Битума применение – Битум — Википедия

Содержание

Что такое битум, его разновидности и применение.

Битум – это продукт переработки нефти и составная часть полезных ископаемых. В его состав входят углероды, кислородные, азотистые, серные и металлосодержащие производные. Существует несколько разновидностей этого материала, отличающихся по свойствам, составу и применению.

Разновидности

Битумы классифицируются по нескольким признакам. Первый критерий – происхождение и состав.

  1. Природные битумы получают при добыче нефтяных полезных ископаемых. Их основной состав – углеводороды и производные, которые получаются при активном окислении нефтяных веществ в недрах земли. Природный углеводород может быть твердым или вязким. В привычном виде вещество получают на производстве, отделяя нужные фракции.
  2. Битумы для укладки асфальта получают при добыче пористых полезных ископаемых, залегаемых глубоко в недрах земной коры. Породу измельчают вместе с углеводородным веществом, получается материал для дорожных работ.
  3. Строительный битум – это синтетический продукт, получаемый из нефти промышленным путём. Материал используют для гидроизоляции конструкций и производства кровельных рулонных материалов и мягкой черепицы. Синтетический углеводород твердой структуры, для применения его растапливают до жидкого состояния, после чего он снова фиксирует свою форму уже на рабочей поверхности.

Состав

В строительных битумах, которые используют для гидроизоляции и изготовления кровельных материалов, состав приблизительно одинаковый. Его составляют:

  • Углерод – около 80%;
  • Водород – приблизительно 15%;
  • Сера – 2…9%;
  • Кислород – до 5%;
  • Азот – до 2%.

Основные фракции внутри материала:

  1. Твердая часть – асфальтены – высокомолекулярные углеводороды, их дополняют парафины.
  2. Смолы тёмно-коричневого окраса, придающие битуму насыщенный цвет.
  3. Консистенцию в расплавленном состоянии обеспечивают масляные фракции углеводородов.

Разное сочетание компонентов определяет разные характеристики, например, плотность битума кг/м3 может быть от 100 до 1400, в зависимости от марки.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Технология приготовления и нанесения

С рулонными материалами из битума для кровли и гидроизоляции всё просто – их раскатывают по конструкциям или по кровле и фиксируют наплавлением или приклеиванием на расплавленный битум. Последний, в свою очередь, может применяться как самостоятельный компонент в строительстве. Для этих целей его нужно правильно подготовить.

Существует 2 формы продажи битума:

  • Твёрдая;
  • Готовая жидкая.

Готовые мастики размешивают и наносят на поверхность кистью. Стоят такие растворы дороже твердого битума, а в качестве практически не уступают, но и не выигрывают, кроме удобства.

Чем растворить битум, если он загустел? Подойдут керосин, бензин и уайт-спирит. Их добавляют в небольшом количестве, дожидаются реакции с мастикой и тщательно размешивают. Этими же веществами можно вывести битумное пятно с поверхности пола, автомобиля или ткани.

Чтобы растворить твердый битум, понадобится газовая горелка и толстостенный котел с крышкой. Материал крошат на кусочки небольшого размера и заполняют ими емкость на 2/3. Нагревают котел до заданной в марке температуры, возможно превышение на 10-15°С. При этом, следует следить и за температурой, и за временем: градусов горелки может быть больше, тогда раствор расплавится быстрее, но перегрева допускать нельзя – качество углеводорода будет падать. Температура кипения битума у разных марок своя, самой высокой считается +200°С.

Во время нагрева всплывающие твердые частицы следует вылавливать и утилизировать.

Нагретый раствор наносят на поверхности широкой кистью и валиками. Следует соблюдать технику безопасности при работе с горячим материалом, использовать индивидуальные средства защиты.

Средний расход битума на 1 м2 гидроизоляции при слое 1,5…2,5 мм составляет 1…1,5 кг.

stroikadialog.ru

Битум строительный для гидроизоляции


 

Содержание статьи:

.

Что такое битум?

Термин «битум» принято использовать в следующих значениях:

  1. генетическом – под понятие «природный битум» подпадают такие полезные ископаемые органического происхождения, как:  газ, нефть, горный деготь, смолы, мальта, горный воск, озокерит, асфальт и т.п.;
  2. аналитическом —  под битумом понимают вещества, которые извлекают из горных пород с использованием органических растворителей;
  3. техническом – вещества природного и искусственного происхождения, используемые для покрытия дорог, устройства гидроизоляции, приготовления мастик, лаков, праймеров и т.д.

Битум может быть как природным, так и иметь искусственное происхождение. Нефтяной битум получают на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, которую подвергают фракционной перегонке. В результате  получают светлые продукты (бензин, лигроин, керосин),  смазочные масла и др. виды нефтепродуктов. Нефтяные остатки (после отбора более легких по массе фракций)  используют в качестве сырья для производства нефтяных битумов. При атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают остаточные битумы, при окислении нефтяных остатков — окисленные, при смешении остатков, образующихся при перегонке нефти, — компаундированные.

Материал имеет углеводородную основу и состоит из углерода (70-98%), водорода (1-14%), кислорода (0,3-10%), серы (0,2-10%), азота (0,1-3%). Важнейшие его свойства – способность растворяться в органических растворителях (бензин, бензол, ацетон, хлороформ), способность гореть, а также высокая адгезия (способность прилипать к различным поверхностям). В зависимости от состава и назначения битум нефтяной относят к одной трех классификационных групп:

  1. жидкие – в дальнейшем подразделяются на разжиженные и остаточные;
  2. вязкие;
  3. твердые – в дальнейшем подразделяются на пластичные и хрупкие.

.

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве.  Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

.

Какие марки битумов бывают?

Использование марок битума для конкретных областей применения регламентируется соответствующими ГОСТами. Ниже дано описание основных марок:

1. Битум нефтяной дорожный вязкий регламентируется ГОСТом 22245-90, в соответствии с которым предусмотрены следующие марки битума нефтяного дорожного (цифры дроби в марке отражают допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С):

Показатель

 

Нормативное значение, в зависимости от марки

БНД 200/300

БНД 130/200

БНД 90/130

БНД 60/90

БНД 40/60

БН 200/300

БН 130/200

 БН 90/130

   БН 60/90

Глубина проникания иглы (0,1 мм):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– при 25 °С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

201-300

131-200

91-130

60-90

– при 0 °С, не менее

45

35

28

20

13

24

18

15

10

Температура размягчения по кольцу и шару (°С), не ниже

35

40

43

47

51

33

38

41

45

Растяжимость
(см), не менее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– при 25 °С

70

65

55

45

80

80

70

– при 0°С

20

6,0

4,0

3,5

Температура хрупкости (°С), не выше

-20

-18

-17

-15

-12

-14

-12

-10

-6

Температура вспышки (°С), не ниже

220

220

230

230

230

220

230

240

240

Изменение температуры размягчения после прогрева (°С), не более

7

6

5

5

5

8

7

6

6

Индекс пенетрации

от -1,0 до +1,0

Oт -1,5 до +1,0

 

Чтобы выбрать марку дорожного битума, нужно воспользоваться данными таблицы:

Дорожно-климатическая зона

Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года (°С)

Марка битума дорожного

I

Не выше -20

БНД 90/130,БНД 130/200,БНД 200/300

II и III

От-10 до-20

БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БНД 200/300

II,III,IV

От-5 до -10

БНД 40/бО,БНД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БН 90/130,БН 130/200, БН 200/300

IV-V

Не ниже +5

БНД 40/60,БНД 60/90, БНД 90/130,БН 60/90, БН 90/130

 

2. Нефтяные битумы (БН), используемые для строительных работ, регламентируются ГОСТом  6617-76, в соответствии с которым установлены три марки битумов нефтяных строительных — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10 (цифры в числителе дроби показывают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а в знаменателе — указывают среднее значение пределов изменения пенетрации при 25°С):

Наименование

Норма для марки

БН 50/50

БН 70/30

БН 90/10

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

41-60

21-40

5-20

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

50-60

70-80

90-105

Растяжимость (при 25 °С), не менее

40

3,0

1,0

Растворимость (%), не менее

99,50

99,50

99,50

Изменение массы после прогрева (%),не более

0,50

0,50

0,50

Температура вспышки  (°С), не ниже

230

240

240

Массовая доля воды

Следы

 

БН 50/50:

  • температура размягчения: около 50 0С;
  • свойства: хорошо прилипает, легкотекучий, на ровной поверхности постепенно оплывает (растекается).

БН 70/30:

  • температура размягчения: 70-72 0С;
  • свойства: хороша адгезия, разбивается без осколков на крупные куски; наиболее пригоден для устройства гидроизоляционных покрытий.

БН 90/10:

  • температура размягчения: около 90 0С;
  • свойства: высокая адгезия, малочувствителен к высокой температуре,  разбивается молотком и образует осколки с блестящей поверхностью.

С течением времени материал теряет часть входящих в него масляных фракций, в результате чего становиться  жестким, хрупким. При низких температурах также происходит потеря его эластичности, материал приобретает жесткость и ломкость.

3. Битумы нефтяные кровельные (БНК), регламентируются ГОСТом 9548-74, в соответствии с которым установлены три марки кровельных битумов — БНК-40/180 (битум для пропитки), БНК-45/190 (битум для пропитки и получения покровного битума), БНК-90/30 (материал, для покровного слоя), в числителе дроби в марке указано среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а в знаменателе — среднее значение показателей пенетрации при 25°С:

Наименование

Норма для марки

БНК-40/180

БНК-45/190

БНК-90/30

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

160-210

160-220

25-35

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

37-44

40-50

80-95

Температура хрупкости (°С), не выше

-10

Растворимость в толуоле или хлороформе (%), не менее

99,50

99,50

99,50

Изменение массы после прогрева, (%), не более

0,80

0,80

0,50

Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева (% от первоначальной величины), не менее

60

60

70

Температура вспышки (°С) не ниже

240

Массовая доля воды, не более

Следы

Массовая доля парафина (%), не более

5,0

Индекс пенетрации

От 1,0 до 2,5

.

Как работать с битумом

Строительные  и кровельные битумы традиционно широко  применяются в строительстве для производства гидроизоляционных и кровельных работ. Битум разогревают в котле или битумоварке до текучего состояния и в жидком виде наносят на обеспыленное основание шпателем, кистью либо разливают и выравнивают специальными гребками (раклями).

Битум остывает очень быстро, поэтому разогрев материала производят после подготовки основания к нанесению битума.

Разогрев битума

производят в варочном  котле из толстого металла с плотно закрывающейся крышкой, Толщина стенок котла должна быть не менее 4 мм, так как   в тонкостенных емкостях материал будет быстро подгорать. Перед разогревом битум очищают от упаковки и раскалывают на небольшие куски, лучше делать это утром пока материал не размяк. Полученные куски укладывают в битумоварку (котел), заполняя на 2/3 объема.

Нагрев  производят на малом огне, чтобы обеспечить постепенный и равномерный прогрев. Битум расплавляют до получения однородной массы, а при появлении на его поверхности посторонних примесей, удаляют их металлическим ситом (например, жестяной банкой с пробитыми в ней гвоздем отверстиями) на длинной палке. При разогревании материал шипит и пенится, так как выпаривается лишняя жидкость.

Температура нагревания — от 160 до 200 °С. При температуре 160-170 °С материал можно разогревать в течение 3 часов, а при большей температуре — не долее 1 часа.  Для контроля температуры разогретого материала используют термометр со шкалой делений более  200 0С.

При температуре свыше 220 °С свойства материала ухудшаются, так как в нем образуется кокс. Появление зелено-желтого дыма и пузырей – явный признак перегрева (происходит процесс коксования).

При нагревании до 240 °С и более материал может легко воспламениться. В этом случае нужно немедленно закрыть крышку котла (накрыть котел листом металла), чтобы потушить огонь. Такой битум при затвердевании будет хрупким и быстро потрескается, поэтому использовать его уже нельзя.

Битум разогревают до тех пор, пока масса не станет однородной, а ее поверхность – глянцевой, при этом от неё поднимается густой серый дым.

Расход для гидроизоляции:

Битум, разогретый до жидкого состояния, наносят слоем толщиной 1,5 — 2,5 мм.
Расход  составляет 1,0 — 1,5 кг на кв.м.

.

Техника безопасности

При работе с горячим битумом необходимо проявлять большую осторожность во избежание ожогов. Для предотвращения несчастных случаев, необходимо помнить следующие требования техники безопасности:

  • битумы – вещества горючие с температурой вспышки  220-300 0С;
  • минимальная температура самовоспламенения строительных нефтяных битумов — 368 0С;
  • котел для разогрева (варки) битума устанавливают на выровненной свободной площадке;
  • при огневом подогреве котла необходимо следить, чтобы жидкий битум не попал в огонь. Для этого котел устанавливают с небольшим уклоном в сторону, противоположную топке;
  • в непосредственной близости от котла располагают ящик с песком, лопаты и огнетушитель;
  • при загорании небольшого количества битума, его тушат песком, пенным огнетушителем, кошмой.  При развитии пожара разлитого на большой площади продукта, огонь тушат пенной струей;
  • в процессе варки битумных мастик соблюдают правила смешивания битумов разных марок: после закладки в котел, расплавления битума БН-Ш и прекращения образования пены можно добавлять битумы более высоких марок;
  • сухие куски битума опускают в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
  • необходимо  следить, чтобы в варочный котел не попадала вода, снег или лед;
  • в расплавленный битум нельзя добавлять битум третьей марки. Это может привести к большому пенообразованию, в результате чего содержимое котла выплеснется;
  • котел нельзя загружать более чем на две трети его объема;
  • при работе с горячим битумом и битумными мастиками необходимо надевать брезентовые рукавицы и костюмы, а также очки и кожаные ботинки.

Битум нефтяной строительный незаменим при устройстве гидроизоляции построенных своими руками погребов и подвалов. При покупке материала помните, что  гарантийный срок  хранения составляет один год с момента его производства.

podomostroim.ru

состав и технические характеристики :: SYL.ru

Битум применяется для различных целей с давних времен и по сей день является одним из наиболее распространенных материалов для строительства. Еще задолго до нашей эры такие знаменитые города, как Вавилон и Ассирия, использовали его в строительных целях. Он прекрасно осуществляет функцию как цементирующего, так и водоупорного основания.

Виды дорожных битумов

Этот строительный материал можно разделить на несколько отдельных групп по свойствам и техническим характеристикам. Определить все параметры можно только после исследования органического состава материала. Отдельной группой выступает дегтевый битум, так как в эту широкую группу можно определить все разновидности пеки и дегтя.

Есть такие варианты битумов:

  1. Природный битум. Данное вещество можно найти как в жидкой, так и в затвердевшей конфигурации, однако все эти разновидности остаются в одной группе. Природные битумы нефтяные дорожные ГОСТ определяет как состоящие из органических составляющих, а также из их производных, которые классифицируются как неметаллический тип химических соединений. Такое вещество появляется только после того, как нефть обрабатывается окислительными полимерами исключительно в природных условиях и по прошествии большого количества времени. Обычно битум естественного зарождения можно в больших количествах найти исключительно в местах, где диагностированы и выявлены крупные месторождения нефти. Данный материал можно сравнить с асфальтом, хранится он в виде специфических небольших болотцев. Обычно природные битумы нефтяные дорожные, ГОСТом определяемые, встречаются очень редко, а преимущественно их находят там, где есть большое количество горных пород.
  2. Асфальтовый порошок. Это вещество, которое захоранивается только в горных породах и имеет вид известняка при его нахождении. Когда происходит дальнейшая обработка вещества, оно извлекается, а далее действия производятся с ним такие же, как и с асфальтовым порошком.

Другие разновидности битумов

  1. Искусственный битум. Его часто называют нефтяным, так как получить данный материал удается лишь при переработке нефти. Технология, которая работает при производстве битумов, подразумевает несколько типов данного вида: окисленные, остаточные, крекинговые.
  2. Гудронный битум. Его первоначальное местонахождение можно определить в мазуте. Получить данный вид можно только при помощи отжимания некоторых масляных фракций из данного вещества. Гудронный битум нефтяной дорожный чаще всего выступает в качестве отличного связующего элемента, он также помогает добывать все остальные разновидности данного строительного материала.

Основные разновидности битума

  • БН-50/50. Размягчить его можно только после достижения температуры в 50 градусов, что не является завышенным или сложным показателем. Он является отлично прилипающим, что оценивают все ремонтные и строительные бригады, занимающиеся укладкой дорог. Если оставить данный материал на ровной поверхности, он будет постепенно растекаться, то есть оплывать, что позволяет гарантированно сделать ровный и однородный слой.
  • БН-70/30. Чтобы это вещество начало размягчаться, необходимо довести его температуру до 70-72 градусов, в зависимости от состава конкретного химического соединения. Он отлично прилипает к поверхности, то есть обеспечивает высокий показатель адгезии. Обычно этот материал применяется для создания гидроизоляции, то есть как нижний или верхний слой дороги. Следует помнить, что этот материал имеет предрасположенность к образованию сколов, однако если он разбивается, образуются большие куски без дополнительной пыли или мелких элементов.
  • БН-90/10. Довольно сложный материал, который для расплавления требует не менее 90 градусов. Обеспечивает отличную адгезию, а в готовом виде практически не проявляет чувствительности даже к относительно высоким температурам. Разбить его довольно сложно, однако при применении нагрузки, похожей на удары молотком, можно ожидать его рассыпания на осколки, поверхность которых имеет способность к поблескиванию.

Сферы применения

Битум нефтяной дорожный вязкий является практически универсальным строительным материалом, поэтому, помимо гидротехнической и промышленной сферы, смешанной с коммерцией, данное вещество часто применяется в дорожном строительстве. Обычно битумы используются не только при закладке и строительстве дорог, но и при их ремонте, поэтому потребность в таком материале практически не иссякает.

Важные отличия от других материалов

Битум нефтяной дорожный состоит из вяжущего вещества органической природы и резины, заменить которую может определенный полимер. Такой состав позволяет улучшить качество и износостойкость изделий из битума или предметов с его добавлением, а также обеспечить соответствие нормам современных технологий в строительстве.

Состав битума

Обычно битум нефтяной дорожный состав имеет простой, так как он содержит примерно одинаковые компоненты, смешанные в немного отличающихся друг от друга пропорциях. Большую часть занимают углероды, так как их в данном веществе около 75-80 %. Водород занимает значительную, но все же не первую позицию, посколько объем его равен около 10-15 % от общего состава. Так определяется доля летучей части битума нефтяного дорожного. Сера обычно присутствует, однако ее количество никогда не превышает 10 %, если состав битума соответствует основным нормам. Кислород занимает всего 5 %, однако является важным элементом. Если сравнивать строение битума с коллоидной системой, можно найти множество общих черт. Асфальтены полностью диспергированы в специально созданной среде, состоящей из смеси масла и воды.

Особенности состава

Перечисленные выше элементы всегда входят в состав, который имеют битумы нефтяные дорожные жидкие. ГОСТ определяет несколько важных свойств и характеристик этого строительного материала. Чтобы увеличить твердость битума, достаточно добавить в смесь больше асфальтенов совместно со смолой. Следует помнить, что повышение этих параметров влечет за собой повышение плотности и увеличение температуры, при которой возможно даже минимальное плавление конкретного материала.

Особенности битума

Когда рассматриваются битумы нефтяные дорожные, технические характеристики предусматривают повышенное содержание разнообразных веществ маслянистой природы. Данный элемент сильнее разжижается и становится мягким во всех отношениях. Его можно легко расплавить, используя даже меньшую температуру, чем указано в характеристиках конкретной марки, к которой относятся битумы нефтяные дорожные. ГОСТ 22245-90 определяет, что содержание масла совместно со смолой в битуме обязательно корректируется до среднего уровня. Если данным параметром пренебрегли или осуществление коррекции невозможно, следует ожидать, что материал станет менее прочным и будет лучше плавиться.

Определение технических характеристик

Следует помнить, что степень вязкости можно определить по минимальной температуре, при которой происходит плавление битума. Если увеличить температуру, вязкость практически сразу повысится. Когда градусы уменьшаются, материал заметно твердеет, становится менее пластичным. Если температура опустилась до нуля или наблюдаются минусовые отметки, битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ определяет как имеющие возможную хрупкость, поэтому при выборе материала для производства дороги следует проявлять особую внимательность.

Главные преимущества

Битум имеет одно важное и во многом положительное свойство. Он не способен растворяться в воде. Следует учитывать, что битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ определяет как подлежащие полному или частичному растворению в веществах, имеющих кислотную природу. Также битум не отличается высокой теплоемкостью, поэтому для утепления он не подходит. В качестве изоляционного материала его используют только для отграничения конструкции от влаги. Если принимать во внимание сертификат соответствия, битум нефтяной дорожный должен иметь консистенцию с показателем плотности не менее 1,5 г/см куб. Когда высчитывается суммарная масса битума, на 1 л вещества допустимо значение плотности в 1 кг/м куб. Этот факт предопределяет особенности, которыми обладают битумы нефтяные дорожные вязкие.

ГОСТ предусматривает, что битумы отличаются широким перечнем положительных особенностей и важных свойств. Качественный битум должен обладать гидрофобностью, не растворяться в жидкости, если в ней нет химических реагентов, размягчаться и становиться более вязким при изменении окружающей температуры. Среди связующих материалов в строительной сфере битум нефтяной дорожный занимает неоспоримое первое место. Если выбрать качественный его вид, можно применить его с максимальной эффективностью для строительства массивных дорог, а также их ремонта, предусматривающего долговечный положительный результат.

www.syl.ru

Битумы применение – Справочник химика 21

    Принципиальная технологическая схема такой установки приведена на рис. П1-2. Как видно из схемы, переработка нефти здесь осуществляется в три ступени атмосферная перегонка нефти с получением топливных фракций и мазута, вакуумная перегонка мазута с получением узких масляных фракций и гудрона и вакуумная перегонка смеси мазута и гудрона с получением широкой масляной фракции и утяжеленного остатка, используемого для производства битума. Применение двух ступеней вакуумной перегон- [c.147]
    Рулонные материалы, используемые, для армирования покрытий на основе битумных мастик, помимо достаточно высоких прочностных свойств, должны обладать водоустойчивостью, в противном случае защитные свойства всего покрытия будут резко снижаться. Примером тому может служить гидроизол (асбестовый картон, пропитанный битумом), применение которого приводит к увеличению водопоглощения мастичного покрытия в 8,5 раз. Водопоглощение самого гидроизола [c.40]

    Дорожный жидкий битум. Применение жидких битумов значительно облегчает технологический процесс получения битумоминеральных смесей и устройства дорожного покрытия, способствует увеличению сезона строительных работ, позволяет использовать для обработки широкий ассортимент минеральных материалов и обеспечивает высокую устойчивость покрытия против старения. [c.156]

    Экономический эффект от внедрения брикетирующего автомата определяется путем сопоставления себестоимостей затаривания и удельных объемов капиталовложений в расчете на одну тонну вырабатываемого твердого битума применением автомата и способом розлива твердого битума в разборные металлические формы. Такое сравнение напрашивается в связи с тем, что до внедрения автомата затаривание твердых битумов в разборных формах считалось наиболее экономичным по сравнению со всеми другими способами, обеспечивающими надлежащую чистоту продукции. [c.120]

    При выполнении изоляционных конструкций из нескольких слоев однородного материала, между слоями материала иногда создают пароизоляционные слои из битума, примененного для приклеивания плит теплоизоляционного материала к ограждению и друг к другу. Такого рода промежуточные пароизоляционные слои только ухудшают положение, если в материале образуется зона конденсации. Фиг. 49, г иллюстрирует этот факт.На этом рисунке то же сопротивление паропроницанию, что и на фиг. 49, б разделено на три одинаковых участка, в результате чего увлажнение не устраняется, хотя оно и меньше, чем в случае, показанном на фиг. 49, в. Это указывает на то, что пароизоляционный слой не должен раздробляться, а должен весь сосредотачиваться с теплой стороны ограждения до слоя возможной зоны конденсации. Указанное обстоятельство заставляет также избегать подклеивания теплоизоляционных материалов сплошным слоем битума, а подклеивать только в нескольких точках. [c.112]

    Вязкость битумов наиболее полно характеризует их консистенцию при различных температурах применения. При максимальной температуре применения вязкость должна быть как можно выше. [c.74]

    Комбинированное применение на одной битумной установке реакторов 2-х типов позволяет одновременно полу [ить разные мерки битумов, более полно использовать тепло реакции и отходящих потоков. [c.76]

    На любом НПЗ при углубленной переработке нефти образуются в больших количествах (около 15-20 % от нефти) твердые при комнатной температуре остатки, такие как асфальты деасфальтизации и гудроны глубоковакуумной перегонки, которые до настоящего времени не находят достаточно квалифицированного применения. Прим енение их, в качестве сырья для получения нетопливных нефтепродуктов таких, как битум, пек, связующее и другие углеродистые материалы, осуществляется в значительно мены шх объемах, чем количество образующихся твердых нефтяных остатков. [c.171]

    Отходы синтетического каучука и резины широко используют для производства тары, кровельных и защитных материалов, товаров народного нотребления. Ряд отходов промышленности синтетического каучука (тяжелокипящие кубовые остатки, смолы) применяют для модификации битумов непосредственно на установках окисления. Отходы иромышлен-иости синтетического каучука могут найти также применение в строительстве в качестве материалов для покрытия полов, юрметнков для крупноблочного и панельного строительства, кровельных материалов, облицовочных и отделочных материалов для панелей и стен, мастик для приклеивания различных материалов к дереву, бетону и кирпичу, теплоизоляционных материалов, профильных изделий и др. [c.143]

    МПа. Этим достигается необходимый температурный перепад между теплоотдающей и охлаждающей средами без применения компрессора. На некоторых установках пары пропана, выходящие из сепаратора 20 и освобожденные от увлекаемых капель битума, являются теплоносителем для одного из испарителей. [c.65]

    Стабильность битумов. Стабильность во времени свойств битумов, предназначенных для длительной службы в различных сооружениях и материалах, имеет большое значение. Проблемы стабильности решаются по-разному при применении и производстве битумов. [c.19]

    Жидкие дорожные битумы и эмульсии получили применение сравнительно недавно, а использование твердых асфальтов в Европе началось с 1835 г. [133]. [c.554]

    Термоэластопласты уже в настоящее время нашли широкое применение в промышленности. Они используются в трех основных направлениях 1) получение изделий непосредственно из термоэластопластов или композиций на их основе 2) модификация пластмасс 3) модификация битумов. [c.290]

    Применение метода предусматривается в стандартах и технических условиях на нефтяные битумы. [c.375]

    Навеску испытуемого битума растворяют в 100 мл растворителя, нагревая колбу с обратным холодильником на водяной бане. Применение открытого огня для нагрева не допускается. [c.388]

    Книга предназначена для инженерно-технических и научных, работников, занимающихся производством, исследованием и применением нефтяных битумов. Полезна студентам нефтяных вузов-192 с.. 24 табл.. 99 рнс., 290 литературных ссылок. [c.2]

    Битум с давних пор является одним из наиболее известных инженерно-строительных материалов. Его адгезионные и гидрофобные свойства использовались уже на заре цивилизации. В настоящее время области использования битумов чрезвычайно широки. Достаточно назвать дорожное строительство, изготовление кровельных материалов, применение в лакокрасочной и кабельной промышленности, строительство зданий и сооружений, прокладку трубопроводов и др. [c.6]

    В соответствии со способами производства битумы разделяют на окисленные, остаточные, осажденные и компаундированные. Классифицируют битумы и по областям применения. [c.7]

    Торф и бурые угли брикетируют без применения связующего, а при лрессовании мелких фракций каменных углей, антрацита, отсевов кокса и других видов топлива с малым содержанием битуминозных веществ используют связующее — каменноугольный пек или нефтяные битумы. Применение этих связующих (8%) с высокой теплотой сгорания несколько повышает теплоту сгорания брикетов по сравнению с исходным твердым топливом. [c.187]

    Определение компонентного состава битумов. В зависимости от выбора экстрагентов для осаждения, элюентов и адсорбентов для хроматографирования результаты определения могут быть неодинаковыми, что и наблюдается в работах разных авторов. Наибольшее применение при исследовании компонентного состава битумов у нас в стране нашли лишь несколько методик. Они отличаются в основном аппаратурным оформлением, но не полученными результатами. [c.8]

    С увеличением давления получается продукт с более высокой пенетрацией при одинаковой температуре размягчения (рис. 25) [60], что для производства большей части окисленных битумов предпочтительнее [11]. Такое влияние давления объясняется [И] уменьшением потерь дистиллята (в виде отгона) и окислением дистиллята в промежуточные смолы и далее -в асфальтены. Все же в связи с усложнением оборудования окисление под давлением не нашло широкого применения, а величина давления не превышает 0,25—0,30 МПа [И].  [c.49]

    Битумы начали широко использовать в промышленности задолго до того, как были разработаны теоретически обоснованные методы анализа и исследования. Это обстоятельство объясняет применение традиционных (условных) методов анализа для оценки так называемых технических свойств. Показатели таких свойств используют для маркировки, а также при решении ряда вопросов производства и применения битумов. Распространенность условных методов анализа объясняется и их простотой, возможностью проводить сопоставление качества получаемой продукции с ранее накопленной информацией. В национальные стандарты включены разные условные характеристики битума и методы их определения, но на практике повсеместно используют несколько, описанных ниже (подробное изложение методов испытания битумов включено в соответствующие стандарты). [c.12]

    При применении разных окислительных аппаратов свойства получающихся битумов могут различаться. Так, битумы, полученные в кубе, имеют более низкую температуру размягчения, более высокую температуру хрупкости (рис, 39) [93] и более высокую дуктильность [89] по сравнению с битумами, полученными в колонне. Это имеет определенное, но не решающее значение прп выборе типа окислительного аппарата, так как битумы с такими свойствами могут быть получены и другим путем — увеличением отбора дистиллята при подготовке гудрона для окисления или вовлечением асфальта деасфальтизации в сырье окисления. [c.68]

    Как система, имеющая строение коллоида или высокомолекулярного раствора, битум может претерпевать структурные изменения, что выражается в выделении плохо удерживаемых компонентов и образовании иной, более стабильной в данных условиях системы. Это может привести к отрицательным последствиям при эксплуатации объектов, изготовленных с применением битума, так как его свойства будут отличаться от заданных применительно к конкретным условиям эксплуатации. [c.20]

    Поверхностные свойства. Как при производстве, так и при применении битумов многие явления происходят в двухфазных системах. Достаточно назвать получение битумов окислением гудрона воздухом и использование битумов в смеси с мине- [c.24]

    При изучении старения имеет значение правильный выбор показателей, характеризующих изменение свойств битума. Применение методов, дающих возможность непосредственно определять скорость в аимодействия битума с кислородом, вызывающим старение, [c.102]

    Препарат Прагобит является доброкачественной асфальтовой эмульсией, не содержащей никакого органического растворителя. Представляет собой черную, слегка седоватую по цвету, мутновато-блестящую массу с удельным весом от 1,015 до 1,045 (при 25°С), которую можно легко разводить водой. Ее свойства прежде всего зависят от свойств битума, примененного для изготовления этой добавки. [c.47]

    В качестве комплексной характеристики свойств битумов используют индекс пенетрации, предложенный Дж. Пфайффером и П. ван Доормаалем. Эта характеристика выражает взаимозависимость пенетрации и температуры размягчения. Индекс пенетрации может быть определен по номограмме, представленной на рис. 2. Как видно, при равной пенетрации индекс пенетрации тем выше, чем выше температура размягчения. Во избежание получения битумов с низкой дуктильно-стью верхнее значение индекса пенетрации ограничивают. Конкретные пределы изменения индекса пенетрации устанавливают в зависимости от условий применения битумов. [c.14]

    Области применения нефтяных битумов, их марки и требо — вания к их качеству приведены в 4.6.1. [c.73]

    ЭТОМ внимание на чистоту промывки краев фильтра. Промывку ведут до тех пор, пока на фильтре не будет оставаться следов битума и растворитель не будет стекать прозрачным (отсутствие масляного пятна на фильтровальной бумаге после испарения растворителя). Допускается фильтрацию раствора битума и промывку фильтра проводить под вакуумом или применять воронку для горячего фильтрования. При фильтровании под вакуумом воронку с помощыо резиновой пробки присоединяют к колбе для фильтрования под вакуумом, соединенной с насосом, создающим разрежение. Беззольный бумажный филыр смачивают растворителем и помещают в воронку так, чтобы фильтр плотно прилегал к стенкам воронки. При фильтрации с применением воронки для горячего фильтрования не допускается вскипание фильтруемого раствора. [c.389]

    Проведены опытно-промышленные испытания производства битумов в колонне в присутствии хлорида железа [99]. Кристаллогидрат хлорида железа РеСЦ-бИзО предварительно расплавляли при температуре 40—80 °С в барабане, обогреваемом водяным паром. Затем расплав разбавляли водой и 80 /о-й раствор хлорида железа плунжерным насосом подавали в окислительную колонну. Расход раствора — 0,1% (масс.) на сырье температура окисления составляла 265—270 °С, расход воздуха 2700 м /ч. В качестве сырья использовали гудрон с температурой размягчения 30—31°С. Опыты показали, что при получение битума с температурой размягчения 47—50 °С производительность увеличивается с 30 до 40 м /ч, а содержание кислорода в газах окисления снижается с 8 до 7% (об.). При сохранении одинаковой производительности 35 м /ч добавка хлорида железа позволяет повысить температуру размягчения битума с 43 до 54 °С, содержание кислорода в газах при этом также снижается с 8 до 7% (об.). Таким образом, применение хлорида железа способствует повышению степени использования кислорода воздуха и ускоряет процесс окисления. Однако, поскольку проблемы коррозии не решены, положительное заключение о целесообразности каталитического окисления не может быть сделано. [c.73]

    Более гибким является применение растворителей с переменной ра створя-юще1″ способностью, например смеси н-гептана и ксилола. Содержание ксилола в растворителе, при котором наблюдается отрицательный результат испытания на пятно, называется ксилольным эквивалентом битума. Величина ксилольного эквивалента может быть использована для количественной оценки стабильности битума [М]. [c.22]

    Применение вакуумной перегонки для производства битумов имеет благоприятные перспективы в связи с углублением переработки нефти. Увеличение отбора дистиллятов на основе со вершенствования оборудования процесса вак умной перегонки позволит одновременно получать дорожные битумы из различи ных нефтей. т—  [c.37]

    Предпочтительность объединения в одну цепочку разных по конструкции и принципу работы окислительных реакторов можно показать на примере производства битумов на Сызран-ском НПЗ. Здесь окисление осуществляется последовательно в колонне, трубчатом реакторе и кубе (рис. 38). Использование колонны в начале технологической цепочки позволяет устранить затраты тепла на предварительный нагрев сырья. В колонне получают дорожный битум, часть которого откачивают в товарные емкости, а остальное количество, не охлаждая, направляют на окисление в трубчатый реактор. В трубчатом реакторе получают строительный битум четвертой марки, причем вследствие небольшой степени окисления нет необходимости в затратах энергии на обдув реактора охлаждающим воздухом охлаждение происходит за счет тепловых потерь. Полученный бптум в основном выводится из процесса как товарный продукт, а оставшаяся часть направляется в кубы пеоиодического действия для получения строительного бптума. Применение кубов здесь оправдывается, несмотря на плохое использование кислорода воздуха, получением малотоннажной продукции. [c.68]

    При расчете учитывались все особенности работы каждого аппарата степень использования кислорода воздуха, необходимость разбавления газов окисления ( при производстве строительных битумов в колонне), потребность в рециркуляции (при производстве битумов в трубчатом реакторе), потребность в воде для охлаждения кдлонн и в воздухе для охлаждения трубчатых реакторов, необходимость применения компрессоров с повышенным давлением на линии нагнетания для подачи воздуха в трубчатые реакторы и т. д. Число окислительных аппаратов рассчитано с учетом фактической их производительности по промышленным и опытно-промышленным данным. По числу окислительных аппаратов, определено количество необходимого вспомогательного оборудования (насосов, вентиляторов) и расходные показатели (расход пара на привод насосов, электроэнергии на привод компрессоров и вентиляторов, воды на охлаждение насосов и компрессоров). Потребность в воздухе для окисления определена по известным удельным расходам воздуха на производство дорожных и строительных биту.мов [81] с учетом использования кислорода воздуха. [c.70]

    Битумы, полученные в присутствии хлорида железа, имеют (при равной пенетрации при 25 °С) более высокую температуру разм ягчения и пенетрацию при О °С [99]. Подобные наблюдения сделаны и при использовании других добавок фосфорного ангидрида [13] и пероксида водорода [100]. Однако это также не служит решающим доводом в пользу применения хлорида железа или других катализаторов, поскольку аналогичный эффект достигается при облегчении сырья окисления. [c.73]

    Данные по выходу и плотности остатка перегонки могут быть взяты из опыта атмосферной или вакуумной перегонки. Попытки разработать более точные приемы расчета выхода битума с учетам вляния формы кривой разгонки нефти или применения других коэффициентов в уравнениях, связывающих вЫход битума и коксуемость нефти [137], к заметным успехам не привели [135, 137]. Предложена [138] зависимость выхода битума с пенетрацией 100-0,1 мм от плотности, выраженной в условных градусах API. Кривая, представленная на рис. 60, соответствует усредненным данным количественная оценка адэкватности предложенной зависимости не проводилась. Пересчет условной плотности в относительную проводится по формуле  [c.94]


chem21.info

Разновидности битума

Битум — это что такое? Свойства и область применения битума

Битум – это один из самых древних строительных материалов, известных человечеству. В наше время его применение предполагает достаточно разнообразные варианты. Существует множество разновидностей этого материала.

Битумные вещества — это органические материалы, к которым относится несколько видов.

  • Природный битум. Является вязким веществом или твердым материалом, который состоит из соединений углеводов и их производных. Путями их образования являются природные окислительные процессы полимеризации нефти. Они имеют распространение в местах нахождения нефти. Чистый природный битум — это довольно редкое вещество.
  • Асфальтовые разновидности. Этот тип находят чаще, чем предыдущий. Он находится в пористых горных породах. Их размалывают и превращают в порошок. Так получается дорожный битум.
  • Нефтяной. Это искусственная разновидность материала. Ее получают в процессе переработки нефти. В соответствии с типом технологического цикла такие битумы разделяют на остаточные, окислительные и крекинговые.

Битум имеет следующий состав в классическом варианте:

  • до 80 % углерода;
  • до 15 % водорода;
  • от 2 до 9 % серы;
  • не более 5 % кислорода;
  • от 0 до 2 % азота.

Перечисленные вещества находятся в виде соединений углеводородов, серы, кислорода и азота.

Все элементы можно классифицировать по трем группам.

1. Твердая составляющая – высокомолекулярные углеводороды, которые называются асфальтенами. Также к твердым составляющим относятся парафины.

2. Смолы – аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый окрас.

3. Масляные фракции – это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.

Битум – это достаточно сложное вещество с определенным соотношением всех составляющих. Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.

Парафины также снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.

В зависимости от физических свойств различают следующие направления применения битума:

  • дорожное строительство;
  • устройство кровли;
  • гидроизоляция;
  • производство электорокабеля;
  • шино-резиновая технология;
  • аккумуляторы;
  • лакокрасочная продукция;
  • металлургия;
  • производство углебрикетов;
  • нефтепереработка.

В проведении строительных работ своими силами битум является самым востребованным материалом для гидроизоляции различных объектов, особенно погребов и подвалов.

В строительстве дорог используются битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90). Существует несколько марок такого материала.

Чтобы правильно подобрать разновидность, следует определиться с типом климатической зоны.

Для природных условий, которые характеризуются температурой в холодное время года в среднем не выше -20 ?С, подойдут в соответствии с ГОСТом такие дорожные битумы, как БНД 200/300, БНД 130/200, а также БНД 90/130.

Для регионов, где средние температуры в холодное время года составляют от -10 до -20 ?С, предусмотрены битумы нефтяные дорожные ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны. К ним относятся приведенные выше разновидности, а также БНД 60/90.

Если же среднемесячные температуры в холодное время года находятся в пределах от -5 до -10 ?С, то ГОСТ предусматривает использование таких нефтяных дорожных битумов, как все вышеперечисленные виды, а также БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Для местности, в которой зима характеризуется среднемесячными температурами не ниже +5 ?С, подходят нефтяные дорожные битумы таких типов, как БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Существуют разновидности, которые используются для строительства не только дорог, но и жилых объектов. Это универсальные марки. Есть только три марки, к которым относятся такие битумы нефтяные, как БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50.

Так же как и битумы нефтяные дорожные, ГОСТ которых регламентирует условия применения каждой разновидности, для строительных битумов действует ГОСТ 6671-76.

Чем меньше температура окружающей среды, тем более эластичный материал необходимо применять для строительства. Это обеспечит его долговечность и длительность эксплуатации.

Для различных работ по монтажу кровли используют специальный битум. Свойства и область применения его регламентирует ГОСТ 9548-74. Данный стандарт подразумевает использование трех разновидностей этого материала кровли:

  • БНК 90/30 — имеет такую сферу применения, как образование покровного слоя крыши.
  • БНК 40/180 — используется для совершения пропитывания.
  • БНК 45/190 — выбирается для обработки кровли и получения материала для крыши.

Битум дорожный, ГОСТ которого предусматривает несколько типов такого вещества, характеризуется множеством различных свойств. Каждое придает определенные качества материалу.

Самыми важными из них, определяющими область применения битума, считаются пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.

Высокие температуры способствуют увеличению степени вязкости битума. При похолодании материал теряет это качество и в момент достижении тепловой границы становится хрупким.

Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел. Чем больше морозоустойчивость нефтяного дорожного битума, тем выше класс его качества.

Температура вспыхивания также является очень важным показателем для такого материала, как битум дорожный. ГОСТ предусматривает стандартную величину этого показателя +200 ?С и выше. Чем больше температура вспыхивания, тем меньше пожароопасность вещества.

Показатель адгезии поможет узнать, как хорошо схватывается битум с основанием поверхности. Чем выше этот показатель, тем прочнее держится материал на поверхности.

При строительстве дорог и других объектов применяется технология разогревания битума. Этот процесс проводится в соответствии с определенными правилами. Техника использования материала заложена в характеристиках такого вещества, как битум. ГОСТ раскрывает его самые важные свойства.

Для разогрева материала, применяемого в строительстве и ремонте, используется специальный котел с толстыми металлическими стенками и герметично закрывающейся крышкой. Толщина материала позволит ему избежать подгорания.

Заполняется 2/3 емкости. Битум перед загрузкой раскалывается на куски небольшого размера.

Подогрев производится на небольшом огне, и материал растапливается до однородной массы. При появлении инородных примесей их извлекают специальным ситом. Предельная температура разогревания составляет +200 ?С.

При температуре подогрева от +160 до +170 ?С битум расплавится приблизительно за 3 часа. Если увеличить ее до предельного значения, процесс разогрева составит всего 1 час.

Битумы нефтяные дорожные не терпят увеличения подогрева свыше +200 ?С, ведь их свойства от этого будут ухудшаться. При +220 ?С начнет образовываться кокс.

При перегреве битума образуется неприятный желто-зеленый дым, а при достижении границы в +240 ?С вещество может даже вспыхнуть. Тогда крышку котла закрывают, чтобы потушить пламя.

После перегрева и вспыхивания битум дорожный становится хрупким и уже не подойдет для проведения работ по строительству или ремонту.

Складирование битумов происходит в специальных резервуарах. Они оборудованы механизмами перемешивания подогреваемого вещества. Эта техника должна иметь особые пути подачи водяного пара для профилактики вспыхивания паров материала.

Для опустошения резервуаров в них предусмотрено дно под уклоном.

Техника, перевозящая жидкий битум дорожный, оборудована специальными насосами, которые перекачивают вещество.

Если же материал перевозят в твердом виде, используются специальные разборные формы.

В процессе транспортировки и хранения обеспечиваются все требования пожарной безопасности, так как битум относится к легко воспламеняемым веществам. Выполняя все правила безопасности, можно не бояться возникновения непредсказуемых ситуаций в работе с этим материалом. Изучив свойства и разновидности материала, можно грамотно применять его в строительстве различных объектов.

Битум – это вещество, обладающее такими положительными качествами, как влагостойкость, прочность, неподверженность климатическим воздействиям, низкая звуко- и теплопроницаемость, а также малая проводимость тока. Благодаря этим свойствам он является очень востребованным и надежным строительным материалом.

Виды битума

Битум – это вещество, которое изготовляется промышленным методом в результате преобразования и смешивания смол, нефтепродуктов и других органических веществ. Известно, что химический состав и метод изготовления битума определяют его свойства. Существуют различные виды битума. Между собой они отличаются прочностью, эластичностью, твердостью. По сфере использования различают строительный, дорожный, изоляционный и кровельный битум.

Во всем мире широко используется дорожный битум. Он может быть как жидким, так и вязким.

Вязкий битум является главным вяжущим веществом в дорожном строительстве и ремонте дорог. Благодаря этому виду битума возрастает мягкость и эластичность горячего асфальта.

Жидкий битум создают на основе вязкого битума путем добавления к нему растворителей. Различные типы дорожного битума используют в зависимости от климата.

Для выполнения строительных работ, таких как гидроизоляция строений из бетона, подвалов и фундаментов, широко применяется строительный битум.

Битум так же является основой для изготовления битумного праймера, битумной мастики, гидростеклоизола и прочих стройматериалов.

Строительный битум применяется обычно в горячем виде. Для использования битума в холодной форме, его нужно разбавлять растворителями.

Строительный битум является универсальным материалом, который используют на всех стадиях возведения новых строений. Химического состав строительного битума представляет собой смесь из гетероорганических соединений и углеводородов.

Важное преимущество битума – его дешевизна.

Битум обеспечивает эффективную защиту строений и сооружений от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды и механических воздействий.

Нефтяные битумы применяется в дорожном и гражданском строительстве. Битум пластичен, может переносить низкие температуры, температурные перепады, различные виды нагрузок.

Главным потребителем нефтяных битумов является дорожное строительство. На

сегодняшний день до 90% производимого во всем мире объема товарных битумов потребляется дорожной отраслью. Нефтяной жидкий битум является более дешевым и универсальным материалом для применения в качестве вяжущего средства при устройстве дорожных покрытий.

Виды и применение битумов

Битум – это продукт переработки нефти и составная часть полезных ископаемых. В его состав входят углероды, кислородные, азотистые, серные и металлосодержащие производные. Существует несколько разновидностей этого материала, отличающихся по свойствам, составу и применению.

Битумы классифицируются по нескольким признакам. Первый критерий – происхождение и состав.

Состав

В строительных битумах, которые используют для гидроизоляции и изготовления кровельных материалов, состав приблизительно одинаковый. Его составляют:

Основные фракции внутри материала:

  1. Твердая часть – асфальтены – высокомолекулярные углеводороды, их дополняют парафины.
  2. Смолы тёмно-коричневого окраса, придающие битуму насыщенный цвет.
  3. Консистенцию в расплавленном состоянии обеспечивают масляные фракции углеводородов.

Разное сочетание компонентов определяет разные характеристики, например, плотность битума кг/м3 может быть от 100 до 1400, в зависимости от марки.

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК – битум нефтяной кровельный;
  • 90 – оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 – величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом – БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума – изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума – 0,95…1,50 г/см3.

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие – климатическая зона, ведь дороги – это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

С рулонными материалами из битума для кровли и гидроизоляции всё просто – их раскатывают по конструкциям или по кровле и фиксируют наплавлением или приклеиванием на расплавленный битум. Последний, в свою очередь, может применяться как самостоятельный компонент в строительстве. Для этих целей его нужно правильно подготовить.

Существует 2 формы продажи битума:

Готовые мастики размешивают и наносят на поверхность кистью. Стоят такие растворы дороже твердого битума, а в качестве практически не уступают, но и не выигрывают, кроме удобства.

Чем растворить битум, если он загустел? Подойдут керосин, бензин и уайт-спирит. Их добавляют в небольшом количестве, дожидаются реакции с мастикой и тщательно размешивают. Этими же веществами можно вывести битумное пятно с поверхности пола, автомобиля или ткани.

Чтобы растворить твердый битум, понадобится газовая горелка и толстостенный котел с крышкой. Материал крошат на кусочки небольшого размера и заполняют ими емкость на 2/3. Нагревают котел до заданной в марке температуры, возможно превышение на 10-15°С. При этом, следует следить и за температурой, и за временем: градусов горелки может быть больше, тогда раствор расплавится быстрее, но перегрева допускать нельзя – качество углеводорода будет падать. Температура кипения битума у разных марок своя, самой высокой считается +200°С.

Во время нагрева всплывающие твердые частицы следует вылавливать и утилизировать.

Нагретый раствор наносят на поверхности широкой кистью и валиками. Следует соблюдать технику безопасности при работе с горячим материалом, использовать индивидуальные средства защиты.

Средний расход битума на 1 м2 гидроизоляции при слое 1,5…2,5 мм составляет 1…1,5 кг.

Ваша оценка новости:

Исправляем ошибки винтового основания
Руфшилд — доступное качество

Все права защищены. 2015.

Спасибо!

Ваш вопрос будет опубликован в ближайшее время

Источники:

Битум — это что такое Свойства и область применения битума
Битум — это строительный материал, который применяется уже много веков. Зная, что он собой представляет, а также его разновидности, можно правильно использовать его в самых разнообразных целях.
http://fb.ru/article/190344/bitum—eto-chto-takoe-svoystva-i-oblast-primeneniya-bituma
Виды битума
Виды битума Битум – это вещество, которое изготовляется промышленным методом в результате преобразования и смешивания смол, нефтепродуктов и других органических веществ. Известно, что
http://www.bibliotekar.ru/stroymaterialy/132.htm
Виды и применение битумов
Битум – это продукт переработки нефти. Наибольшее применение он нашел в строительстве. Рассмотрим какие бывают разновидности и марки битумаов, а также нюансы применения.
http://stroikadialog.ru/articles/krovlya/vidy-i-primenenie-bitumov

(Visited 1 times, 1 visits today)

fxevolution.ru

Битум — характеристики и применение

Битум – незаменимая составляющая строительства. Благодаря своим уникальным характеристикам, битум надежно закрепился в строительной промышленности. Его практичность, долговечность и дешевизна не оставляют ни единого шанса альтернативным стройматериалам.

Характеристики битума

Битум – это асфальтоподобный материал, полученный искусственным образом. Является итоговым продуктом переработки натуральных битумов, остатков после обработки угля, нефти, сланцевых смол и торфяных экстрактов.

В зависимости от составляющих и характеристик различают несколько разновидностей битума:

  • Природный/натуральный битум – является побочным материалом при добыче нефтепродуктов из разнообразных горных пород. Характеризуются высокой устойчивостью к воздействию кислот, щелочей, воды.
  • Строительный битум – продукт нефтяной перегонки и смешивания с разнообразными строительными компонентами (остатками маслопроизводства, асфальтом и пр.). Для работы с кровельными материалами и для высотных работ обычно используется битум марки БНК 45/180, БНК 45/90, БНК 90/40 или БНК 90/30. Характеризуются высокой устойчивостью к намоканию и воздействию высоких температур. По сравнению с кровельными битумами, строительные имеют большую сопротивляемость возгоранию.
  • Дорожный битум – самый востребованный вид битумов. Основные марки дорожного битума: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300. Характеризуется большим коэффициентом пенетрации (проникновения в среду). Битумы с большими показателями пенетрации актуальны для северных районов, с меньшими – для южных.

Характеристики битумов постоянно изменяются и совершенствуются. Так, для того чтобы улучшить качества этого стройматериала, в него добавляют различные искусственные добавки, которые направленно усиливают те или иные характеристики. Как правило, такие химические ингредиенты позволяют повысить сопротивление резким перепадам температур, холоду или жаре.

Основные характеристики, по которым можно оценить качество битума:

• растяжимость,

• показатели температуры по хрупкости,

• показатели температуры по размягчению,

• уровень пенетрации.

Соответственно, химические добавки для битумов направлены на улучшение этих характеристик. Цена битума напрямую зависит от качества и целевого применения стройматериала. Оптимизированные марки, устойчивые к большим нагрузкам и обладающие хорошей растяжимостью, будут стоить дороже. Как правило, все необходимые показатели отражены на маркировке битума.

Применение битума

Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.

Природный битум

Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.

Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения. На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.

Дорожный битум

Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.

В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.

Плотность битума разделяет его на два вида:

  • вязкий,
  • жидкий.

Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.

Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.

Строительный битум

Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.

  • Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.
  • Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.

Все виды битумов подходят для качественной гидроизоляции зданий, труб или фундаментов. Это самый дешевый, быстрый и удобный способ обеспечить сооружению долгий срок эксплуатации. Расход битума напрямую зависит от характера работ и характеристик материала. Прежде чем приобрести битум, внимательно ознакомьтесь с его маркировкой.

 

__________________________________________________

Почитать еще:

uef.ru

Окисленный битум: производство, свойства и применение

Что такое битум, знают не только строители, но и многие потребители. Этот материал использовался несколько десятилетий назад повсеместно для покрытия небольших хозяйственных построек, обустройства влагозащитной преграды между фундаментом и стеной зданий и для многих других целей. Но чистый битум – не лучший вариант для производства кровельных покрытий. Ведь он поддается старению, становится ломким и твердым под воздействием кислорода и солнечного света. Вследствие этого на поверхности появляются трещины, и она теряет водозащитную функцию. Чтобы избавиться от перечисленных недостатков, для производства кровельных покрытий используется окисленный битум.

Особенности производства

Изготовление битума является сложным технологическим процессом, который осуществляется на территории нефтеперерабатывающих предприятий. Сырьем служит нефть, причем не один сорт, а несколько, которые тщательно отбирают. От того, насколько качественен исходный материал, зависит качество готового продукта.

Производство окисленного битума является принудительным процессом и осуществляется на специальной установке. В ней нагревается исходное сырье и через него пропускается кислород. Исходным сырьем может служить мазут, гудрон, крекинг-остатки, полугудрон или их смесь.

Преимущества и особенности

Следствием процесса окисления будет приобретение продуктом важных для эксплуатации характеристик, к которым относится:

  1. Изменение теплостойкости покрытия с исходных +45 градусов до конечных +120 градусов.
  2. Благодаря остановке всех химических процессов кровельный продукт приобретает необходимую жесткость.
  3. Более высокая огнестойкость, чем у неокисленного аналога.
  4. Отсутствие выделения паров и неприятных запахов при нагревании.
  5. Благодаря улучшенному качеству с поверхности не осыпается базальтовый гранулят.
  6. Покрытие сохраняет свой внешний вид, не вздувается и не трескается.
  7. Улучшенная ветростойкость. За счет того, что жесткость материала повысилась, покрытие легко противостоит даже самым сильным ветрам.

Процесс окисления на этом не завершатся – он будет продолжаться после монтажа кровли некоторый период во время его эксплуатации.

Недостатки окисленного битума

К сожалению, процесс окисления наделяет покрытие и некоторыми недостатками:

  1. Хрупкость при минусовых температурах – материал на морозе твердеет, становится жестким. Поэтому его нельзя использовать для монтажа. Это существенный минус для профессиональных строителей, которым приходится работать не только в летний период.
  2. Из-за хрупкости полотна его при необходимости, сложно ремонтировать на морозе – при малейшей нагрузке, например – достаточно стать на кровлю, она начинает трескаться и ломаться.

Изготовление модифицированного битума

Что что такое битум модифицированного вида? Так называется материал, в исходную смесь которого добавляют определенный вид модифицирующего вещества. Это необходимо, чтобы готовая продукция для кровель могла противостоять различным погодным воздействиям. Что дает добавка модификаторов? Смешивание битума с полимером, добавленным в правильной пропорции, наделяет конечный продукт важными для эксплуатации свойствами:

  1. Устойчивостью к УФ-излучению.
  2. Хорошей адгезией.
  3. Способность хорошо держать форму.
  4. Стойкостью к резким изменениям температурного режима.

Многие потребители задаются вопросом, не вреден ли добавляемый полимер для людей и окружающей среды. О том, насколько безопасен термопласт, свидетельствует следующий факт – через несколько лет эксплуатации на поверхности покрытия начинают расти грибки, мох и другие биологические организмы. Чтобы их уничтожить, достаточно обработать поверхность любым веществом, основой для создания которого послужил медный купорос.

Сравнение характеристик окисленного и модифицированного битума

Свойства окисленного битума и сбс-модифицированного во многом одинаковы. Это длительная эксплуатация, отличный внешний вид. Но есть и различия. Чтобы понять, какой из материалов обладает лучшими показателями и больше подходит для конкретного объекта, необходимо сравнить их характеристики и рассмотреть отличия.

Описание характеристик

Окисленный битум

Модифицированный битум

Диапазон температур, при которых возможна эксплуатация.

от -55° C до +120° C.

От -25° до +120° C. При более низких температурах покрытия начинают трескаться и осыпаться. Это приводит к нарушению герметичности и изменению внешнего вида кровли.

Адгезия.

Высокий показатель адгезии. Благодаря этому материал обладает отличной ветроустойчивостью – даже при сильном ветре не срывается с кровли. Кроме того, гранулят отлично держится на его поверхности.

Минимальная адгезия, из-за чего может осыпаться гранулят.

Качество.

Конечный материал обладает высоким качеством, не зависящим от качества исходного сырья.

Качество готовой кровли полностью зависит от качества сырья. Если оно не обладало нужным качеством, чтобы добиться хорошего качества конечного продукта, производителям приходится использовать различные стабилизационные добавки.

Гибкость, эластичность

Высокий показатель

Высокий показатель, но только при плюсовых температурах.

Использование химических модифицирующих добавок

Не предусмотрено

Используется, чтобы продлить срок службы кровли.

Экологическая чистота

Не содержит вредных или химических веществ. Поэтому считается безопасным для человека и окружающей среды.

Может выделять вредные вещества, хотя и в небольшом количестве.

Вывод: хотя модифицированный битум стоит дешевле, по разным показателям он немного уступает окисленному аналогу.

Особенности монтажа

Как говорят про гибкую черепицу отзывы опытных строителей, если укладка каждого вида покрытия проводилась правильно, не отмечаются существенные различия в поведении кровли. Но есть один важный нюанс. Выбирать и устанавливать покрытие из обоих материалов необходимо с учетом их характеристик и свойств. Так, летом удобнее работать с модифицированным битумом – он обладает большей теплостойкостью и хорошо себя зарекомендовал при высоких температурах. Если же для монтажа используется окисленный аналог, с ним работать лучше в зимнее время. Он и при очень низких температурах сохраняет гибкость.

Вывод: можно работать с любым материалом, если работы проводить согласно рекомендациям производителя и строго выполнять все их предписания, покрытие кровли может эксплуатироваться долгие годы, сохраняя свои характеристики.

А что говорят про гибкую черепицу отзывы владельцев домов, покрытых подобным материалом? Самое главное, что говорит каждый из них, это высокая эстетичность покрытия и его надежность. По истечении нескольких лет эксплуатации поверхность остается в целостности и выполняет свою функцию.

Виды модифицированных битумов

В зависимости от вида добавляемого модификатора существует два вида модифицированного битума:

  1. СБС (резинобитум). Чтобы его получить, в битумную массу добавляют каучук. Благодаря этому масса изменяет свою структуру на молекулярном уровне. Изготовленная из материала битумная кровля обладает более высокой гибкостью и прочностью при минусовых температурах, а также приобретает способность повторять все изгибы поверхности и даже после значительных растягиваний возвращаться в исходное состояние.
  2. АПП. Так называется смесь, в которую добавляют полимер (атактический полипропилен). Благодаря этому готовое полотно при изменениях температуры изменяет свою пластичность (чем выше температура, тем выше пластичность и, наоборот). Добавляемый полимер имеет невысокую стоимость. Поэтому полученная с его использованием битумная кровля стоит ниже, чем с СБС-добавками.

Преимущества и особенности модифицированных покрытий

СБС-модифицированный материал:

  1. Обладает большим коэффициентом удлинения – полотно можно растянуть на длину, большую от первоначальной в 20 раз, и при этом оно не разрушится, а останется целым. У окисленного битума подобный показатель намного ниже.
  2. При температурах ниже нуля полотно сохраняет гибкость и эластичность.
  3. При сгибах на полотне не появляются трещины, даже если температура окружающей среды ниже нуля.

АПП-модифицированный материал:

  1. Изменяет пластичность при изменении температуры. Чем выше показатель градусника, тем быстрее улучшается пластичность, и наоборот – при снижении температуры резко снижается гибкость покрытия.
  2. Стоимость покрытия на основе АПП модификаторов имеет более низкую стоимость, чем СБС аналог.

Недостатки модифицированной кровли

Покрытие с АПП-модификаторами не предназначено для использования в регионах, где температура зимой опускается ниже -25 градусов. Он начинает трескаться и рассыпаться. При нанесении покрытия на кровлю необходимо работать с ним аккуратно. Материал совершенно неэластичный, и если растянуть, он не возвращается к исходному состоянию.

Благодаря разнообразию кровельных битумных материалов на строительном рынке каждый потребитель может выбрать вариант по наиболее подходящей цене и с теми характеристиками, которые его устроят.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *