освобождают от грунта всю камеру будущего подвала. В последнюю очередь заливают пол в помещении.

Каким способом построить погреб в гараже, каждый хозяин может выбрать сам, руководствуясь условиями, в которых ему придется работать. А чтобы в подвальном помещении хорошо хранились дары огорода, важно сделать надежную гидроизоляцию и эффективно работающую вентиляцию.

Как сделать погреб Схема вентиляции:

Вентиляция в подвале гаража:

Погреб 3,5 м Система вентиляции:

Поскольку владельцы частных гаражей стремятся с максимальной пользой эксплуатировать занимаемую территорию, то строительство погребов в гараже – дело привычное. Хотя сегодня в каждой квартире весьма успешно трудится его конкурент – холодильник, погреб остается востребованным и очень полезным. Идеальным местом хранения части повсеместно заготавливаемых овощей является именно погреб – где же как не в нем хранить кадки с солеными огурцами и помидорами, картофель и морковку. Потребность в информации как сделать погреб в гараже своими руками возникает очень часто.

Содержание

С чего начинать строительство

Сначала вспомним, что рекомендуемые размеры погреба в гараже составляют: глубина от 1,7 до 1,9 м, ширина – от 2 до 2,5 м. Даже при наличии площади не следует делать погреб очень широким.

Далее определяемся с видом помещения и составляем его план. Изготовление грамотного чертежа – этап обязательный, он позволит произвести расчет материалов. Строить погреб рекомендуется с отступом от стен минимум на 0,5 м – именно столько места потребуется для монтажа боковой гидроизоляции, в качестве стены можно использовать поверхность ленточного фундамента.

При использовании второго варианта будет возможность получить экономию, но при этом необходимо соблюсти условие: уровень пола должен быть выше на 0,3 м от отметки ленточного фундамента. К этому варианту проекта можно прибегнуть только в случае, если есть уверенность, что работа с основанием гараже не сможет нанести вред сооружению.

В план работ обязательно следует включать гидроизоляцию помещения и обустройство его вентиляционной системы. Хотя вопрос с сооружением погреба в гараже можно решить по разному, самым практичным все-же останется оборудование входа через люк и использование обычной лестницы. Если площадь гаража позволяет, можно прибегнуть к сооружению ступенек из бетона.

Виды погребов

По принципу расположения погреба можно разделить на два вида: стоящие отдельно или находящиеся под помещениями. Поскольку планируемое хранилище будет находиться на территории гаража, то вид его будет определяться глубиной. В гараже можно соорудить полузаглубленную яму для хранения овощей. Сооружается она по тому-же принципу, что и смотровая яма, хотя некоторые умельцы умудряются весьма успешно приспособить для этих целей вкопанную в грунт цистерну.

Полузаглубленная яма может сооружаться даже на влажных местностях, т.к. глубина ее обычно составляет от 0,7 до 1 м. Стены ямы выливают из шлакобетона или бетона или выкладывают из кирпича. Для гидроизоляции применяют оклеечные и обмазочные материалы или глиняные замки.

Большей популярностью пользуется строительство полностью заглубленного погреба. Рациональной считается глубина от 1,5 до 3 м. Расчет параметров такого сооружения производится с учетом данных об уровне подземных вод. Желательно, чтобы дно погреба находилось на 0,5 м выше этого уровня.

Как сделать погреб в гараже – рассмотрим поэтапное выполнение работ

Наиболее важными требованиями к выполняемым проектным и строительным работам можно назвать следующие:

  1. К работе приступать будучи уверенным в возможности выкопать яму глубиной от 2 до 3 м – в городских условиях на такой глубине находятся многочисленные инженерные коммуникации.
  2. Обязательным пунктом будет исследование уровня подземных вод.

Следует помнить, что сооружение в готовом гараже заглубленного погреба – решение не совсем грамотное. Если же вопрос обсуждению не подлежит, то потребуется предусмотреть защитные меры от подмывания подземными водами. Следует уточнить, что никакие современные методы не позволяют решить проблему с устранением источника подтопления готового подвала, предупредить ситуацию лучше всего перед началом строительства, соорудив круговую дренажную систему.

Правила выбора материала

Для возведения стен погреба можно применить разные стройматериалы, причиной предпочтения какого-либо из них часто служит только стоимость, особенно если есть желание построить погреб с небольшими затратами. Для быстрого возведения стен погреба можно применить железобетонные плиты, но при этом придется выложить немалую сумму на приобретение материалов. Более демократичны цены на монолитный бетон и дикий камень. Если используется красный кирпич – то только качественно обожженный. Специалисты советуют не применять материалы из шлакобетона или силикатные кирпичи при строительстве.

Для заливки фундамента пользуются бетоном М 100 или бетоном, приготовленным по стандартному рецепту: цемент марки 400, песок, щебенка. Цементно-песчаным раствором также пользуются для стяжки пола и оштукатуривания внутренней поверхности стенок.

Для сборки опалубки рекомендуется использовать цельные доски. В качестве бюджетного варианта гидроизоляции можно использовать укладку на расплавленную смолу нескольких слоев рубероида.

Как сделать фундамент

Строительство фундамента начинают с рытья котлована. Достигнув запланированной глубины дно выравнивают и утрамбовывают, выстилают 3 см слоем щебня или кирпичного боя, заливают слоем бетона, общая толщина слоя – примерно 7-8 см.

Когда бетон полностью застынет – выполняют гидроизоляционные работы: укладывают два слоя рубероида, склеивая их расплавленной смолой. Обязательное условие – по краям гидроизоляционный материал должен выходить на 10-15 см за границы стены. Далее устанавливается опалубка и заливается раствором.

Чтобы обезопасить свою постройку, при высоком уровне грунтовых вод сооружают систему дренажа.

Кладка стен

В зависимости от того, какой материал будет использован выбирают метод кладки. К примеру для кирпича лучше всего выбирать самый простой вариант кладки. Главное при ее выполнении – соблюдение вертикальности стен. Швы между кирпичами затираются тщательно, как снаружи, так и изнутри. Кирпичные стены в погребе рекомендуется окрашивать известью.

Простотой выполнения отличается сооружение монолитных бетонных стен, впрочем процесс несколько усложняет потребность в сооружении опалубки. Собирают ее следующим образом: из прочных ровных досок сбивают для каждой стены щитки, по периметру фундамента забивают металлические столбы, к ним крепят опалубку, готовят бетон и заливают его.

Как обустроить потолок погреба в гараже

Чтобы упростить процесс сборки потолочного перекрытия используют железобетонные плиты. В плите проделывают отверстие для люка, определяют на цоколе постройки уровень ее монтажа. Установленную плиту обмазывают смолой, утепляют при помощи стекловаты или цементно-опилочной смеси. Оптимальная толщина слоя утеплителя – от 15 до 20 см. Для отделки поверхности использовать вагонку или шифер, в случае установки дополнительного слоя утеплителя поверхность потолка оштукатуривают.

Как выполняется гидроизоляция погреба в гараже

Чтобы эксплуатация погреба была комфортной потребуется выполнить ряд гидроизоляционных работ. Использовать для этого можно современные материалы, но можно прибегнуть к традиционным, имеющим более низкую стоимость. Минимальные затраты повлечет использование битумной смазки. Ее накладывают в два слоя, меду ними располагают слой рубероида. Сверху гидроизоляционную конструкцию посыпают крупнозернистым песком.

Для обработки внутренних стен лучше использовать смеси для т.н. проникающей гидроизоляции. Их уникальность в том, что не создавая пленку на поверхности, они проникают в структуру материала и превращают стену в монолитную конструкцию. Неоспоримое преимущество проникающей изоляции в том, что она не может быть повреждена, а срок ее службы равняется сроку службы самих стен. Проникающую гидроизоляцию можно применять для наружных и внутренних поверхностей, причем эти поверхности не должны быть сухими, их даже рекомендуется увлажнять перед началом нанесения смеси.

Наносят смесь – разбавив ее водой, при помощи широкой кисти. Толщина наносимого слоя – до 2 мм. Изготовители проникающей гидроизоляции утверждают, что она способна приникать по капиллярам стенного материала на глубину до 0,9 м, создавая в нем нерастворимые кристаллические образования.

Кристаллы заполняют все пустоты в бетоне и устраняют пути прохождения влаги, при этом стены не теряют своей паропроницаемости.

Обработка бетона значительно повысит его технические характеристики, в частности – он сможет оказывать сопротивление напору воды под давлением порядка 20 атмосфер. Положительным моментом можно считать простоту нанесения гидроизоляции, возможность ее выполнения без какого-либо дополнительного оборудования, более того, работу владельцы гаража могут выполнить своими руками.

Как сделать полы в погребе гаража

Наиболее практичным материалом для его изготовления считается железобетон. Выровненную поверхность пола засыпают слоем щебня и песка ( 15 см + 5 см), хорошо утрамбовывают. Чтобы ускорить процесс строительства можно использовать в качестве пола железобетонную плиту.

Немного больше усилий придется приложить к созданию железобетонной поверхности своими руками: путем установки арматурных стержней создается основа для укладки армирующей сетки, далее укладывается сама сетка, заливается как минимум четырехсантиметровым слоем бетона.

Как утеплить погреб в гараже

В качестве утеплителя для стен подвала можно использовать пенополистирол, его монтаж следует выполнять с внешней стороны стен. Среди его преимуществ строители отмечают: высокий уровень водонепроницаемости, устойчивость к воздействию плесени и грибков, длительный срок эксплуатации.

Чаще всего для изоляции стен погреба используют материал ПСБ-С-25 с толщиной 50 мм. Монтаж утеплителя на обеих поверхностях стены позволит иметь в помещении стабильную температуру. При утеплении только внутренней поверхности стен существует угроза оседания на месте швов конденсата.

Для теплоизоляции бетонного пола можно использовать опилки. Их укладывают слоем до 40 см, тщательно утрамбовывают. Далее укладывают слой рубероида и выполняют цементную стяжку. Также потребуется дальнейшая обработка застывшей поверхности битумом.

Особое внимание рекомендуется уделить утеплению потолка – именно на его поверхности при попадании в подвал холодного воздуха будет оседать конденсат. Если в качестве перекрытия подвала в гараже используется бетонная плита, то скорее всего потребуется сооружение фальшпотолка. Его можно соорудить следующим образом: в стенах погреба, на расстоянии примерно 15 см от плиты перекрытия, крепят трубы, сооружают из прутьев арматуры ограждающую сетку. Конструкцию окрашивают водостойкой краской. Пространство между панелью перекрытия и решеткой из арматуры заполняют утеплителем – можно использовать минераловатные материалы.

Вентиляция в погребе в гараже

Качественное хранение овощей и фруктов в подвале зависит от того, насколько правильно организована подача свежего воздуха в помещение и какой уровень влажности в при этом в нем поддерживается.

Вариантов обустройства вентиляционной системы есть два, первый, простой и недорогой, это – естественная вентиляция, предполагающая установку приточной и вытяжной труб таким образом, чтобы воздух мог свободно циркулировать. Вытяжная труба крепится возле потолка, приточную располагают так, чтобы ее край находился в 10 см от пола подвала, второй – на пол метра выше крыши. Второй конец приточной трубы выводят наружу и закрывают сеткой. Над обеими трубами рекомендуется разместить крышки.

Более дорогостоящий и сложный метод – принудительный, для его обустройства потребуется в вытяжной трубе установить вентилятор. При его включении застоявшийся воздух будет выгоняться наружу, а погреб заполнится свежим воздухом.

Оптимальным по стоимости и эффективности считается комбинированная установка принудительной и естественной вентиляции. Использование принудительной вентиляции понадобится летом – когда разница уличной температуры и внутри погреба достигает минимума.

На заключительном этапе строительства погреба и подготовки его к эксплуатации устанавливают крышку люка, устанавливают лестницу. К началу сезона заготовок в погребе устанавливают стеллажи с полочками. Перед тем, как заполнять подвал следует его просушить и очистить от болезнетворных микроорганизмов. Для этого достаточно сжечь в помещении таблетированный спирт (10 таблеток).


Автор: Сергей и Светлана Худенцовы

Источники: http://1pogarazham.ru/podval/obustroivaem/33-pogreb-v-garazhe-kak-sdelat, http://www.liveinternet.ru/users/4380194/post377374281/, http://strgid.ru/pogreb-v-garazhe-kak-pravilno-vykopat-pogreb-svoimi-rukami-delaem-pogreb-v-garazhe-poetapno

septikman.ru

Смотровая яма – незаменимая деталь гаража. Как сделать смотровую яму своими руками. Последовательность работ по изготовлению смотровой ямы своими руками

Гараж – это творческая мастерская настоящих мужчин. Большинство представителей сильного пола имеют машину, за которой необходимо следить и вовремя ремонтировать. Для того чтобы ремонтные работы под авто не проводить лежа на спине, каждый может самостоятельно оборудовать свой гараж так называемой смотровой ямой. Как правильно сделать это приспособление и что для этого нужно детальнее рассмотрим в нашей статье.

Оглавление:

  1. Как правильно спроектировать смотровую яму в гараже
  2. Земляные работы при изготовлении смотровой ямы своими руками
  3. Изготовление стен и пола гаражной ямы своими руками
  4. Смотровая яма из бетона
  5. Смотровая яма из кирпича
  6. Гидроизоляция  смотровой ямы своими руками
  7. Дополнительное оборудование смотровой ямы своими руками

Как правильно спроектировать смотровую яму в гараже

Наличие собственной смотровой ямы для автолюбителей большой плюс. Без лишних затрат и в любое время суток есть возможность провести мелкий ремонт или профилактику своей машины не покидая дома. Конечно же, правильно планировать постройку смотровой ямы перед сооружением самого гаража, но часто их созданием занимаются уже на основе готового здания. Прежде чем приступить к строительным действиям, необходимо, на основе замеров, сделать проект будущего гаражного приспособления. Профессионалы этого дела дают множество ответов на вопрос: как сделать разметку смотровой ямы в гараже? Габариты смотровой ямы в идеале должны соответствовать некоторым параметрам. Опираться можно на размеры конкретно вашего автомобиля, если сооружение предназначено чисто для ремонта одного авто. Но все же стоит задуматься над тем, что со временем Вы можете поменять машину, и она будет совсем других габаритов, а гараж останется тем же. Поэтому, рекомендуют к размерам по автомобилю добавлять запас примерно в 1 метр, это позволит сделать рабочее место еще более удобным.

Длина смотровой ямы чаще всего составляет 4-5 метров, плюс запас. Такие размеры позволяют иметь достаточно пространства для реализации ремонтных хлопот.

Ширина конструкции варьируется в зависимости от расстояния между колесами машины. Для легковых моделей стандартом является примерно 80 см.

Глубина ямы обычно определяется под рост хозяина. Но это не значит, что она должна быть очень глубокой или наоборот. Лучше все же найти золотую середину, опираясь на предыдущие размеры. Определение размеров смотровой ямы подразумевает дальнейшее изготовление чертежа, который в процессе реализуется этапом выкапывания котлована.

Земляные работы при изготовлении смотровой ямы своими руками

Одним из самых объемных и требующих приложения усилий, считается этап земляных работ при изготовлении смотровой ямы в гараже своими руками. Чтобы выкопать яму стандартного размера нужно раскопать около 10 кубометров земли. Обычно разметку будущей конструкции помечают с помощью колышков.  Выкопанное днище проверяют строительным уровнем, который позволяет, определить равномерно ли раскопана, поверхность земли. Правильно выкопанный котлован, с соблюдением всех размеров, считается залогом будущей функциональности, надежности и удобства конструкции смотровой ямы в вашем гараже.

Изготовление стен и пола гаражной ямы своими руками

Перед тем как приступать к работе над полом и стенами гаражной ямы, стоит еще раз проверить все замеры. Рекомендовано, чтобы верхняя часть котлована была немного шире, чем внизу.

Чаще всего пол смотровой ямы заливают бетоном. Этот процесс необходимо проводить в два этапа: сначала залить половину, затем еще одну. Предварительно под бетонную заливку пол подготавливают таким образом: на землю высыпается 5 – 6 см. песка, который утрамбовывают вручную.

При бетонировании пола используют арматуру или мелкую сетку, которые обеспечивают бетонному покрытию долговечность и надежность.

Особенности изготовления стен смотровой ямы своими руками зависят от выбранного материала для работы. Для возведения стен обычно выбирают один из двух распространенных материалов: кирпич или монолитный бетон.



Смотровая яма из бетона

Для сооружения ямы для гаража необходимо приготовить такие инструменты и материалы:

1.       Пила, штыковая лопата, уровень, кусачки, угольник, молоток, болторез и др.

2.       Гвозди, бетон, пиломатериалы для создания опалубки, арматурная сетка, гравий и др.

По размерам выкапываем яму, как было описано выше, и заливаем бетонный пол. После полного высыхания бетона начинается этап работы над опалубкой. Заранее нужно подумать о полках для инструментов и подручных материалов. Опалубку обычно собирают из досок или других древесных материалов. Когда конструкция опалубки собрана полностью, ее цементируют слоем примерно в 40 см. рекомендовано добавлять металлическую сетку в каждый слой.

Когда со стенами проведены все отделочные работы, тогда сверху обосновывают закладную раму, основной функцией которой считается – страховка колеса от попадания в яму.

Особенность смотровой ямы из бетона заключается в правильном проведении этапов работы с самим раствором, от которого зависит прочность и долговечность конструкции.

Помните, для того чтобы избежать неприятных нестыковок и хлопот нужно заранее подготовить проект своей смотровой ямы для гаража.

Смотровая яма из кирпича

Аналогично первому варианту первым процессом сооружения гаражной ямы из кирпича, является заливка пола. Когда пол готов можно приступать к работе непосредственно над самими стенами. Особенности смотровой ямы из кирпича заключаются в следующих моментах работы.

При планировке стоит заранее выбрать места расположения ниш под инструменты и т.п. Лучше, чтобы такие углубления располагались в боковых сторонах постройки. При выкладке стен можно выбрать толщину – целый или ½ кирпича.  При приготовлении раствора новичкам рекомендуется  в готовую смесь добавить жидкое мыло, так как оно продлевает время застывания, что очень выгодно для работы неопытных строителей.

При кладке кирпича важно, чтобы все было аккуратно и ровно. Для этого используют натянутый шнур, с помощью которого проверяют вертикальность.

Как показывает практика, быстрому разрушению поддаются верхние ряды кирпича. Поэтому их нужно защищать при помощи металлических уголков.

Гидроизоляция  смотровой ямы своими руками

Наличие смотровой ямы в гараже – это, конечно же, очень удобно и так далее, но и очень опасно для самой техники. Если упустить такой важный момент как гидроизоляция данной конструкции, то в помещении будет влажно и сыро, а это прямая дорога к коррозии и прочих негативных моментов.

Вопросы гидроизоляции и утепления смотровой ямы в гараже своими руками считаются достаточно спорными даже среди профессиональных мастеров. А все дело в том, что для создания гидроизоляции используются разного типа материалы:

Материалы для гидроизоляции
Битумные Нуждаются в замене через каждые 14 – 20 лет. В финансовом плане – недорогие, в использовании – достаточно простые.
Полимерные мембраны

 

В плане использования – сложнее битумных. Не имея практических навыков работы с материалом лучше не использовать.

 

 

Проникающие материалы

 

Самые эффективные и распространенные материалы. Имеют достойные показатели качества и цены, просты в применении.

Работы по гидроизоляции условно можно разделить на первичные и вторичные.

Первичный этап включает такие процессы:

1.       Первый слой под бетон нужно засыпать гравием примерно в 15см.

2.       Для следующего слоя рекомендуют взять песок и плотно его утрамбовать. Таким образом, получится отличный покров, который способен хорошо отводить влагу.

3.       Начальная защита стен, перед гидроизолирующим покрытием, требует обработки поверхности жирной глиной.

Вторичная гидроизоляция, она же основная, заключается в использовании материалов подходящих для заглубления.

Первый тип – это битумные материалы. Обычно они выпускаются производителями в специально сформированных рулонах. Применение битума требует дополнительного использования нужной марки растворителей. Популярными считаются такие битумные материалы как – рубероид, еврорубероид, рубемаст.

Второй – полимерные мембраны. Срок службы этого вида практически неограничен. Гидроизоляционные мембраны бывают однослойными и многослойными. Они очень устойчивы к физическим и химическим воздействиям. Один важный момент – это достаточно дорогостоящий материал.

Проникающие материалы славятся своей максимальной устойчивостью к проникновению влаги. Специальные смазки нужно наносить на влажную поверхность. Благодаря своим свойствам они плотно проникают вглубь и прочно закупориваются.

Часто используемым материалом для гидроизоляции считается жидкая резина. Она очень удобна в использовании и применяется при различных температурных условиях. К тому же это очень выгодная продукция: всего 2 мм жидкой резины практически полностью компенсируют четыре слоя битумных материалов.

Работу по гидроизоляции смотровой ямы нужно проводить в несколько шагов. Стоит учитывать, что каждый слой использованных материалов для гидроизоляции, так или иначе, отнимают от вашей гаражной конструкции хоть и минимальное, но пространство. Поэтому очень важно размеры выкопанной ямы делать с запасом, учитывая все процессы. Монтаж гидроизоляции напрямую зависит от выбранных материалов.

Что касается утепления смотровой ямы, то многие говорят о том, что лучший вариант это отапливаемый гараж. Но если это не вариант и нужно выбирать какой-то материал, то лучше всего брать – пенополистирол.

Дополнительное оборудование смотровой ямы своими руками

Если в гаражном помещении в наличии имеется смотровая яма, то очень важно, чтобы в нерабочее время она была закрыта. Для этого хозяину нужно позаботится о дополнительном оборудовании в смотровой яме. Крыша смотровой ямы, даже при наличии гидроизоляции в углублении, все же защищает автомобиль от возможной повышенной влажности.

Спорным вопросом по поводу оборудования смотровой ямы считается освещения. Некоторые автолюбители говорят о том, что это необходимость, другие считают что достаточно и простой переноски с лампочкой. Помните напряжение 220 В при использовании в смотровой яме  несут угрозу для жизни. Для таких помещений используют специальные лампы.

Наличие смотровой ямы автоматически делает гараж владельца автомобиля – мультифункциональным и удобным.

Для подробной информации по проектированию и сооружению смотровой ямы своими руками предлагаем посмотреть видео:

strport.ru

Размер смотровой ямы. Как сделать смотровую яму в гараже своими руками

Смотровая яма в гараже является неизменным атрибутом для автовладельца, который самостоятельно обслуживает собственную машину. Поэтому строительство гаража часто начинается с обустройства ямы. Как соорудить ее по всем правилам?

Общие правила выполнения работ

Выкопать яму в гараже – это половина дела, ведь она должна быть комфортной для работы. Для этого следует учитывать некоторые нюансы при строительстве:

  1. Важно уделить внимание внутренней отделке стен, ее следует сделать так, чтобы внутрь ямы не проникали грунтовые воды. Часто для этого устанавливают под отделкой внутреннюю гидроизоляцию.
  2. Материал для пола ямы не должен быть скользким, так как часто на него проливается масло и другие автомобильные жидкости.
  3. При расчете размера смотровой ямы следует учитывать величину всего гаража и непосредственно автомобиля.
  4. Для комфортной работы следует позаботиться об освещении. Часто используется переносное оборудование, которое крепится на одну из стен.
  5. При надобности яма должна закрываться, поэтому стоит продумать, из какого материала изготовить покрытие, оно должно быть достаточно крепким и устойчивым.

Все нюансы строительства следует продумать еще до его начала и только после этого приступать к работам.

Разметка ямы

Опытные строители рекомендуют перед началом работ уделить время разметке на бумаге с указанием размеров. Смотровая яма должна обладать следующими параметрами:

  1. Ширина смотровой ямы должна составлять 70-80 см, этого будет достаточно для колеи среднестатистического автомобиля и даже останется место между колесом и ямой для маневра.
  2. Длина ямы определяется собственным удобством, а также величиной гаража. К размерам автомобиля данный параметр отношения не имеет. Стандартная длина составляет около 2 метров.
  3. Глубина смотровой ямы определяется из собственного роста – стоя на цыпочках или согнув ноги в коленях, много сделать не получится. Поэтому оптимальным вариантом считается расстояние 25-30 см между головой и днищем автомобиля. Например, при росте 180 см и клиренсе автомобиля 16 см глубина ямы должна составлять 170 см.

Соблюдая данные параметры, можно соорудить яму, в которой будет комфортно работать.

Земляные работы

Копка ямы считается одним из самых трудоемких занятий при обустройстве гаража. При этом нужно будет выкопать приблизительно 9 кубометров земли. Если нет желания делать это самостоятельно, можно нанять рабочих. При этом важно сделать разметку при помощи колышков для ориентации в размерах.

Выполняются земляные работы следующим образом:

  • при копке ямы часть земли (примерно половину) нужно оставить для заполнения пазух, которые появятся при строительстве, остальное можно вывезти;
  • важно выровнять пол при помощи строительного уровня, для того чтобы глубина ямы была равномерной;
  • затем на пол насыпается слой щебня высотой около 5 см, его нужно утрамбовать в землю;
  • на данной стадии есть возможность обустройства ниш в стенах для хранения инструментов и других необходимых вещей.

От правильности выполнения земляных работ зависит будущее удобство ямы и ее функциональность.

Оборудование стен ямы

Для возведения стен существует два распространенных материала – монолитный бетон и кирпич. Опытные строители рекомендуют обратить внимание на бетон, он выполняет также функцию внутренней гидроизоляции, а его стоимость значительно меньше.

Работы выполняются следующим образом:

  1. Для приготовления бетонной смеси для одного кубометра стены понадобится 300 кг цемента, 680 кг речного песка, 120 л воды, 1200 кг щебня мелкой фракции. Для приготовления однородной смеси важно использовать бетономешалку, так как самостоятельно смешать такое количество материалов довольно сложно.
  2. Размер смотровой ямы следует рассчитывать с учетом заливки стен, толщина которых составляет около 5 см.
  3. В качестве арматуры часто используется сетка.
  4. Для заливки стен нужно соорудить опалубку из ОСП, которую потом можно будет использовать для обшивки ворот, сборки стеллажей и полок.
  5. После заливки бетон должен высохнуть в течение 14 дней, после чего можно приступать к другим работам.
Формирование стен из бетона является кропотливой работой, которая не терпит спешки.

Обустройство пола ямы

Как и стены, пол так же формируется при помощи бетонного раствора. При этом следует учитывать такие нюансы:

  1. Важно сделать подложку перед заливкой пола. Для этого на щебень насыпается слой песка толщиной 5 см и тщательно утрамбовывается.
  2. Затем, как и при формировании стен, кладется арматура, роль которой играет строительная сетка.
  3. На сетку заливается бетон, слой которого составляет 5 см.
  4. При помощи строительного уровня пол выравнивается, пока раствор еще жидкий.
  5. На застывание пола отводится 2 недели, при этом важно периодически смачивать поверхность водой во избежание растрескивания.

При обустройстве пола смотровой ямы своими руками следует учитывать уровень грунтовых вод. При их близком расположении следует уделить больше внимания гидроизоляции.

Освещение в яме

Для комфортного проведения работ в яме должно быть предусмотрено освещение. часто его роль выполняет лампа на переноске, которую при необходимости можно подвесить в любое место. Также освещение можно сделать стационарным, для этого ниши для осветительных приборов следует предусмотреть еще на стадии земляных работ. На количество светильников значительно влияют размеры смотровой ямы.

Крепление провода, который тянется к портативному светильнику, должно осуществляться при помощи зажимов. Если его не зафиксировать, то он может мешать во время работ в яме. Кроме того, можно приобрести портативный штатив, при помощи которого свет можно будет направлять в нужную сторону.

Формирование ступенек

Вход в смотровую яму чаще всего осуществляется при помощи ступенек. Их можно соорудить из деревянных досок или вылить из бетонного раствора. Оптимальное количество ступеней – 6-8, высота между которыми составляет около 20-25 см. При этом нижняя ступень делается ниже и шире остальных для комфортного спуска.

Для строительства ступеней делается деревянная опалубка, между которой закрепляются прутья для армирования. Состав бетона для возведения лестницы повторяет раствор для стен и пола. Так как ширина и глубина ступеней являются довольно значительными, заливка происходит в несколько этапов. При этом важно, чтобы предыдущий слой бетона успел полностью просохнуть.

Многие при обустройстве гаража своими руками вместо строительства ступенек предпочитают использовать обыкновенную переносную деревянную лестницу. Этот вариант является очень удобным, если размеры смотровой ямы, а точнее ее длина, являются недостаточными для размещения стационарной лестницы.

Гидроизоляция

При обустройстве гаража своими руками следует большое внимание уделить гидроизоляции, особенно если близко расположены грунтовые воды. Она осуществляется следующим образом:

  • гидроизоляционная пленка укладывается на всю поверхность пола с нахлестом на стены около 15 см, при этом важно не повредить ее целостность;
  • только после этого можно приступать к бетонированию пола;
  • при близком залегании грунтовых вод вместо песчаной подушки можно использовать хорошо утрамбованную жирную глину;
  • опытные строители рекомендуют при замешивании бетонного раствора добавить гидрофобизирующие добавки, которые будут препятствовать разрушению стен и пола под воздействием влаги.

Гидроизоляция должна быть качественной, потому при выборе материалов следует особенное внимание уделить их характеристикам.

Заключение

Работы, которые проводятся в яме, должны быть безопасными для человека, поэтому следует соблюдать некоторые рекомендации:

  1. При работах на неустойчивом грунте следует особое внимание уделить укреплению стен, иначе в будущем они могут обрушиться в самый неподходящий момент. Неустойчивость будет заметна еще на этапе копки ямы – земля будет крошиться, проседать или трескаться.
  2. Работы должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты – рабочих ботинок, прочных рукавиц. При использовании болгарки, сварочного аппарата или отбойного молотка следует надевать защитные очки, которые предотвращают повреждение глаз отлетающими частицами металла, грунта, камней или пыли.

Если следовать подробным инструкциям, в обустройстве ямы нет ничего сложного. Для удобства выполнения работ должно быть два человека. При правильном расчете размеров ямы и правильном укреплении ее стен можно не беспокоиться о том, что не останется места для маневра автомобиля или пол просядет под его тяжестью.

fb.ru

Насколько просто сделать смотровую яму в гараже

В нашей стране смотровая яма планируется первой во время строительства гаража. Она является отличным помощником любого автомобилиста, т. к. позволяет провести мелкие ремонтные или профилактические работы, а также диагностику, причем без особых материальных затрат. Из этой статьи вы узнаете, как сделать смотровую яму в гараже, какие материалы для этого потребуются, а также то, в чем вообще заключается ее польза.

Благодаря данной конструкции вы сможете менять масло, а ведь подобная услуга стоит в СТО достаточно дорого.

Для чего нужна смотровая яма?

Ответ очевиден: она нужна для того, чтобы было удобнее обслуживать транспортное средство. Некоторые при поломках обращаются в специальные технические центры, однако большая часть автолюбителей предпочитает самые сложные операции проводить своими руками. И делать это в уютной и спокойной обстановке намного удобнее

Помимо практических работ, смотровая яма способна обеспечивать беспрепятственный доступ к:

  • ходовой автомобиля;
  • выхлопной трубе;
  • днищу;
  • поддону картера;
  • коробке переключения скоростей;
  • глушителю.

Теперь, ознакомившись с предназначением смотровой ямы, приступаем непосредственно к работе.

Что лучше: механика или автомат? Ответ узнайте здесь.

Черный нагар на свечах зажигания — один из самых распространенных. О его причинах и значении узнайте на нашем сайте.

Как сделать смотровую яму самому

Процесс состоит из нескольких этапов, рассмотрим их.

Этап первый. Предварительная разметка

Вначале вы должны определить форму и размеры смотровой ямы в гараже. Этот крайне важный момент, поскольку яма будет обустраиваться в уже наличествующем гараже, из-за чего, соответственно, задача будет усложнена, да и условия для работы будут стесненными.

При выполнении разметки руководствуйтесь тем, что почва, которая образует стенки ямы, будет иметь некоторый уклон, в то время как сами размеры сооружения должны быть такими, чтобы работа в нем была максимально удобной. Это во-первых. А во-вторых, в дальнейшем вы должны с легкостью парковаться над ямой, не опасаясь того, что транспортное средство провалится в нее. Существуют определенные меры защиты от соскальзывания, но о них несколько позже.

Исходя из всего этого, рабочая ширина ямы должна составлять 70 см – в таком случае даже у самых малогабаритных моделей автомобилей будет порядка 15-20 см для маневров. При необходимости ширину можно увеличить.

Обратите внимание! Если вы счастливый владелец «Жигулей» с шириной колеи в 1,3 м, то можете увеличить ширину ямы до 80-85 см.

Длина конструкции также определяется из соображений удобства работы, однако при этом следует учитывать и площадь самого гаража. В любом случае это должно быть как минимум 2 м.

При помощи колышков с веревкой или небольшого количества извести обозначьте на полу периметр ямы, добавьте с каждой стороны толщину стенок (зависит от устойчивости почвы) и сделайте небольшой запас для уклона. Если речь идет, к примеру, о плотном суглинке, это должно быть приблизительно 25-30 см. А вот глубина должна быть такой, чтобы от макушки вашей головы до днища машины оставалось около 25 см. Приведем небольшой пример.

Пример.

Для этого используем все те же «Жигули». Клиренс этого автомобиля составляет примерно 16 см. И если ваш рост составляет, скажем, 1,8 м, то «чистая» глубина ямы должна колебаться в пределах 1,7-1,8 м. Хотя лучше сделать ее несколько большей, ведь в дальнейшем всегда можно обустроить фальшпол до требуемой высоты или, как вариант, подставить скамейку.

Этап второй. Подготовка оборудования и расходных материалов

В ходе работы понадобится:

  • правило;
  • бетономешалка;
  • емкость;
  • лопата;
  • саморезы;
  • бетон;
  • доски;
  • сыпучие стройматериалы;
  • шуруповерт;
  • рулетка.

Количество того или иного материала зависит от размеров будущего сооружения.

Этап третий. Земляные работы

Вам предстоит выкопать порядка 9 м³ земли, что сложно, особенно если почва прочная, а работы будут выполняться вручную. Это самый трудный из этапов, однако к работе можно привлечь профессиональных землекопов.

Выкопав траншею, оставьте часть земли в гараже либо рядом с ним – с ее помощью вы засыплете пазухи по окончании строительства стенок. Все остальное вывозите. Чтобы правильно рассчитать технику, необходимую для вывоза, помните: объем разрыхленной почвы будет примерно на ¼ превышать объем самой ямы.

После этого выровняйте дно траншеи и утрамбуйте его, используя мелкофракционный щебень. Для этого насыпьте щебень слоем толщиной 5-7 см и уплотните его при помощи трамбовки.

Обратите внимание! Работать в смотровой яме будет гораздо удобнее, если сделать в стенах ниши для материалов, инструментов и запасных частей. Такие ниши предусмотрите заранее, еще на этапе выполнения земляных работ.

Этап четвертый. Сооружение стен и пола

Есть два возможных материала, которые в данном случае могут использоваться:

Рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, т. к. он обойдется дешевле. Кроме того, конструкция получится более надежной, да и закладные элементы будут закреплены качественнее. Поэтому рассматриваем вариант с монолитным бетоном.

Шаг 1. Вначале поверх щебня соорудите бетонный пол толщиной 6-7 см. Упрочните его армирующей сеткой толщиной 3-4 см и размерами ячеек максимум 15х15 см.

Шаг 2. Приготовьте бетон в следующей пропорции (для 1 м³): «четырехсотый» цемент (300 кг) + щебень с размером фракции от 0,5 до 2 см (1210 кг) + вода (210 л) + песок (680 кг). Если замешиваете вручную, то воды понадобится несколько больше, хотя рекомендуется все же использовать бетономешалку – так готовый раствор будет более подвижным.

Шаг 3. Полученным раствором залейте пол.

Обратите внимание! Коэффициент прочности на сжатие такой поверхности будет составлять примерно 200, чего в данном случае вполне достаточно.

Шаг 4. Приготовьте раствор для стен. Пропорции здесь должны быть несколько иными: 360 кг того же цемента + 1168 щебня + 670 кг песка. Объем воды такой же – 210 л. Толщина стен будет составлять 15 см.

Шаг 5. Из ОСП-плит толщиной 1-1,2 см соорудите опалубку. В дальнейшем эти плиты могут потребоваться и для других нужд.

Шаг 6. Армируйте стены. Многие этим пренебрегают, но на качестве лучше не экономить. Для этого можете использовать ту же сетку, что и для пола.

Шаг 7. Бетон заливайте послойно, высота каждого яруса должна составлять 30-40 см. Каждый ярус уплотняйте при помощи штыковой лопаты. В последнем ярусе обустройте «стаканы» цилиндрической формы, в которые потом установите светильники. Для этого в отверстия в опалубке поместите куски канализационной трубы (обязательно под углом).

Шаг 8. Из предварительно сваренных металлических уголков выполните обрамление ямы, для крепления используйте закладные анкеры, сделанные из кусков арматуры. Обрамление будет выполнять сразу несколько функций:

  • укрепление углов;
  • «обойма» для настила из досок;
  • поребрик для страховки (чтобы машина не соскальзывала).

Шаг 9. Обратная засыпка. В образовавшиеся зазоры засыпайте землю слоями по 15-20 см, тщательно утрамбовывая каждый из них.

Этап пятый. Гидроизоляция

Если в вашем регионе уровень подземных вод достаточно высокий, то дополнительно позаботьтесь о качественной изоляции. Здесь есть несколько возможных вариантов.

  1. Рубероид. Укладывается двумя слоями поверх битумной мастики. Нахлесты должны составлять 20 см, всех их также проклеивают горячим битумом. Срок годности такой изоляции – до 15 лет.
  2. Сухие проникающие смеси. Их разводят водой непосредственно перед применением. Смеси проникают вглубь структуры, но используются преимущественно в качестве дополнительной изоляции.
  3. Полимерные мембраны. Отличаются большим эксплуатационным сроком (до 50 лет). Монтаж предусматривает обустройство армированного каркаса и укладки слоя геотекстиля. Мембраны самоклеящиеся, нахлест должен составлять 10-30 см.
  4. Жирная глина + отходы нефтеперерабатывающей промышленности. Практически не используется.

На что еще обратить внимание?

  1. Если освещение будет обеспечиваться упомянутыми выше цилиндрическими углублениями, то потребуется прокладка кабеля и монтаж розетки. Если источник света будет переносным, то все это не нужно.
  2. Вентиляция может потребоваться для защиты ямы от конденсата, притока свежего воздуха и оттока различной химии. Проще всего сделать этого при помощи гибкого воздуховода, который следует вывести из ямы на высоту 25 см над уровнем пола.
  3. При проведении земляных работ крепите стены котлована в обязательном порядке! Используйте для этого доски с распорками.
  4. Наконец, при выполнении работ используйте средства индивидуальной защиты (ботинки, перчатки, при необходимости – респиратор и очки).

Смотровая яма в гараже своими руками: видео

Итог

Смотровую яму легко сделать самому. Конечно, проще делать ее еще на этапе строительства гаража, но и в готовом сооружении сделать это не составит труда. С таким «бункером» вам будет намного легче ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.

В итоге отметим, что работать лучше с помощником. Он не только будет помогать или подавать инструменты, но и придет на помощь в экстренной ситуации.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

procrossover.ru

Смотровая яма в гараже своими руками, устройство и размеры смотровой ямы

Правильно обустроенная яма в гараже является отличным помощником для автолюбителя, с ней можно сделать мелкий ремонт автомобиля, провести профилактические работы или диагностические мероприятия без особых затрат. Она быстро становится важной частью строения и его главным достоинством.

В нашей стране наличие смотровой ямы способен оценить практически каждый автовладелец, поэтому и при строительстве гаража ее часто планируют первой. Чем же полезна смотровая яма, сделанная своими руками, как ее спроектировать и построить? И можно ли ею дополнить уже в готовое строение?


Смотровая яма из кирпича

Чем может быть полезна смотровая яма

Ответ на этот вопрос очевиден – смотровая яма нужна для удобного обслуживания автомобиля. Некоторые любители сами без помощи мастера совершают самые сложные операции, сооружая в собственном гараже небольшую СТО.

Другие же привычно обращаются к специалистам в технических центрах, однако и они не могут отрицать полезности смотровой ямы. На дорогах то и дело возникают ситуации, при которых возникает желание по возвращении домой осмотреть днище машины. Кочки и выбоины солидных размеров встречаются ежедневно, и после каждого неприятного удара вряд ли удобно ездить к автослесарю.

А вот в собственном гараже в спокойной обстановке, без очереди и в удобное время легко проверить, нет ли серьезных повреждений у машины. И именно смотровая яма дает возможность подобного осмотра, не говоря уж о практических работах. Она дает доступ к:

  • ходовой части;
  • днищу и его защите;
  • глушителю;
  • коробке передач;
  • поддону картера;
  • выхлопной трубе.

Также благодаря этому сооружению можно самостоятельно сменить масло, а ведь эта процедура в мастерской стоит довольно дорого.


смотровая яма из плитки

Достоинства и недостатки наличия смотровой ямы в гараже

На первый взгляд наличие ямы в собственном гараже является большим плюсом, но есть и нюансы, о которых нужно знать при ее обустройстве. К достоинствам решения в первую очередь относится возможность осуществлять осмотр вышеперечисленных частей автомобиля, не прибегая к помощи специалистов. Это просто, бесплатно и для многих владельцев машин даже интересно.

Далее, ремонт и техническое обслуживание без участия профессионального автослесаря позволяет сэкономить довольно большие суммы. Если подсчитать за год, во сколько обходится в мастерской смена масла и другие действия, выгода становится очевидной. Да и сам навык ремонта будет ещё не раз полезен.

К тому же  если яма достаточно просторная, в ней же часто хранят ремонтные наборы и запасные части для автомобиля. Особенно это актуально для небольшого по площади гаража, в котором есть дефицит свободного места.

Чем же может не угодить столь полезный уголок? Самой главной опасностью при постройке гаража с ямой, являются близкорасположенные грунтовые воды. Вообще, избыток влаги является врагом автомобиля, а если в смотровой яме плохо сделана гидроизоляция, то даже при отсутствии подтоплений, вода будет накапливаться на стенках сооружения из-за перепадов температур в холодное время года.


вода в смотровой яме

Внимание! Любая смотровая яма может приводить к образованию конденсата на днище машины за счет перепада температур на разных уровнях строения.

Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка.

Строительство смотровой ямы

Производится ли оно при закладке будущего гаража или в уже готовом помещении, этапы строительства одинаковы.  Сначала проводится подготовка и разметка ямы, затем ее отделка и проведение коммуникаций. Ничего сложного в этом нет, однако каждый шаг требует грамотного исполнения со знанием некоторых тонкостей.

И в первую очередь нужно узнать уровень залегания грунтовых вод на разрабатываемом участке. Он должен быть не менее 2.5 метров для того, чтобы строительство было оправданным, и проверку лучше проводить самостоятельно, просто пробурив как можно глубже отверстие в земле на строительном участке. Можно также опросить соседей, уже имеющих в своих гаражах подвалы или ямы.

Внимание! Если размеры гаража позволяют, то можно сделать смотровую яму с боковым входом. Таким образом, ее пропорции будут Г-образными, что позволяет сократить длину основной траншеи и делает спуск в нее более простым и удобным, когда машина стоит на осмотре.

Какими должны быть размеры

Первым важным шагом является разметка ширины смотровой ямы. Она должна быть комфортной, но не усложнять движений автомобиля по гаражу. Опыт многих строителей сходится на том, что это около 70 см, к которым можно прибавить ещё 5-10 см. 

Более сложным вопросом является определение длины сооружения. Она не должна быть меньше двух метров, иначе весь смысл конструкции меняется, однако ее увеличение может быть очень полезным при правильном использовании. Если будут сделаны стационарные ступени, их длина также должна быть прибавлена к минимальной.

Однако растягивать ее на весь гараж не только финансово невыгодно, но и вредно. Хорошо, если помещение большое и смотровая яма просто будет находиться дальше того места, где становится машина — это ещё один способ защитить днище от конденсата.

Важно помнить, что итоговый размер углубления будет меньше, чем черновой за счет слоев отделки и выкладывания стен. Поэтому  на этапе земляных работ к полученным пропорциям прибавляют толщину стен и пола, и “углубляются” в соответствии с этим.

Глубина ямы должна составлять рост пользователя и зазор для работы — это 15-20 см до верха ямы. Лучше сделать ее более глубокой, ведь сделать деревянный настил на полы довольно  легко. Если же ошибка приведет к необходимости постоянно биться головой о днище машины, вся постройка потеряет свой смысл.

Если строится смотровая яма для грузовика, то ее пропорции несколько меняются. Расстояние между колесами у больших машин разных моделей весьма разное, поэтому за основу берется размер собственного авто. Яма должна быть на 30-40 см уже, чем этот показатель. Если она будет меньше, то добраться до всех узлов грузовика не получится.

Если же яма нужна для обслуживания и легковой и грузовой машины, ее ширина должна быть усредненной. Например, ширина для одного автомобиля 80 см, а для другого 120 см. В таком случае искомый размер ямы будет один метр, хотя это усложнит маневрирование на легковой машине.

Основные этапы строительства

Строительство смотровой ямы своими руками проходит несколько этапов:

  • разметка участка;
  • рытье котлована;
  • укладка гидроизоляции;
  • обустройство пола;
  • выкладка стен.


Элементы конструкции смотровой ямы

Для того чтобы сделать правильную разметку на участке, необходимо сразу выбрать строительный материал для стен. Если выбран кирпич, то ширина кладки будет составлять примерно 12 см (у кирпича разных марок и размеры отличаются), и тогда к ширине и длине прибавляются по 24 см. Если стены бетонируются, то берется толщина в 20 см, то есть к общим параметрам стоит добавить по 40 см.

Рытье котлована производится вручную, так как пропорции его довольно небольшие. Стены и пол после проведения земляных работ нужно выровнять как можно более тщательно, это упростит дальнейшие действия.

Важно! Необходимо сделать качественную гидроизоляцию, на ней не стоит экономить.


Элементы гидроизоляции

До сих пор многие используют в качестве водонепроницаемого слоя полиэтилен, однако более долговечными являются полимерные мембраны или битумные материалы. Если гараж стоит на достаточно сухом грунте, можно взять жидкую гидроизоляцию, которая наносится кисточкой, а затем застывает.

Для пола достаточной будет бетонная заливка толщиной в 7-8 см, однако качество смеси должно быть высоким. Ещё перед укладкой гидроизолирующего материала нужно провести уплотнение пола гравием. Для этого слой камня в несколько сантиметров выкладывается на грунт и вбивается в него специальным приспособлением — “трамбовкой”.

Затем в качестве арматуры на пол кладется кусок стальной сетки необходимых размеров. Заливка проводится в быстром темпе. Так как понадобится довольно много материала, сделать необходимое количество смеси в один прием вряд ли удастся. Поэтому работа должна вестись быстро, чтобы бетон застыл одним ровным слоем.

После того как пол твердеет и становится пригодным для использования, проводят армирование стен. Для этого часто используют ту же сетку, только выкладывают ее слоями. После армирования строится первый слой опалубки, делается заливка бетона. Удобнее всего проводить работу в три этапа, устанавливая и снимая на каждом из них доски опалубки. Кстати, их качество тоже может быть отменным, ведь после работ из хорошего дерева можно сделать полки для гаража.

Важные детали при обустройстве смотровой ямы

Есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание по ходу работы. Так, ещё с момента рытья котлована важно заложить в стенах ямы несколько ниш, которые затем станут полками для подручного инструмента. Хорошей идеей является и закладка нескольких цилиндрических наклонных углублений, в которых потом можно располагать светильники.

Далее, смотровую яму можно и утеплить. Когда за стенами гаража температура опускается хотя бы до -10, работать в утепленном сооружении гораздо приятнее. Для этого можно использовать плиты пенополистирола, которые просто сажаются на специальный клей. Так уменьшается  и количество конденсата на стенах и днище автомобиля.

Внимание! Освещение смотровой ямы должно быть простым, безопасным и запитываться от источника с напряжением в 36 В.  Прокладка сети с напряжением в 220 В опасна для жизни автовладельца. Светильники должны иметь уровень защиты УР5 Х по ГОСТ 17677-82Е и ГОСТ 14254-80.

Край смотровой ямы стоит отделать железным или деревянным уголком небольших размеров. Это дополнительное ребро жесткости для постройки, и упор для колес машины, который не позволит ей при неосторожном движении провалиться.

Последним штрихом станет крышка для смотровой ямы, которую собирают из досок. Она защищает человека от падения в яму, а днище машины — от влаги, которая может конденсироваться даже при самой тщательной обработке стен и пола ямы. Часто крышку трудно поднимать, поэтому ниже приведено простое и оригинальное решение сооружения подходящей ручки.

Этапы строительства смотровой ямы с фото

Разметка размеров для произведения земельных работ.

Рытье котлована.

Укладка гидроизоляции.

,

Заливка пола бетоном.

Сооружение стен из кирпича.

Или заливка стен бетоном.

Чистовая отделка.

Нормативные документы по строительству смотровых ям

  • ТКП 45-3.02-241-2011 (02250) СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
  • ОНТП-01-91 “Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта”;
  • ВСН 01-89 “Предприятия по обслуживанию автомобилей”;
  • МГСН 5.01-94 “Стоянки легковых автомобилей”;
  • ГОСТ 12.1.005-88 “Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны”.

bouw.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *