Звукоизоляция в студии звукозаписи: Звукоизоляция домашней студии – ЭхоДизайн

Содержание

Звукоизоляция домашней студии – ЭхоДизайн

Домашняя студия звукозаписи необходима людям, которые занимаются музыкой, озвучивают видеоролики или производят другие творческие продукты на медиарынок. Также, домашняя студия может быть организована для себя, для своего удовольствия и реализации. Заказать услугу записи песни в студии может быть очень дорогим удовольствием, а если такая потребность возникает часто, есть прекрасный выход – это домашняя звукозаписывающая студия. Но, в таком случае, перед людьми обычно встает вопрос, как сделать так, чтобы они были изолированы, чтобы пение не мешало соседям и в домашнюю студию не проникали голоса из внешнего мира. 

 

Звуковая изоляция вопреки распространенному мнению может быть достаточно бюджетной, если делать организовывать шумоизоляцию самостоятельно. Для этого вам в помощь пригодятся специальные шумоизолирующие панели, которых на данный момент на рынке существует множество. Вы можете выбрать любые варианты по размеру, форме и цвету.  

Звукоизоляция студии начинается не с покупки специальных панелей, а с выбора помещения для места, где будут записываться песни. Лучше, если комната будет состоять из бетонных или кирпичных толстых стен. Это обеспечит прекрасную изоляцию от внешнего мира, например от шумов, которые ходят с улицы. Если у вас есть такая возможность, тогда лучше студию делать в самой маленькой комнате. Маленькое помещение гораздо больше подходит для потребностей записать музыку, чем большая комната. Но, в этом вопросе можно обратить внимание не только на качество будущего продукта, но также на финансовую сторону вопроса. Ведь оборудовать специальными панелями и шумоизолировать комнату будет гораздо бюджетнее, если она будет иметь небольшой размер. 

 

Звукоизолирующие материалы потребуются для того, чтобы полностью оборудовать ими стены, потолок и пол. Это важно, потому что ни одна часть помещения не должна остаться без специальных панелей. В таком случае звук будет чистым без помех и вы будете действительно довольствоваться результатом полученным во время звукозаписи.  

 

Звукоизоляция студии начинается с оборудования пола. Если вы ищете самый бюджетный и простой вариант отделки для пола – это будет ковролин. Если вы хотите получить более качественный звук, обратите внимание на дополнительные материалы, например, пенополистирол, керамзит, минеральная вата или специальные панели из поролона. Если вы обустраиваете помещение нежилого плана, можно использовать специальные накладки из минеральной ваты. Этот вариант тоже прекрасно подходит для записи музыки или голоса в микрофон.

Мы уже говорили о том, что при организации студии звукозаписи на дому, важно обратить внимание не только на стены, но также на потолок. Если вы живёте в квартире и решили организовать в ней студию звукозаписи, а наверху у вас живут соседи, скорее всего они будут топать, передвигать мебель дверью и громко кричать. В таком случае вам просто необходимо шумоизолировать потолок – это даст возможность избавиться от внешних шумовых излишков, которые точно помешают вам записать хорошую музыку. Если вы решитесь установить натяжной потолок для шумоизоляции, следите за тем, чтобы он был не плоским, а немного выпуклым. В этом случае шумоизоляция будет лучшей. Также, для звукоизоляции потолка подойдут всё те же поролоновые панели высокого качества.

 

Самое важное в звукоизоляции комнаты для организации студии – это оборудование стен специальными панелями. Панели сделают всю работу за вас, их нужно будет только прикрепить на стену, что сделать очень легко. Выбрать вы можете панель абсолютно разного размера – это даст возможность заказать несколько листов и оборудовать всю комнату бюджетным вариантом. При этом вы можете поиграться с формами или оттенками панелей, чтобы дизайн вашей студии вас удовлетворил. Когда будете оборудовать стены панелями, обратите внимание на то, чтобы углы комнаты были закругленными. Для этого также есть специальные угловатые панели с круглой и выпуклой наружностью. 

 

Не забывайте про наружный шум, который доносится с улицы. Часто это бывает шум от: движения машин, рядом проходящей стройки, пения птичек и многого-многого другого. Эти звуки могут быть иногда приятными для слуха, но никак не помогут для качества записи песен или музыки. От них, наоборот, нужно избавиться, поэтому важно защитить от лишних шумов всю площадь комнаты и даже позаботиться об окнах. Окна в таком случае выбирать лучше пластиковые, они не дадут лишним вибрациям проникать в комнату. Но, если у вас стоит выбор, где сделать студию, в комнате с окнами или в помещении, где нет окон совсем, лучше выбрать второй вариант. Так вы сможете добиться полной звукоизоляции. Не забывайте и об иных звуках, часто мы можем слышать, как соседи ходят на лестничной площадке, а из подъезда громко доносятся звуки лифта. Это также может мешать нам записать хорошую песню или музыку в нашей домашней студии. Для этого лучше выбрать плотные, хорошие двери и тщательно заделать все щели герметиком. 

Звукоизоляция и акустика студии звукозаписи, домашнего кинотеатра, комнаты прослушивания

Ключевые цифры

не более 20 дБА

уровень фонового шума

65-70 дБ

требуемая звукоизоляция ограждающих конструкций

0,2-0,4 секунды

рекомендованное время реверберации

Вопросы звуко-виброизоляции и акустики в студиях звукозаписи, комнатах прослушивания и домашних кинотеатрах:

Рекомендации Acoustic Group

Альбом инженерных решений Acoustic Group

В альбоме приведены подробные схемы звукоизолирующих конструкций стен, полов и межэтажных перекрытий, а также схемы виброизоляции инженерного оборудования.

Акустика студий звукозаписи

Принципы, которых следует придерживаться при проектировании студии звукозаписи

Акустика комнат прослушивания

Принципы, которых следует придерживаться при проектировании комнат прослушивания.

Акустика домашних кинотеатров

Принципы, которых следует придерживаться при проектировании домашних кинотеатров.

Примеры проектов

Аппаратно-студийный комплекс киностудии “СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ” (Москва)

Студии звукозаписи Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского

Домашний кинотеатр (Московская обл.)

Домашняя дискотека (Санкт-Петербург)

Студия «Xuman Records» (Щелково)

Кинозал в офисе компании RSS PRODUCTION CINEMA HALL (Москва)

Домашний кинотеатр (Ленинградская обл.

)

Домашний кинотеатр (Киев)

Музыкальная студия Борода Рекордс (Киев)

Студия записи учебных программ Политехнического университета (СПбГПУ)

Посмотреть все проекты

Запросить консультацию

  • Требуется решение для студии звукозаписидля комнаты прослушиваниядля домашнего кинотеатраДругое
  • Я даю согласие на обработку своих персональных данных
  • ознакомиться с пользовательским соглашением

Специалисты Acoustic Group помогут решить любые вопросы по звукоизоляции, виброизоляции и акустике.

  • Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:

    8 (800) 222-08-77

    (бесплатный звонок по всей России) или по номеру телефона ближайшего к вам офиса Acoustic Group.

    Запросить консультацию

  • Также в нашем проектном бюро вы можете заказать:

    Консультации инженеров-акустиков
    Акустическое проектирование
    Акустический дизайн Акустические измерения и расчеты Акустическая экспертиза

  • По желанию заказчика мы не только разработаем проект, определим оптимальные решения и материалы, но и поможем найти квалифицированных исполнителей для осуществления качественного монтажа необходимых конструкций.
    Также в процессе внедрения наших решений вы всегда можете воспользоваться услугой проектного бюро “Инженерное сопровождение

Файлы для скачивания

Брошюра «Отделочные акустические материалы» PDF, 7,92 Мб

Брошюра «SoundBoard» PDF, 7,31 Мб

Брошюра «FLEXAKUSTIK» PDF, 1,00 Мб

Брошюра «DECOUSTIC» PDF, 2,08 Мб

Брошюра «Акустический консалтинг» PDF, 1,51 Мб

Как звукоизолировать домашнюю музыкальную студию / репетиционную комнату

Здесь, в Магазин звукоизоляции мы имеем большой опыт в разработке и поставке систем звукоизоляции для студий звукозаписи и репетиционных комнат от домашних студий до профессиональных.

Наша система обладает очень высокой производительностью и сводит к минимуму потери пространства, что идеально подходит для небольших помещений, таких как домашние студии, переоборудованные гаражи и т. д., где строительство нескольких слоев бетонных стен невозможно.

Важное примечание: Спецификации нашей студии основаны на конкретной системе. Это проверенная система, которая доказала свою эффективность на высоком уровне.

Всегда будут дешевые альтернативы, но, по нашему опыту, это приводит к разочаровывающим результатам. Если вы серьезно настроены построить свою домашнюю студию / садовую студию / гаражную студию и хотите серьезно сократить объемы, внимательно прочитайте приведенную ниже информацию.

Если вам нужна дополнительная консультация по вашей конкретной ситуации, свяжитесь с нами, чтобы поговорить с нашими профессиональными консультантами по звукоизоляции студий.

Прошлые видео клиентов студии

Ниже приведены несколько видео, присланных нам клиентами студии. В этих видеороликах показаны элементы сборки/установки, а также звуковые тесты, демонстрирующие эффективность звукоизоляции.

Наше базовое руководство по звукоизоляции домашней студии или репетиционной комнаты

Вот наши 6 основных шагов для достижения высокого уровня звукоизоляции для приложений с высоким уровнем децибел. Это может быть применено к специально построенным зданиям-студиям, гаражам, надворным постройкам или даже комнатам в вашем доме.

Шаг первый – Комната в комнате

Это самый важный совет, который мы можем дать, и многие люди ошибочно думают, что могут его пропустить.

Когда создается громкий звук, он создает Воздушную звуковую волну но также сильная вибрационная энергия . Воздушный звук будет распространяться по студии на 360 градусов, поэтому его необходимо блокировать во всех направлениях. Однако, что более важно, даже если вас больше беспокоит распространение звука в определенном направлении, вам нужно поглотить энергию и вибрацию . Если вибрация проникнет в конструкцию здания, она будет очень легко распространяться через контакт с твердым материалом. Поэтому, если вы звукоизолируете стены, а не пол, например, вибрация будет распространяться по полу, под стенной звукоизоляцией и все равно проникать в стены сзади. Или может распространяться от стены без звукоизоляции к стене со звукоизоляцией в обход звукоизоляции.

Таким образом, независимо от конструкции или местоположения вашей студии, невероятно важно построить раздельную стену перед каждой стеной, подвесной потолок и плавающий пол, чтобы создать свою «комнату в комнате». Это единственный эффективный способ сдержать переносимый по воздуху звук и звуковую энергию внутри «внутреннего» помещения и не допустить его проникновения в конструкцию здания.

Мы достигаем «комнаты в комнате», сооружая независимые каркасы из стоек (металлические или деревянные) перед каждой стеной, но не соприкасаясь друг с другом. Между рамой и стеной должно быть не менее 10 мм, но чем больше этот зазор, тем лучше.

Если возможно, подвесьте раму стоек на изолирующей полосе по периметру. Он должен быть достаточно плотным, чтобы выдерживать вес стен, но при этом быть в состоянии поглощать вибрацию. Попробуйте наш Изолирующая лента ProSound.

Поскольку эта рама со стойками создаст полую полость, вам потребуется заполнить раму звукоизоляцией, чтобы звук не резонировал и не усиливался в этой полости. Мы рекомендуем Шумоизоляция из минеральной ваты весом 60 кг.

В зависимости от того, с какой высотой вы должны играть в выбранном вами пространстве, вы можете сделать то же самое с полом и потолком, построив плавающую раму на полу и плавающую раму под потолком, или, если высота низкая, для начала вы можете де – соединить пол и потолок, чтобы сэкономить место.

Вариант 1 — минимальная потеря высоты

Этаж – Если у вас бетонный пол, вам больше не нужно добавлять массу. Таким образом, вы можете обойтись минимальным слоем вибропоглощающего коврика на полу. Это отделяет напольное покрытие (ковер, ламинат и т. д.) от структурного пола (бетон) и поглощает вибрацию между ними. Потеря высоты составит всего около 5-10 мм. Вы можете использовать напольный слой, такой как наш ImpactoMat 5 мм

Потолок – Ваш подвесной потолок можно закрепить непосредственно к нижней части существующих потолочных балок для минимальной потери высоты. Пока лаги изолированы акустической минеральной ватой.

Вариант 2 — Второстепенные потолочные балки

Пол – То же, что и выше, с тонким эластичным напольным покрытием

Потолок – Сохраните существующий потолок на месте, но установите дополнительные потолочные балки. Их можно установить поверх стеновых рам, если они достаточно толстые, если они не закреплены по периметру стен.

Заполните вторичные балки акустической изоляцией из минеральной ваты, затем установите подвесной звукоизоляционный потолок на нижнюю часть вторичных балок.

Вариант 3 – Максимальная потеря пространства, максимальная производительность

Пол – плавающие деревянные балки на изоляционных планках поперек пола. Между балками заполните звукоизоляцией из минеральной ваты. Добавьте полоски изоляционной ленты поверх балок, затем добавьте конструкционный слой пола, такой как ДСП T&G (18 мм / 22 мм), затем добавьте сверху звукоизоляционный мат, чтобы придать полу массу и устойчивость. Что-то вроде нашего SoundMat 3 Plus был бы идеальным. Затем ваш окончательный пол заканчивается сверху.

Это значительно увеличит ваш рост и будет стоить дороже, но производительность при необходимости будет значительно улучшена.

Потолок – Дополнительные балки, как указано выше.

Шаг второй — добавьте массу

Единственное, что блокирует звуковую волну в воздухе, — это масса.

Масса — это, по сути, вес, поэтому чем тяжелее и плотнее материал, тем больше звука он блокирует. Поэтому начинать со структуры с большей массой всегда лучше. Здание из кирпича или бетонных блоков, естественно, блокирует более высокий уровень звука, чем, например, деревянное здание.


Мы хотим покрыть наши новые внутренние каркасы стен несколькими слоями тяжелых и плотных материалов. В то же время мы хотим смешивать разные типы материала, чтобы мы могли блокировать более широкий диапазон звуковых частот.

Мы рекомендуем комбинацию Акустический гипсокартон и TecSound SY100.

Мы стремимся добавить 35 кг массы на м2.

Если исходная конструкция имеет малую массу, например одиночная кирпичная стена со слабыми местами или деревянная конструкция. Вы можете добавить больше массы конструкции, прежде чем строить новые каркасы стен. Использование слоев звукопоглощающего гипсокартона или цементно-стружечной плиты увеличит массу здания.

Шаг 3.

Добавление упругости

Эластичность придает материалу способность изгибаться, двигаться и поглощать удары.

Принцип тот же, что и у пружин подвески в автомобиле, что делает поездку более комфортной, потому что автомобиль намного легче поглощает удары выбоин. Жесткая машина без подвески была бы гораздо более неудобной для езды.

Подвешивание наших слоев массы на упругой системе означает, что слои массы (гипсокартон и TecSound) могут изгибаться, двигаться и поглощать воздействие звуковой волны и поглощать энергию вибрации звука.


Мы используем высокопроизводительную отказоустойчивую систему под названием Система ReductoClip, которая может быть закреплена на лицевой стороне ваших новых каркасов шипов и подвешивает ваши слои массы. Это самая тонкая отказоустойчивая система на рынке, обеспечивающая высокую производительность при минимальных потерях пространства.

Мы используем ту же упругую систему ReductoClip и слои массы для потолка, чтобы создать звуконепроницаемый подвесной потолок. ReductoClip для потолков

Шаг 4. Окна и двери

Окна и двери всегда будут слабым звеном, поскольку их масса намного меньше, чем у стен. В идеальном мире у нас была бы только одна дверь и ни одного окна.

Мы рекомендуем использовать двойную дверную систему с двумя тяжелыми прочными противопожарными дверями. Один установлен на существующей стене, а другой установлен на новых опорных рамах. Дверные коробки должны иметь хорошее уплотнение, чтобы дверь была герметичной.

В окнах должно быть акустическое стекло, и, как и в дверях, мы рекомендуем вторичное остекление. Окно на существующей стене и второе окно, установленное на каркасной раме.

Шаг 5 — Питание и освещение

В идеальном мире мы бы свели к минимуму количество отверстий, прорезаемых в слоях массы, поскольку они создают слабые места.

По этой причине старайтесь размещать все розетки и осветительные приборы на поверхности. Устанавливайте на слои стены, а не В слои стены.

Кабели для розеток можно проложить даже по поверхности стены с помощью короба. Это означает, что если вам нужно будет что-то изменить позже, вам не нужно открывать звуконепроницаемые стены, чтобы получить доступ.

Опять же, идеально подойдут накладные осветительные приборы, такие как светодиодные ленты, подвесные светильники или даже отдельно стоящие светильники, такие как лампы. В худшем случае это будут точечные светильники, которые необходимо утопить в потолок.

Этап 6 – Вентиляция

Комната с хорошей звукоизоляцией будет очень хорошо изолирована и герметична. Это сделает комнату теплой и без естественного притока воздуха. Поэтому нам нужна какая-то система вентиляции.

В какой-то степени это всегда будет недостатком, так как это, по сути, дыра изнутри наружу, но, к сожалению, это необходимый шаг.

Вы можете использовать дорогие цифровые системы кондиционирования воздуха и системы вентиляции с электроприводом, если хотите, или просто базовый вход/выход пассивный акустический вентиль. Но вам нужно будет изолировать все воздуховоды и уменьшить как можно больше звука из розетки, используя перегородки / глушители / аттенюаторы.

Студия с двумя комнатами (живая комната и комната управления или несколько комнат для занятий)

В этом примере мы используем тот же принцип, создавая две новые внутренние комнаты с двойным каркасом, отделяющим одну комнату от другой, с высоким уровнем изоляции между ними.

Стоимость материалов

Это будет определяться размером комнаты и качеством строительства, но, по нашему опыту, примерная стоимость однокомнатной студии составляет около 3000–5000 фунтов стерлингов для звукоизоляционных материалов, не включая вторичные окна, если это необходимо. Это основано на комнате около

Площадь 15–20 м2 или 4 м x 4 м, 4 м x 5 м.

Если вы заинтересованы в строительстве собственной домашней студии или репетиционного зала и хотели бы узнать стоимость материалов для вашего помещения, нам потребуются ваши размеры, в идеале план существующего помещения, фотографии существующего помещения, если это возможно, и так же подробно о строительстве существующего здания.

Затем мы можем составить полную спецификацию для ваших нужд с бесплатной сметой материалов без каких-либо обязательств.

Заключение

Блокировать высокие уровни звука в децибелах непросто, и нет быстрого, простого и дешевого решения.  Если вы думали, что звукоизоляция в студии — это просто пенопласт на стенах или плотные шторы, то ознакомьтесь с нашим блогом «Мифы о звукоизоляции».

Если вы не желаете предпринимать шаги, описанные выше, или не можете инвестировать такой уровень бюджета, то ваши результаты будут очень ограниченными, и ваши ожидания должны быть очень низкими.

Если вы сможете предпринять необходимые шаги и сделать необходимые инвестиции, вы сможете добиться действительно отличных результатов, как и все наши прошлые клиенты студии.

Если вы серьезно относитесь к звукоизоляции своей домашней студии или репетиционной комнаты и у вас есть какие-либо вопросы или вам нужна помощь в расчете стоимости, свяжитесь с нашей специальной командой студии по телефону 01423 206208 . или используйте нашу контактную страницу ниже, чтобы отправить нам сообщение.

Хотите еще больше подробностей – ознакомьтесь с нашим подробным студийным блогом – Практический пример барабанной студии в подвале

Пожалуйста, поделитесь этой статьей, если она покажется вам полезной:

Звук тишины: методы звукоизоляции студии звукозаписи

Звук повсюду — в ропоте прохожих, в лае собаки, или спешка дальнего движения. По большей части наш мозг отбрасывает эти звуки на задний план нашего сознания, где они становятся частью повседневной жизни. Только когда мы сосредотачиваемся на воспроизведении только определенного звука — скажем, на записи нового трека — мы понимаем, насколько мощными являются фоновые звуки. Студии звукозаписи так важны именно по этой причине. В то время как технология микширования звука, доступ к высококачественному оборудованию и другие функции являются значительным преимуществом, именно звукоизоляция делает возможным качество и четкость готового трека. Вот некоторые сведения о методах звукоизоляции музыкальных студий и о том, как они работают.

Что делает звукоизоляция, а что нет

Звукоизоляция — это использование материалов и дизайнерских приемов для предотвращения проникновения внешних звуков в закрытое пространство и сдерживания звуков, издаваемых в этом пространстве. Жизнь по соседству с музыкальной студией не означает, что вы можете слышать, как артисты записывают свои последние треки, а пребывание в студии означает, что движение, эхо, шаги, погода и даже шум оборудования не загрязняют эти треки.

Самое звуконепроницаемое помещение в мире  Microsoft’s Building 87 , безэховая камера, разработанная с использованием интеллектуальных технологий и сложных материалов, которые настолько эффективны, что регистрируемый фоновый шум составляет -20,3 децибел. Это на 2,4 децибела меньше, чем звук, который издают молекулы воздуха, сталкиваясь друг с другом. Хотя это не подходит для записи музыки, интересно посмотреть, насколько продвинутой может быть звукоизоляция.

Звукоизоляция не улучшает звук в помещении. Это называется акустической обработкой, и эти методы будут применяться наряду со звукоизоляцией музыкальной студии. Сегодня мы рассмотрим только саму звукоизоляцию.

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Эффективная профессиональная звукоизоляция студии решает проблему сдерживания и исключения звука, рассматривая пять областей:

1. Поглощение

Некоторые тяжелые, плотные материалы с большой массой поглощают звук волны более эффективно, чем другие. В комнате с голыми бетонными стенами будет эхо, а в библиотеке с ковровым покрытием — нет. В студиях звукозаписи используются такие материалы, как пористая изоляция высокой плотности, акустические панели, басовые ловушки и студийная звукоизоляционная пена. Специальное звуконепроницаемое студийное стекло используется для обеспечения визуальной связи между пространством записи и звукооператорами без отражения звуковых волн обратно в пространство.

2. Демпфирование

Когда демпфирование отсутствует, в помещении возникает эхо, поскольку вибрации отражаются от разных поверхностей. Демпфирование предотвращает накопление этой вибрационной энергии, гарантируя, что звуки не отражаются и не искажаются, превращая их в тепло. Акустический клей, нанесенный между гипсокартоном или фанерой, является одним из распространенных методов, используемых в музыкальных студиях для достижения этого звукопоглощающего эффекта.

3. Разъединение

Это процесс изоляции конструкций или их разъединения для предотвращения вибраций и шума, возникающих в результате контакта. В музыкальных студиях этот метод может выходить далеко за рамки того, что видно на поверхности, и включает в себя изоляцию балок пола, создание воздушных зазоров между элементами внутренних стен, добавление изолирующих слоев, плавающие потолки и полы. Кроме того, также важно использовать изоляционные прокладки под барабанными установками и другими аксессуарами, которые предотвращают распространение вибрации между оборудованием и другими конструкциями.

4.

Заполнение воздушных зазоров

Звуковые волны легко распространяются по воздуху, поэтому любые зазоры в вашей конструкции могут стать путем для проникновения шума в студию и за ее пределы. Музыкальные студии обычно используют акустические уплотнения, пенные наполнители и пенные прокладки для закрытия зазоров под дверями, вокруг окон и стеклянных стен студии, труб, вентиляционных отверстий и дверных рам. Чтобы двери могли легко открываться без ущерба для звукоизоляции, профессиональные музыкальные студии устанавливают звуконепроницаемые дверные щетки, которые подходят к нижней части двери, эффективно блокируя поток воздуха.

5.

Звукоизоляция

В каждом районе есть свои звуки, будь то самолеты над головой, школа или даже парк. В то время как звукоизоляция может позаботиться обо всем этом, другие шумы должны быть устранены, где это возможно. Сюда входят шумы, создаваемые компьютерным оборудованием, вентиляторами, системами кондиционирования и отопления, шаги, телефонные звонки и другие шумы, являющиеся частью обычного рабочего дня. Благодаря установке бесшумного оборудования, внедрению правил работы во время записи и эффективной изоляции самой студии весь ненужный шум устраняется.

Для воспроизведения четких и чистых звуков необходима звукоизоляция студии звукозаписи. Этот сложный процесс включает в себя множество структурных и эстетических улучшений, и все они должны быть выполнены точно для создания правильной среды записи. В то время как у некоторых артистов есть ресурсы, время, пространство и ноу-хау для создания собственных студий, самый простой и эффективный путь — работать со студией звукозаписи, предназначенной для новых и появляющихся талантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *